Несколько месяцев назад мне довелось услышать
необыкновенную историю, которую я хотел сразу же пересказать вам, дорогие
читатели, но засомневался в ее достоверности — слишком уж странными выглядели
совпадения, о которых в ней рассказывалось. Однако затем я услышал, что многие
израильские журналисты проверили все факты, а главная участница событий дала
интервью в одной из радиопередач и подтвердила все, что произошло, от начала до
конца. Вот эта история.
Старшему
сержанту Двиру Эмануэлову было 22 года. Он погиб в ночь на 4 января 2009 г.,
став первой потерей Армии обороны Израиля в ходе операции «Литой свинец» в
Газе. Его отец умер за два года до этого от рака. Двир, как единственный сын,
занял место отца и разделил с матерью бремя ответственности за семью и сестер.
Его гибель стала особенно тяжелым горем для семьи, в которой отныне остались
одни только женщины. В день рождения Двира близкие друзья и родственники
собрались у его могилы на военном кладбище на горе Герцля в Иерусалиме, чтобы
вместе почтить память солдата. Именно там Далия, его мать, и поведала первый
раз о чуде, которое с ней произошло:
Однажды ночью,
перед сном, она молилась и с отчаянием и надеждой попросила Всевышнего: «Дай
мне знак! Обними меня хоть один только раз так, как это делал Двир, чтобы я
знала, что все было не напрасно!..»
Через пару дней
дочь предложила сходить на концерт. Далии не очень хотелось куда-либо идти, у
нее не было настроения, но она все же пошла, не желая огорчать дочь.
Начало немного
задерживалось. Музыканты настраивали свои инструменты. И тут к Далии подошел
двухлетний мальчик, с золотистыми кудрями, очень похожий на ангела, и тронул ее
за плечо. Далия, по профессии воспитательница детского сада, обернулась и
спросила:
— Как тебя
зовут?
— Эшель.
— Ты хочешь
сесть рядом со мной?
— Да.
Родители
мальчика сидели на два ряда выше. Они заметили, что ребенок беспокоит женщину,
и позвали его к себе. Далия сказала, что все в порядке, и продолжила беседу с
мальчиком: «А у тебя есть братики или сестрички?» Эшель ответил, что у него
есть брат по имени… Двир!
Услышав это имя,
взволнованная Далия подошла к родителям Эшеля и, рассматривая младенца в
коляске, с дрожью в голосе произнесла:
— Извините, что
я спрашиваю, но сколько вашему сыну?
— Шесть месяцев.
— А он родился
до или после операции «Литой свинец»?
— После.
— Прошу
прощения, еще один последний вопрос: почему вы назвали его Двир?
Шири — мать
Эшеля и Двира — ответила:
— Я — офицер
ЦАЃАЛа. Когда я была на последних месяцах беременности с Двиром, врачи
заподозрили, что у плода есть порок, который ранее они не смогли обнаружить.
Так как это было в самом конце беременности, уже нельзя было ничего делать.
Можно было только ждать рождения ребенка, чтобы увидеть, здоров он или нет. Я
пришла домой после обследования и услышала о гибели солдата по имени Двир. И
тогда я заключила с Всевышним «соглашение»: если у меня родится здоровый ребенок,
то я назову его Двир…
Далия была
настолько поражена всем услышанным, что несколько минут не могла ничего
сказать, а потом прошептала:
— Я — мать
Двира.
Молодые
родители, не веря своим ушам, переспросили:
— Вы — мать
Двира? Далия Эмануэлов из Гиват-Зеев?..
И тогда Шири,
мать маленького Двира, сказала Далии:
— Возьмите его
на руки. Двир хочет вас обнять…
Как известно,
ничего в этом мире не происходит просто так. Все зависит от Б-жественного
провидения и направляется нам свыше. Даже когда мы иногда не понимаем причин и
целей происходящего, для нас должно быть очевидно, что существует направляющая
рука Всевышнего, Который видит, руководит и совершает. Сегодня мы еще не
понимаем причины изгнания, но с приходом Мошиаха всем станет ясно, что беды и
трудности посланы нам Всевышним к добру. И за них нужно благодарить Его так же,
как и за добро явное и открытое. Об этом сказано у пророка: «Благодарю Тебя,
Г-споди, за то, что хотя и гневался Ты на меня, но гнев Твой утихает, и Ты
утешаешь меня» (Ишаяѓу, 12: 1).
Наша сегодняшняя
недельная глава «Дворим» связана с Тише б’ов (9 ова), днем нашего национального
траура. Суббота перед Девятым ова называется Шабос Хазон по названию Ѓафторы,
которая начинается словами: «Хазон — Видение Ишаяѓу, сына Амоца». Девятого ова
мы соблюдаем обычаи траура, постимся и скорбим, вспоминая о разрушении нашего
святого Храма, которое произошло почти два тысячелетия назад.
Но зачем мы
вспоминаем об этом? Уже многие годы мир задает нам вопрос: почему вы продолжаете
скорбеть и помнить о жертвах Холокоста, который произошел более 60 лет назад?!
Но вопрос о 9 ова гораздо сложнее и труднее, его задают уже более 1900 лет.
Почему мы должны помнить этот день и скорбеть о разрушении Храма? Почему этот
день стал самым печальным днем в нашем календаре? Почему бы не оставить в покое
прошлое? Это история: что было, то прошло. Зачем бередить старые раны и вновь и
вновь причинять себе боль?
Не так давно я
говорил об этом со своим родственником, раввином Йосефом Гольдманом, посланником
Любавичского Ребе в Йоханнесбурге. Он рассказал мне, что однажды Наполеон
проезжал мимо синагоги и услышал громкий плач и стенания. Он остановился и
спросил, что значит этот плач. Ему объяснили, что евреи плачут о разрушении
Иерусалимского Храма. «Когда это случилось?» — спросил император. «Более 1700
лет тому назад», — последовал ответ. Наполеон надолго задумался, а потом
произнес: «Если народ так хранит свое прошлое, он достоин великого будущего».
У евреев никогда
не было принято писать исторические хроники. У нас есть воспоминания. История
может стать книгой, музеем или забытыми древними развалинами. Память жива.
Память является залогом нашего будущего.
Даже о Храме,
лежащем в руинах, мы не хотим забывать. Первый Храм был разрушен вавилонянами.
Попавшие в плен евреи плакали: «У рек Вавилона, там сидели мы и плакали,
вспоминая Сион» (Теѓилим, 137: 1). Так о чем мы плакали? О том, что потеряли
наши дома, добро или деньги? Вовсе нет. Мы плакали о Сионе и Иерусалиме. «Если
забуду тебя, о Иерусалим, — да онемеет десница моя! Да прилипнет язык мой к
нёбу, если не буду помнить тебя, если не вознесу Иерусалим во главу веселья
моего!» (там же, стихи 5–6). Мы не плакали о себе или о том, что потеряли
свободу. Мы скорбели о святом городе и о Храме. Посреди руин мы думали о том,
как будем строить. Находясь в рабстве, мечтали, как вернемся в нашу страну.
Мы вернулись
именно потому, что отказались забыть Иерусалим, потому, что не признали своего
поражения и не приняли наше изгнание как историческую судьбу и свершившийся
факт. Мы создали процветающие еврейские общины по всему миру, а наших
победителей победило безжалостное время. Вавилонян больше не существует, а
народ, живущий сегодня в Риме, — это уже не те римляне, которые разрушили
Второй Храм. Те и другие канули в историю, а мы, вдохновленные нашей памятью,
возродились и живем, как если бы были созданы заново. И никогда не изменится
истина: жив народ Израиля!
Я помню историю
времен Холокоста. Два еврея, дядя и племянник, находясь в нацистском
концлагере, изучали Талмуд — трактат «Моэд котон», который, по иронии судьбы,
объясняет законы траура. Когда дядя почувствовал приближение смерти, он сказал
племяннику: «Обещай мне, что если выживешь, то доучишь этот трактат до конца».
Какая мысль прежде всего занимала его ум перед смертью? Он думал о том, чтобы
его племянник продолжал учить Талмуд. Это была его последняя воля на земле.
Было ли это безумием или в этом и заключается секрет нашего выживания?
Только если мы откажемся
забыть, только если мы будем соблюдать все законы Тише б’ов, мы можем надеяться
на восстановление Храма. Действительно, Талмуд уверяет нас: «Кто скорбит по
Иерусалиму, удостоится увидеть его радость». Если наш народ хочет вернуться в
Сион и сохранить в сердце надежду на восстановление и возрождение, он не
посмеет ничего забыть! Мы должны сохранить этот день всенародного траура,
отказаться от фильмов и ресторанов, сесть на низенькую скамейку и скорбеть
вместе, всем народом. Нет ничего более важного, чем помнить… И да отстроится —
вскорости, в наши дни — Третий Храм, который будет существовать вечно! Омейн!
Рав Авроом Вольф, главный раввин Одессы и Юга Украины