Однажды
раббанит Мирель, жена праведника рабби Ицхока-Меира, пришла в синагогу, чтобы
помолиться. Услышав какой-то шум в молельном зале, она открыла дверь, ведущую
на женскую половину, и спросила: «Что случилось?» Ей ответили, что умер Яаков-балагула
(извозчик). «Что? — закричала потрясенная раббанит Мирель. — Реб
Яаков умер? Вы знаете, кто был реб Яаков?..» Вот что она рассказала, немного
оправившись от охватившего ее горя: «Как-то случилось так, что у меня
закончились дрова — ни щепочки не осталось. А дни стояли очень холодные. Я
обратилась за помощью к реб Яакову. Он сразу же запряг своего коня, поехал в
лес и привез мне полную телегу дров. Я разожгла печь в синагоге, и евреи сидели
в тепле и учились. А другой раз получилось так, что у меня закончилась
вода — ни капли не осталось. Я снова пошла к реб Яакову, и он тут же
запряг коня в телегу и привез мне полный бидон воды, на которой я приготовила
еду для святой Субботы… Г‑споди! — завершила раббанит свой рассказ. —
Да будет воля Твоя, чтобы каждое принесенное им бревно превратилось в ангела,
который будет свидетельствовать в его пользу, а все принесенные им капли воды
станут большими заслугами, которые помогут ему остаться в высшем мире!»
Когда
пришел в синагогу ее муж, рабби Ицхок-Меир, хасиды передали ему слова жены.
Праведник ответил: «Я удивляюсь тому, как в этой женщине проявился руах
ѓакойдеш («дух святости» — один из уровней пророчества). Все, что она
говорила здесь, было сказано на Небесах!»
…На
прошлой неделе мы отмечали особый для еврейского народа праздничный день —
Ту беОв (15 ова). Во времена Танаха в этот день дочери Израиля, желающие
выйти замуж, выходили танцевать в виноградники в окрестностях Храма в Шило.
Туда приходили еврейские юноши, чтобы найти себе невесту. Поэтому 15 ова и
соседние с ним дни считаются благоприятным временем для вступления в брак, а
уже женатым — для его укрепления и совершенствования отношений между
супругами.
Мне
запомнилось, как когда-то один психолог в беседе на тему о различиях в психологии
мужчины и женщины рассказывал:
«Даже
если женщина встает утром с головной болью и температурой, это не помешает ей
заняться детьми, приготовить завтрак. И только отправив детей в школу, женщина
посетует на то, что не очень хорошо себя чувствует. Мужчина, напротив,
почувствовав первые признаки простуды, объявит всему миру, что он не идет на
работу, потому что очень болен. Он ложится в постель, требует к себе особого
внимания и ухода со стороны близких. Он отменяет все встречи, назначенные на
следующую неделю, потому что абсолютно уверен, что он опасно болен!
Обычно
мужчины не вникают в детали происходящего и не замечают мелочей. Например, жена
надевает новое платье и надеется услышать от мужа комплимент по этому поводу.
Однако он, конечно же, не говорит ей ни слова… В конце концов, когда она уже не
в силах сдержать обиды, спрашивает: «Разве тебе не нравится мое новое платье?»
Бедный муж, очнувшись, начинает извиняться и, оправдываясь, говорит, что платье
очень красивое, но просто он не заметил, что оно новое…
Еще
один пример. Посреди ночи проснулся и заплакал маленький ребенок. Жена,
измученная дневными заботами, будит мужа, чтобы он встал и дал ребенку
бутылочку с водой. Когда муж, наконец-то, соизволит встать, чтобы сделать это,
придя на кухню, он громко закричит: «Я не могу найти бутылку!» Конечно же, при
этом просыпаются старшие дети. И как бы жена ни пыталась объяснить и направлять
его в поисках бутылки, муж вернется и сообщит, что не справился с поставленной
задачей. В итоге жена все-таки вынуждена будет встать и принести бутылочку
малышу, а после ей придется успокаивать и укладывать других детей (и неважно,
что бутылочка стояла именно на том месте, на котором она сказала). Что можно
поделать, когда мужчины просто не видят вещи, которые не очень-то хотят
видеть…»
Интересный
материал на эту тему представляет нам и наша сегодняшняя недельная глава
«Эйкев». Дело в том, что в ней содержится вторая часть молитвы Шма,
которую каждый еврей произносит дважды в день — утром и вечером. Первая
часть, которую мы читали в предыдущей главе, начинается словами «Шма,
Исроэль — Слушай, Израиль» (Дворим, 6: 4–9). В ней говорится о
единстве Б‑га и о том, что мы будем всегда держать Его слова в своем сердце и
обучать им своих детей.
Вторая
часть Шма начинается словами: «И будет: если внимать будете заповедям
Моим…» (Дворим, 11: 13). Сравнение ее с первой частью приведет нас к
необычному открытию: Тора повторяет те же самые заповеди, которые были сказаны
на прошлой неделе! В главе «Воэсханан» нам была дана заповедь любви к
Всевышнему: «И люби Г‑спода, Б‑га твоего…» (там же, 6: 5). А в нашей
сегодняшней главе снова говорится: «…чтобы любить Г‑спода, Б‑га вашего» (там
же, 11: 5). На прошлой неделе было сказано, что нужно учить детей Торе: «И
внушай их сынам твоим…» (там же, 6: 7). А сейчас мы читаем похожее
указание: «И учите им ваших сынов…» (там же, 11: 19). Точно также
повторяются заповеди о тфилин и мезузе! Что же это такое?! Мы
знаем, что в Торе каждое слово взвешено и выверено. Есть очень важные заповеди,
о которых написано очень коротко или просто намеком. А здесь Тора повторяет
одни и те же заповеди дважды… Можно понять, когда в Книге Дворим, которая является
Мишне-Тора («повторением Торы»), повторяются Десять заповедей, сказанные
первый раз в Книге Шмойс. Но в нашем случае совершенно не понятно: зачем нужно
повторять то, что мы читали только что, на прошлой неделе?!
Прежде
чем ответить на этот вопрос, давайте еще раз вернемся к Книге Шмойс. Перед
дарованием Торы Всевышний посылает Моше сказать евреям, что Он избрал их из
всех народов. Первые слова, которые Всевышний говорит Моше: «Так скажи дому
Яакова и возгласи сынам Израиля» (Шмойс, 19: 3). Спрашивается, для чего
нужно было говорить дважды по сути одно и то же? Разве дом Яакова и сыны
Израиля — это не одни и те же люди?
Раши
говорит, что этот стих имеет несколько очень важных указаний. Во-первых, «дом
Яакова» — это женщины, а «сыны Израиля» — мужчины. Тора учит нас, что
когда речь заходит о действительно важных вещах, надо говорить о них с
мужчинами и женщинами отдельно. Нельзя читать одни и те же проповеди им обоим.
Кроме того, Раши утверждает, что с женщинами необходимо говорить «мягким
языком», деликатно, тихо и красиво просить, а для мужчин, с другой стороны,
нужно говорить «речи тяжкие и горькие, как полынь». Мужчины не воспринимают,
когда их просят о чем-нибудь мягко. Например, жена приятным нежным голосом
снова и снова просит мужа вынести мусор, а он даже не слышит ее. В конце
концов, она теряет терпение и кричит на него: «Вынеси мусор, сколько можно тебя
просить?!» Он вдруг просыпается ото сна и отвечает: «Хорошо, но почему ты
кричишь?..» Раши говорит, что с мужчинами следует говорить жестко, четко и
ясно, иначе эффект будет такой же, как если бы вы обращались к стенам.
Кроме
того, этот стих учит нас, и это самое важное, что сначала надо говорить с
женщинами, а затем с мужчинами — таким языком и в таком порядке. Почему?
Любавичский Ребе приводит интересное мнение из мидраша. Создав первого
человека, Б‑г повелел Адаму не есть плодов Дерева познания добра и зла, и потом
уже сам Адам передал эту заповедь Хаве. Конец этой истории известен… Мидраш
говорит, что если бы Б‑г поговорил сначала с Хавой, то она бы строго соблюдала
эту заповедь и никогда бы не пустила Адама «на кухню», так что ему не довелось
бы вкусить запрещенного плода.
И
еще одна очень важная вещь, которую мы узнаем из приведенного выше стиха из
Книги Шмойс: женщины оказывают решающее влияние на мужчин во всех вопросах
духовной жизни. Ибо именно на женщин возложена обязанность прививать детям веру
в Единого Б‑га и воспитывать их в духе иудаизма. Муж обычно не вмешивается,
если жена решит, что его семья будет ходить именно в эту синагогу, а дети
пойдут учиться в еврейскую школу. Муж, в конце концов, сделает то, что говорит
жена… Поэтому Всевышний сказал Моше: «Поговори сначала с женщинами. Если тебе
удастся их убедить, то считай, что бо´льшую часть работы ты уже сделал. Женщины
сумеют проследить за тем, чтобы мужчины исполняли мицвойс».
Может
быть, этим мы можем объяснить и то, что Тора в Книге Дворим дважды повторяет
одни и те же заповеди в Шма: и в главе «Воэсханан», и в нашей
сегодняшней главе «Эйкев». Как при даровании Торы Моше говорил с женщинами и
мужчинами в отдельности, так и в конце сорокового года он сначала выступил
перед женщинами, и в «мягкой форме» произнес перед ними первую часть Шма,
сказав, что нужно любить Б‑га, учить детей Торе, следить, чтобы мужья
накладывали тфилин, повесили мезузу на двери дома
и т. д. А вторая часть предназначалась для мужчин. Моше повторил те
же заповеди, но перед этим он произнес «речи тяжкие и горькие, как полынь». Он
говорит с ними по-деловому: «И будет, если внимать будете заповедям Моим…», то
«соберешь твой хлеб… и будешь есть и насытишься» (Дворим, 11: 15). Бизнес
у вас пойдет хорошо, будет много покупателей, и все будет отлично. Но если нет,
то, не дай Б‑г, может быть наоборот: «земля не даст своего урожая, и вы сгинете
вскоре с доброй земли» (там де, 11: 17). Такие слова говорят только
мужчинам. Женщины не нуждаются в угрозах, чтобы любить Б‑га, и они, как
правило, не основные кормильцы в семье. Добытчиком является именно мужчина. Он
должен заботиться о том, чтобы семейный бюджет постоянно пополнялся.
В
конце главы Тора снова обещает мужчине, что если он будет соблюдать заповеди,
то исполнится обещанное: «и продлятся ваши дни», он удостоится долгой жизни. А
кто нуждается в большей степени в благословении на долголетие — мужчина
или женщина? Конечно, мужчины. Ведь даже женщины поколения пустыни получили
право вступить в Землю Израиля, а их мужчины умерли в пустыне. Поэтому Моше в
конце сорокового года говорит молодому поколению, входящему в Землю
обетованную: «Если вы будете соблюдать заповеди, вы удостоитесь долголетия».
Вывод
напрашивается сам за себя: самая хорошая и самая проверенная сгула
(средство сверхъестественного воздействия) на долгую и счастливую жизнь —
идти по стопам нашего праотца Авраѓама: «Во всем, что скажет тебе Сара, слушай
ее голоса» (Брейшис, 21: 12). Рав Авроом Вольф, главный раввин Одессы и Юга Украины
|