Вот и закончились столь богатые праздниками первые три недели еврейского месяца тишрей, во время которых мы молились, просили прощения и снисхождения, постились и накрывали праздничные столы, веселились, пели и танцевали. Мы возвращаемся к обычной жизни, как говорится, окунаемся в серые будни.
…Это было, мне кажется, на исходе Йом-Кипур, ночью, когда все члены общины (мужчины, женщины и дети, студенты и бизнесмены, домохозяйки, ученики и учителя еврейской школы), заполнявшие синагогу от «Коль нидрей» до молитв «Неила» и «Маарив», отправились по домам, чтобы приступить к праздничной трапезе. Мне позвонил молодой раввин одного из городов Украины, и у нас с ним состоялась довольно продолжительная беседа. Рассказывая о том, как прошел в его общине Йом-Кипур, он спросил меня: «Почему больше людей не пришло в синагогу молиться? Почему люди не взяли выходной (Йом-Кипур выпал в этом году на понедельник — рабочий день в нееврейских учреждениях и организациях) и не провели весь день в молитвах?» Желая успокоить и убедить его, что, очевидно, именно с этими людьми нам предстоит много и упорно работать, я объяснил, что они еще не ощутили всем своим существом значение Йом-Кипура, не поняли, что святость этого дня требует оставить все и быть в синагоге, молиться и поститься. «В этом отношении они как маленькие дети!» — сказал я в заключении. «До каких же пор они будут оставаться маленькими детьми?» — воскликнул мой собеседник. «До тех пор, пока не научатся и не узнают, и многое здесь зависит от нас с тобой!» — ответил я. Мы еще немного поговорили о нашей работе и попрощались, пожелав друг другу и нашим общинам хорошего и сладкого года.
Этот разговор навел меня на размышления о возрасте, об ответственности и обязанностях, которые возлагаются на человека по мере его взросления. А что говорит по этому поводу Ѓалоха — еврейский закон? До каких пор человек считается ребенком? Когда ребенок превращается во взрослого?
С первого взгляда, кажется, что есть четкий рубеж — совершеннолетие. Девочка в 12 лет празднует бас-мицву, а мальчик в 13 лет — бар-мицву. С этого момента, в соответствии с Ѓалохой, они считаются совершеннолетними и на них накладываются все обязанности взрослых: они должны поститься в Йом-Кипур, мальчики обязаны накладывать тфилин, их можно присоединять к миньяну, за все свои проступки и грехи они, не дай Б‑г, будут наказаны как взрослые…
Если же рассмотреть вопрос более глубоко, то выясняется, что ребенок в возрасте 12–13 лет лишь в определенной степени может считаться взрослым. Государственное право стран мира указывает разный возраст для осуществления многих прав и обязанностей своих граждан. Например, человек может получить права на вождение автомобиля, начиная с 18 лет. В этом же возрасте он получает возможность участвовать в выборах, жениться, подписывать юридические документы (договора, гарантийные письма, свидетельства), может ездить за границу без позволения родителей, на него не распространяются льготы, которые обязан предоставлять работодатель несовершеннолетним работникам и т. д.
В большинстве стран мира 18 лет считается возрастом гражданского совершеннолетия (однако есть и исключения: в Южной Корее — это 19 лет, в Индонезии — 16, в Японии — 20, а в Иране — 15). Тем не менее, в большинстве развитых стран мира, даже достигнув 18 лет, человек будет сталкиваться с возрастными ограничениями в определенных жизненных ситуациях. Например, продажа спиртных напитков, посещение баров и других подобных увеселительных заведений в некоторых странах разрешены молодым людям, достигшим 21 года. Существует много компаний по прокату автомобилей, которые работают только с клиентами старше 23 лет, а страховые агентства устанавливают более высокие цены на страховку автомобилей с водителями в возрасте до 25 лет. Только достигнув 21 года, человек может быть избран в государственные органы. Например, в Израиле нельзя стать членом Кнессета, если тебе еще нет 21. Аналогичная ситуация и в Украине: депутатом Верховной рады может стать только человек, достигший 21-летнего возраста, а президентом — достигший 35 лет.
Иудаизм тоже постепенно и поэтапно вводит детей в мир взрослых. Да, действительно в возрасте 13 лет мальчик становится совершеннолетним, взрослым. О чем мы говорим нашим детям на бар-мицве? Каждый отец говорит, что с этого дня его сын сам несет ответственность за все свои поступки! Но разве это означает, что завтра утром мы позволим своему ребенку делать все, что ему заблагорассудится?! Что же мы имеем в виду, когда говорим так?
Считается, что с возраста совершеннолетия ребенок должен исполнять большинство заповедей так же, как это делает взрослый. Однако есть заповеди, до исполнения которых ему еще нужно подрасти. Так, Мишна говорит: «Под хупу — в 18 лет». Это не означает, что нельзя жениться раньше (хотя и были общины, которые вводили свое установление: считать недействительным брак юноши младше 18 лет, если он женится без ведома своего отца), просто Мишна выражает свое мнение о том, что это самый правильный для женитьбы возраст.
Еще один случай возрастного ограничения касается продажи земли, полученной в наследство. Рамбам пишет: «Полученную в наследство от отца своего землю не может продавать, пока не исполнится ему 20 лет… ибо продешевит, так как его представления о путях этого мира еще не устоялись». Имеется в виду, что хотя молодой человек уже знаком с законами купли-продажи, блеск денег может затмить в его глазах истинную стоимость того, что он продает… Кстати, 20 лет (и не раньше) — это, согласно Торе, и возраст призыва молодых евреев в армию.
Но самый важный для родителей вопрос — когда ребенок становится достаточно взрослым, чтобы прекратить высказывать ему свое мнение, перестать указывать ему, что делать, и вообще не вмешиваться в его жизнь? Есть родители, которые говорят: «Для нас он всегда останется маленьким. Неважно, сколько ему лет, мы всегда будем его воспитывать!»
Однако в трактате «Кидушин» Талмуд указывает, что родительское воспитание тоже имеет свои границы: «Наставляйте молодых на путь истинный… до 24 лет». Следовательно, на родителях лежит обязанность воспитания детей до тех пор, пока те не достигли 24-летнего возраста, и не более того…
В сегодняшней недельной главе «Брейшис» мы читаем о сотворении Адама и Хавы, которое произошло на шестой день творения. Дальше приведена одна из самых известных историй Торы — рассказ о грехе Древа познания добра и зла. Г‑сподь приказал Адаму не есть плод дерева познания добра и зла, об этом было известно и Хаве, но Змей искушал ее, она не смогла устоять, вкусила плод и уговорила Адама его попробовать . Б‑г сурово наказал первых людей: изгнал их из Райского сада. Адаму было сказано, что он «в поте лица своего будет добывать хлеб свой насущный». А женщине было предречено, что она «в муках будет рожать детей».
Почему Г‑сподь наказал первых людей с такой суровостью? Ведь они только-только «родились», они еще были совсем «маленькими»! Наверно, Ему следовало осудить их как несовершеннолетних, которые еще недостаточно выросли, чтобы понимать всю тяжесть своего греха?!
Ответ на эти вопросы дает «Мидраш рабо»: «Адам и Хава были сотворены двадцатилетними…» — и поэтому получили наказание в первый же день своей жизни. То есть, они были сотворены уже взрослыми и телом, и душой, а значит — должны были нести ответственность за свои поступки. А в каком возрасте человек считается взрослым? В двадцать лет. Так из истории сотворения Адама и Хавы мы узнаем о возрастной границе между детьми и взрослыми. Наши выводы подтверждает Раши в своем комментарии к истории Койраха: «Земной суд не карает человека до появления у него признаков зрелости, а суд небесный не карает до двадцатилетнего возраста» (Бамидбор, 16: 27).
Из этого следует, что и в вопросах служения Всевышнему человек до 20 лет считается «маленьким», не отвечает за поступки и не может быть наказан за свои грехи. Когда же он взрослеет? После того, как ему исполнится двадцать лет.
Любавичский Ребе говорит о том, что есть люди маленькие по количеству прожитых лет, а есть люди маленькие по количеству знаний, которыми они обладают. То есть, бывает так, что познания в иудаизме вполне взрослого человека настолько незначительны, что его можно считать ребенком.
Какие вообще ассоциации вызывают у нас слова «ребенок», «маленький»? «Дитя неразумное», несмышленый, неумелый, неопытный… Интересен в этом отношении пример с человеком, который начинает изучать язык по приезду в другую страну. Он говорит на новом языке с ошибками, но все воспринимают это со снисхождением, потому что по уровню языковых знаний его можно считать «маленьким», всего лишь ребенком трех или пяти лет, в зависимости от того, сколько времени он изучает язык. Еще один пример: когда человек в пожилом возрасте научится водить машину и получит права, его назовут «молодым водителем».
Нечто подобное происходит с евреями на их пути служения Всевышнему. Есть среди нас такие, чья связь с еврейством ограничивается тем, чему они научились дома в детстве. А иногда они об этом вообще ничего не знают, ибо у них не было возможности чему-либо научиться. Когда мы встречаемся с такими евреями, нам необходимо помнить, что Всевышний относится к ним как к «маленьким детям», потому что служение Б‑гу для них совершенно новое дело, и они не несут в полной мере ответственности за свои поступки на этом пути. Мы должны взять пример с Б‑га и не критиковать их, не судить их строго за то, что они не ходят в синагогу каждый день или не пришли на молитвы в Йом-Кипур (да, есть такие евреи, которые и в Йом-Кипур не приходят в синагогу). Наша задача — понять их, приблизить, помочь им акклиматизироваться, чтобы они продвигались вперед в своих познаниях и достигли уровня «взрослых». И тогда, несомненно, они придут, будут учиться и познавать. А в один прекрасный день они станут такими же, как и мы, поднимутся на ту ступень, на которой мы стоим сегодня (и вспомните: еще вчера мы сами были на их месте). А может быть, настанет время, и они будут лучше нас… Не стоит забывать, что все мы родом из детства.
Рав Авроом Вольф, главный раввин Одессы и Юга Украины |