Еврейская
пословица гласит: «От Моше до Моше не было подобного Моше». В ней упомянуты
двое, пожалуй, наиболее известных среди неевреев духовных лидеров нашего народа
всех времен — Моше-рабейну и рабби Моше бен Маймон (известный по аббревиатуре
этих слов — Рамбам), о котором я довольно подробно писал несколько месяцев
назад. Что особенного в этих двух людях? Что позволило им стать столь
влиятельными и популярными авторитетами даже среди других народов мира?
Прежде чем
ответить на этот вопрос, хочу напомнить, что на этой неделе мы начинаем читать
вторую книгу Торы — Шмойс, которая рассказывает об Исходе евреев из Египта. В
начале изложенные в ней события выглядят так, как будто у Моше-рабейну была
только одна задача: вывести сынов Израиля из Египта. Мы ясно понимаем это,
читая нашу сегодняшнюю недельную главу, которая, как и книга, называется
«Шмойс». Но задумавшись над тем, как эта история развивается, мы осознаем, что
у Моше-рабейну была еще одна не менее важная миссия, о которой Всевышний
говорит: «И узнает Египет, что Я — Г-сподь» (Шмойс, 7: 5). То есть египетскую
цивилизацию следовало привести к признанию Творца.
Египет в те дни
был мировой державой, египтяне упивались своим величием и могуществом. Фараон считал
себя Б-гом. В комментарии на стих: «Вот он выходит к воде…» (Шмойс, 7: 15) Раши
говорит: «Ибо он выдавал себя за божество». То же самое мы узнаем из Ѓафторы к
следующей главе — «Воэйро», где от имени фараона сказано: «Мне принадлежит река
моя, и я сам сотворил себя». (Йехезкель, 29: 2). Можете представить себе, какая
трудная задача стояла перед Моше! Он должен был найти способ так повлиять на
египтян, чтобы привести их к признанию Всемогущего.
Какой путь мы
выбрали бы сегодня для того, чтобы повлиять на мир и вынудить все человечество
поверить в единого Б-га? Для ответа на этот вопрос стоит посмотреть, что за
люди оказывают сегодня наиболее сильное влияние на мировое сообщество. Если мы
посмотрим на тех, кто занимает места в президиумах любой влиятельной
организации в мире, будь то общественный форум, университет, медицинский центр,
синагога или парламент, мы увидим, что это богатые люди. Нравится нам это или
нет, но те, кто обладают деньгами, обладают и влиянием. И если бы Билл Гейтс
был известным и уважаемым раввином, возможно, гораздо больше евреев ходило бы в
синагогу. Впрочем, если бы он не был раввином, а просто пришел в синагогу, в
ней в этот день было бы не протолкнуться… Очень и очень многие стремятся
подражать богачам, интересуются их мнением по тем или иным вопросам, даже
лежащим далеко за пределами их — богачей — компетентности. Недаром в песне
Тевье-молочника «Если бы я был богат» из знаменитого мюзикла «Скрипач на крыше»
говорится:
И все старейшины
ко мне приходят на поклон.
И просят: дай
совет нам,
Как мудрый
Соломон.
Ах, простите,
реб Тевье…
Не могли бы вы,
реб Тевье
Рассудить наш
спор, раввинам сложен он…
И будет вовсе
им неважно,
Правильно
отвечу я иль нет.
Если богат,
все считают: ты знаешь ответ!
Но вернемся к
нашей недельной главе. Итак, Моше-рабейну предстояло воздействовать на элиту
египетского общества, тех, у кого были деньги и политическая или духовная
власть. Но как заставить их прислушаться к тому, что говорит еврей, представитель
низшего класса в стране? Захотят ли они хотя бы посмотреть в его сторону?
Древний Египет
погряз в колдовстве. Страна была наполнена колдунами, которые состязались друг
с другом в тайных знаниях и умениях, недоступных простым людям. Когда Моше и Аѓарон
должны были идти к царю Египта во второй раз и заставить его прислушаться к
ним, после того, как тот заявил: «Я не знаю Г-спода», Б-г предупредил их:
«Будет говорить вам фараон так: «Дайте о себе чудо» (Шмойс, 7: 9). В Египте тех
дней человек, не умеющий творить чудеса, не мог стать авторитетом. С таким
человеком никто не стал бы разговаривать, его не принимали в расчет, он просто
не существовал. Поэтому Моше, чтобы привлечь внимание фараона, должен был
совершить хотя бы одно чудо. Он превратил посох в змею. Но фараон тут же позвал
египетских магов, которые сделал то же самое. Правитель Египта даже посмеялся
над Моше и Аѓароном: «Вы доставляете колдовство в Египет, который переполнен
колдовством?!» (Раши на Шмойс, 7: 22).
Но произошедшее
все же имело некоторый положительный результат: начался диалог между Моше, с
одной стороны, и фараоном и его колдунами, с другой. Они оценили его, признали
в нем человека своего уровня, стали выслушивать его. И началось состязание Моше
с египетскими магами: превращение воды в кровь, нашествие лягушек… Третья казнь
— вши — положила конец этим соревнованиям. Тора говорит нам, что колдуны не
могли сделать то же самое, и поэтому они заявили фараону: «Перст Б-жий это!»
(Шмойс, 8: 15).
Моше вынудил их
прийти к такому выводу, потому, что он говорил с ними на их языке,
символическом языке чудес, без этого они даже не заметили бы его. В этом секрет
успеха Моше. А самые могущественные из колдунов Египта в конце концов
присоединились к народу Израиля и были частью эрев рав (иноплеменников,
вышедших вместе с евреями из Египта), как говорит Раши (комментарий на Шмойс,
32: 4): «Пришли ведуны из среды эрев рав и колдовством произвели золотого
тельца».
В своем
поколении Рамбам (кстати, здесь уместно будет упомянуть о том, что на следующую
неделю выпадает 20 тейвеса — его йорцайт) также поставил перед собой цель
способствовать распространению веры в единого Б-га среди нееврейского населения
мира. В своей книге «Мишне-Тора» («Законы царей», гл. 9–10) он пишет, что
каждый еврей должен оказывать влияние на неевреев, чтобы те исполняли семь
заповедей Нояха.
Всевышний дал
человечеству через Адама и Нояха следующие семь законов:
1. Запрет
идолопоклонства — признание единственного Б-га.
2. Запрет
богохульства — почитание Б-га.
3. Запрет
убийства — уважение к жизни.
4. Запрет
прелюбодеяния — уважение к семье.
5. Запрет
воровства — уважение к имуществу ближнего.
6. Запрет
употребления в пищу плоти, отрезанной от живого животного, — уважение к живым
существам.
7. Обязанность создать справедливую судебную
систему.
Рамбам считал,
что все народы мира обязаны принять эти законы и исполнять их, поскольку
Всевышний включил их в Тору и еще раз повторил — для евреев и всех народов
Земли — во время ее дарования на горе Синай. По мнению Рамбама, всякий
соблюдающий эти семь заповедей нееврей имеет удел в грядущем мире
(«Мишне-Тора», «Законы царей», 8: 11). Однако как побудить представителей
других народов слушать то, что говорит какой-то еврейский раввин с седой бородой?
Во времена
Рамбама начался расцвет науки в целом и медицины в частности. Весь мир
восхищался учеными и научными открытиями, которые они совершили. Рабби Моше
понимал, что если он хочет привлечь цивилизованный мир к вере в единого Б-га,
то нужно говорить со своими современниками на понятном им языке, языке науки.
Рамбам занялся изучением разных наук, отдавая при этом предпочтение философии и
медицине. Ведь он знал, что только обладая обширными научными знаниями, сможет
говорить на равных с учеными и стать авторитетом для других людей.
Рамбам умел не
только хорошо формулировать и объяснять ѓалохические законы и установления, но
и показывать личный пример исполнения того, о чем он говорил и писал. В письме
своему переводчику Шмуэлю бен Йеѓуде Ибн-Тиббону он рассказывал о том, как
проходит его обычный день. Рано утром он ехал во дворец египетского султана
(личным и семейным врачом которого он был) в Каир, который находился на
довольно большом удалении от его дома. Когда он возвращался домой во второй половине
дня, его приемная была заполнена народом — «евреями и неевреями, знатью и
простолюдинами, друзьями и недругами», ожидавшими его возвращения. Рамбам
обследовал всех своих пациентов, беседовал с ними, прописывал лечение и
лекарства. Он делал это не ради заработка — ведь бедных пациентов он лечил
бесплатно. Он хотел показать живой пример того, как оказывать влияние на
неевреев.
Вот почему
именно эти два лидера еврейского народа получили всемирную известность и
признание. В мире не существует лечебных учреждений имени рабби Акивы, но есть
медицинские центры имени Рамбама. А имя Моше, вероятно, известно каждому
цивилизованному человеку во всем в мире. Почему? Потому что они сделали влияние
на неевреев, распространение среди них веры в единого Б-га одной из важных
целей своей жизни (кстати, интересно, что Рамбам поэтому почти все свои книги
написал на арабском языке).
В нашем
поколении подобное поведение мы находим у Любавичского Ребе, который говорит:
«Самая хитроумная социально-экономическая система, созданная самыми блестящими
умами, обречена на провал. Подкупленные умы готовы оправдать все. Предлагаемые
законы всегда относительны и изменяемы… Чтобы добиться гармонии человеческого
существования, нам следует внять голосу, услышанному Нояхом после потопа.
Принять за основу абсолютные ценности, установленные Творцом мира, которыми
нельзя играть в угоду комфорту. Эти ценности — вне субъективного человеческого
разума». Следуя примеру Рамбама, Ребе изучал технические науки в университетах
Берлина и Парижа, а еще — призывал распространять веру в Творца среди всех
людей на Земле, не только евреев. Он знал, что единственный способ сделать это
— говорить с ними на их языке, языке науки. Любавичский Ребе всемерно
способствовал распространению семи заповедей Нояха. Под его влиянием президенты
США призывали всех жителей своей страны изучать и исполнять эти правила…
Любавичский Ребе — в том числе и по этой причине — стал самым известным
раввином в мире.
Мы с вами,
дорогой читатель, сегодня, продолжая дело Ребе, должны пытаться распространять
веру в единого Б-га и семь заповедей Нояха среди всех своих знакомых — как
евреев, так и неевреев. Ведь для того, чтобы приблизить приход Мошиаха,
недостаточно привлекать евреев к изучению Торы и исполнению заповедей. Необходимо
способствовать тому, чтобы и неевреи следовали правилам, установленным для них
Всевышним.
Рав Авроом Вольф, главный раввин Одессы и Юга Украины