Один из посланников Ребе в Китае, рав
Шолом-Довбер Хениг рассказывал:
— Сначала, когда мы приехали в город
Чэнду (административный центр провинции Сычуань), местные власти отнеслись к
нам настороженно и чинили различные препоны. Они угрожали нашему хозяину, чтобы
он не сдавал нам дом, отменили заказ на зал торжеств, в котором мы собирались
провести Пасхальный Седер, каждый субботний вечер приезжали полицейские,
которые утверждали, что мы шумим и беспокоим соседей… В общем, власти находили
множество различных претензий и придирок, нам же такое отношение было
совершенно непонятно.
Однажды целая группа полицейских пришла в
«Бейс-Хабад» и потребовала, чтобы мы следовали за ними — это было вполне
похоже на арест… Допрос в полиции проводился уважительно и корректно, но был
очень утомительным — он длился пять часов подряд! Через переводчика нам
задали множество вопросов об иудаизме: власти пытались выяснить, что же мы
делаем в их городе и каковы наши цели. Они показали нам, что знают о нас все и
следят за каждым нашим шагом. Мы же объясняли им, что приехали в Китай не для
того, чтобы обращать китайцев в нашу веру (что было запрещено китайским
законодательством), ведь иудаизм не занимается миссионерством. Мы собирались
работать только с иностранцами, евреями, которые приезжают в Китай в целях
ведения бизнеса, или туристами.
Это многочасовое расследование, наверное,
продолжалось бы еще дольше, если бы в какой-то момент следователь не показал
портрет Любавичского Ребе и не спросил меня: «Кто это?» Я сразу же ответил:
«Это мой отец!» Китаец совершенно неожиданно улыбнулся и сказал: «Так ты брат
Шимона Фрейндлиха, посланника Хабада в Пекине?!» — «Да!» — ответил я.
…Прежде, чем перейти к разговору о нашей
сегодняшней недельной главе «Ваякѓейль», хочу рассказать еще одну историю,
произошедшую в 1881 году, которая раскрывает особенности взаимосвязи между
хасидом и его ребе.
Это произошло в городе Стародуб
Черниговской губернии (ныне он находится в Брянской области РФ), где в те
времена существовала хабадская община во главе с раввином Залманом Наймарком.
Один доносчик сообщил властям, что раввин и хасиды всевозможными незаконными
способами добиваются освобождения от службы в армии для евреев своей общины.
Восемьдесят человек и сам раввин были арестованы и заключены в тюрьму. На
протяжении более чем двух лет, пока велось следствие, еврейская община
находилась под угрозой полного уничтожения.
(Почему евреи прибегали к подделке
документов, чтобы получить освобождение от армии? Потому что в те годы
действовал закон о всеобщей воинской повинности. И евреи знали, что условия
военной службы и антисемитизм в армии были губительны для их духовного и
физического состояния. Так что в то время они были вынуждены делать все, чтобы
избежать военной службы.)
Во время следствия доносчик также сообщил
властям, что местная группа хасидов — это только часть большой
организации, во главе которой стоит Ребе Моѓараш (рабби Шмуэль Шнеерсон,
четвертый Любавичский Ребе). Следователи пришли к нему с обыском, в поисках
компрометирующих материалов. Они даже хотели привезти Ребе в Стародуб на суд!
Это стало известно, и дело широко освещалось в еврейских газетах по всему миру.
А следователи пытались выдавить у раввина Наймарка признание о том, что Ребе
принимал участие во всем этом. Однако рав Залман предпочел взять на себя полную
ответственность за подделку документов и признать свою вину. Главное для него
было — оградить Ребе от каких-либо обвинений. Ребе Моѓараш послал ему
благословение, в котором написал: «Что касается суда, то его вообще не надо
бояться!» И действительно, после двух с лишним лет следствия, в суде раввин был
оправдан…
В нашей сегодняшней недельной главе
«Ваякѓейль» мы читаем о том, как Моше спустился с горы Синай в Йом-Кипур со
вторыми скрижалями, а на следующий день «собрал всю общину сынов Израиля, и
сказал им: «Вот что повелел Г‑сподь: …Возьмите от вас возношение Г‑споду,
всякий, побужденный сердцем своим, пусть принесет его, возношение Г‑споду»
(Шмойс, 35: 1, 4, 5).
Б‑г хочет, чтобы евреи принесли
пожертвования для строительства Мишкана, и приводит длинный список того, что
необходимо: «Золота и серебра, и меди… и синеты, и пурпура, и червленицы… И
бараньих кож красненых, и тахашевых кож, и дерева шитим. И елея для освещения,
и благовоний для елея помазания и для благовонного курения. И камней ониксовых,
и камней оправных для эйфода и для наперсника» (Шмойс, 35: 5–9).
Кроме того, Он требует, чтобы они оставили все свои занятия и построили Мишкан.
Но тем не менее Моше ничего не говорит о том, почему надо построить Мишкан.
Причина, по которой Всевышний повелевает
Моше построить Мишкан, указывается в недельной главе «Трумо»: «И сделают Мне
Святилище, и Я пребывать буду в их среде» (Шмойс, 25: 8). Но человек,
который по какой-либо причине не читал это и впервые услышал о Мишкане в главе
«Ваякѓель», не вполне понимает, зачем он нужен, ибо Моше здесь не дает никакого
объяснения необходимости его строительства. И что особенно интересно: сыны
Израиля не только не задавали вопросов, почему и отчего, но все они в течение
двух дней с радостью принесли все необходимое (и даже сверх того) для
строительства Скинии. Так что Моше должен был объявить в еврейском лагере:
приношений слишком много и больше не надо ничего приносить.
Тот, кто когда-нибудь занимался сбором
средств на строительство общественного здания, синагоги или еврейской школы,
знает, как бывает трудно еврею расстаться со своими деньгами. А здесь Моше,
ничего не объясняя, просто сказал, что Всевышний просил, и этого было
достаточно… Что стоит за этим явлением?
Ответ прост. Все мы помним обращение к
Всевышнему из молитв: «Овину, Малкейну! — Отец наш, Царь наш!»
Всевышний — наш Отец, и это значит, что, как отец, Он всегда готов
простить Своих детей, всегда будет любить их, независимо от того, что они
делают. И мы, молясь в синагоге в Йом-Кипур, напоминаем Ему, что Он является
нашим Отцом и поэтому должен простить нас и дать нам хороший год.
Но не надо забывать, что любовь родителей и
детей должна быть взаимной. И если Всевышний приходится нам Отцом, то в
наших — «детских» — душах живет естественная любовь к Нему. Алтер
Ребе, объясняя эту любовь, приводит слова из книги «Зоѓар»: «Как сын, который
заботится об отце своем и матери, ибо любит их больше, чем самого себя, чем
душу и дух свой» («Тания», глава 44). Сын может пожертвовать всем ради
своих родителей. Не так ли и мы? «Ведь у всех нас один Отец…» (Малахи,
2: 10). И Он заботится о нас, а мы, сыновья Его, готовы все для Него
сделать. Поэтому когда Моше сказал, что Отец наш небесный просит построить
Мишкан, не нужны были никакие объяснения и дополнительные причины, ибо дети
сделают все для своего отца…
А если это так, то в следующий раз, когда
мы окажемся перед выбором: исполнить ту или иную заповедь или нет, нам нужно
только вспомнить, что Отец хотел, чтобы мы это сделали. А что только не сделает
любящий сын, чтобы отец им гордился?!
Рав Авроом Вольф, главный раввин Одессы и Юга Украины
|