Суббота, 04.05.2024, 14:57
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории каталога
Глава Торы [240]
Наш опрос
В каком классе ты учишься?
Всего ответов: 497
Главная » Статьи » Глава Торы

В ЗАСЛУГУ ГЛАВЫ ПОКОЛЕНИЯ

Всем известно, что праведники — святые люди, обладающие необычайным даром предвидения. Однако не все понимают, что эти избранные люди пребывают в мире не для того, чтобы чудесным образом разрешать материальные, физические и другие проблемы своих последователей. Праведник, по сути, является духовным целителем, способным распознать внутреннюю суть человеческой души. В его силах определить ее возможности и слабые стороны, а главное — «причину», цель, для которой душа пришла в этот мир. После постановки «диагноза» он прилагает все усилия, чтобы вдохновить и помочь этому человеку выполнить жизненную миссию, возложенную на него Творцом.

Праведник не принимает решения вместо своих последователей. Он также не освобождает их от личной ответственности за свои поступки и не решает вместо них их проблемы. Он ставит перед ними задачи и направляет на выполнения их посланнической миссии в этом мире. Если иногда требуется особое внимание, чтобы передать волю Небес, праведник может сотворить чудо или даже несколько чудес для того, чтобы способствовать продвижению к поставленной перед человеком цели.

Следующая история, рассказанная профессором Бравером, является примером того, как несколько слов праведника могут изменить жизнь хасида:

— В течение многих лет я был лектором на шабатоне — семинаре, традиционно проводившемся в одну из Суббот в середине зимы в нью-йоркском районе Краун-Хайтс. Но в последние годы я начал чувствовать усталость и потерял интерес к этому делу. Меня раздражал даже звук собственного голоса и особенно необходимость неоднократно отвечать на одни и те же вопросы.

Поэтому, приехав в Краун-Хайтс в декабре 1990 года, я решил, что это будет в последний раз. Однако я мучился чувством вины перед Любавичским Ребе, ибо боялся разочаровать праведника, благословившего меня на эту работу. Ситуация казалась мне безвыходной. Много часов я провел в раздумьях о том, чем можно заменить лекции, но ничего не нашел.

Как я и ожидал, моя лекция закончилась полным провалом. Она была слишком затянутой, неоднородной и произносилась без всякого вдохновения. Моя «лебединая песня» оказалась абсолютно фальшивой! Скука и огромное чувство вины привели к тому, что я впал в глубокую депрессию.

В воскресенье утром Ребе имел обыкновение принимать гостей. Любой, кто хотел, мог встретиться с ним, чтобы получить его благословение и доллар на благотворительность. Посетители всегда приходили тысячами, и ожидание было долгим и утомительным. К счастью, я был среди участников субботнего семинара, которых Ребе принимал в первую очередь.

Несмотря на неудачную лекцию вчера вечером, мое намерение уйти в отставку из штата преподавателей и чувство беспокойства по поводу предстоящей встречи с Ребе, в воскресенье утром я отправился в установленное время к месту встречи группы участников семинара, которая должна была идти к Ребе в 1130.

По дороге к Ребе все спрашивали меня, где можно прочитать мои статьи на темы семинара, и очень удивлялись, что я, будучи профессором, не пишу таких статей. Сначала я с растущим раздражением объяснял отличие ораторского стиля устной речи от сухого и монотонного языка научной литературы. А потом, начав терять терпение, я просто заявил, что я никогда не был писателем, и что на самом деле не умею писать. А когда перед самым входом в «Севен севенти» (здание, где располагается всемирная штаб-квартира хасидского движения Хабад) тот же вопрос задала поравнявшаяся со мной супружеская пара, я не мог поверить своим ушам! В ответ я улыбнулся им, сделав вид, что не слышал вопроса и продолжал идти.

Стоя в медленно ползущей очереди, я чувствовал, как тревожно стучало мое сердце, во рту у меня пересохло… Впереди меня в очереди был рав Шмуэль, мой друг из Лондона, и его сын, у которого незадолго до этого состоялась помолвка. Я мог видеть, как Ребе дает им доллар и что-то говорит. Мгновение спустя я сам предстал перед праведником.

Хотя встреча с Ребе занимает всего несколько секунд, посетителю она кажется очень продолжительной. Ведь в эти драгоценные мгновения Ребе посвящает вам все свое внимание, как будто в мире, кроме вас, ничего и никого не существует. Ребе посмотрел на меня с большой любовью, дал мне благословение на успех и доллар.

Я уже двинулся к выходу, но неожиданно секретарь Ребе схватил меня за рукав. Я повернулся и увидел, что Ребе протягивает мне еще один доллар. Когда я взял его, Ребе, с легкой улыбкой и озорной искоркой в глазах, сказал: «Успеха тебе на писательском поприще». Я был совершенно ошеломлен!

Когда я вышел из здания, сын рава Шмуэля, который услышал обращенные ко мне слова Ребе, спросил: «Янкель, ты писатель?» — «Теперь уже да», — ответил я…

В нашей сегодняшней недельной главе «Хукас» рассказывается о том, что после кончины Аѓарона-первосвященника исчезли защищавшие еврейский народ «облака славы». «И услышал ханааней, царь Арада, обитавший на юге, что идет Израиль дорогою соглядатаев, и воевал он с Израилем» (Бамидбор, 21: 1). Раши, комментируя этот стих, говорит: «Услышал, что умер Аѓарон и что отошли «облака славы», и решил, что теперь может сразиться с евреями».

Все сорок лет блужданий в пустыне народ Израиля пользовался тремя дарами Небес, данными ему в заслугу трех его руководителей: «облака славы», окружавшие сынов Израиля в пустыне, — благодаря Аѓарону-первосвященнику, чудесный колодец, снабжавший их водой, — благодаря пророчице Мирьям, и ман, служивший им пищей, — благодаря Моше-рабейну (Талмуд, трактат «Таанис», 9). Когда на сороковой год пребывания евреев в пустыне 10 нисона умерла Мирьям, исчез колодец — но потом возобновился в заслугу Моше и Аѓарона. Когда в рош-хойдеш месяца ов скончался Аѓарон, исчезли «облака славы» и воды колодца, однако позже они вернулись ради заслуг Моше. В последний период пребывания евреев в пустыне три дара были даны исключительно благодаря Моше.

Рассказанное в Торе — не просто истории из прошлого, но часть Закона, предназначенного для обучения народа Израиля во всех поколениях. Таким образом, история о трех дарах — наставление и указание к действию также и для нас.

«Облака славы» всесторонне защищали сынов Израиля от опасностей и неудобств, грозящих им извне: равняли на их пути возвышенности и низменности, убивали змей и скорпионов, водящихся в пустыне, и даже «стирали и гладили» одежду. Облака окружали весь стан Израиля и защищали его.

Ман был единственной пищей евреев в пустыне на протяжении сорока лет. Он обладал замечательным свойством — изменять свой вкус по воле человека, и каждый ощущал иной вкус, поедая его. Кроме того, ман полностью поглощался организмом, становясь единым целым с человеком, как бы его внутренней сутью. Отличие этого дара от «облаков славы» в том, что последние защищали всех евреев от внешних воздействий, а ман проникал внутрь человека и становился как бы индивидуальным даром, соответствующим каждому еврею.

А в чем смысл третьего дара — чудесного колодца Мирьям, который должен был обеспечить евреев водой на протяжении всего времени их пребывания в пустыне? Вода не является внешним даром, как «облака славы», но и не может считаться пищей, как ман, потому что не содержит питательных веществ. Вода удовлетворяет физиологические потребности человека, являясь основным компонентом, необходимым для его жизнедеятельности. Функция воды в организме заключается в том, чтобы поставлять полученные через пищу питательные вещества всем органам тела.

Все три явления — «облака славы», ман и вода — понятны сами по себе, и все они существуют и сегодня, ибо имеют свою аналогию в Торе, которая охраняет нас извне, как «облака славы», насыщает нас духовно и становится нашей сутью, как ман. И так же, как без воды, жизнь еврея без Торы абсолютно немыслима.

В пустыне «облака славы» окружали всех евреев без исключения до самого их вступления в Страну Израиля. Наш мир подобен большой и страшной пустыне, в которой нет воды, но есть ядовитые змеи и скорпионы. Когда еврей должен выйти в такую пустыню, его защищает та сила его души, которая делает его способным на самопожертвование во имя своего еврейства. Этой силой обладают все евреи без исключения, на ее источник указывает само имя Исроэль, которое наши мудрецы рассматривают как аббревиатуру слов йеш шишим рибо отийойс леТора — «есть шестьсот тысяч букв в Торе». Как Свиток Торы, в котором отсутствует хотя бы одна буква, непригоден к использованию и теряет свою святость, так все евреи без исключения необходимы для целостности еврейского народа. И поэтому каждый из них обладает силой пойти на самопожертвование ради освящения Имени Всевышнего.

Ман Торы — это те ее указания, которые человек обязан воспринять в самую глубину души, то есть хорошо понять и запомнить, чтобы знать, как ему надлежит поступать в той или иной жизненной ситуации, каким должно быть поведение его домочадцев и детей. В этом аспекте между евреями есть множество различий, поскольку он связан с внутренней сферой, а в этом плане один еврей не похож на другого. В отношении «облаков славы» и воды из колодца Мирьям для разных евреев не было никаких отличий: они касались только мана — именно потому, что он проникал внутрь и влиял на внутреннее состояние человеческого организма. Точно так же дело обстоит и с изучением Торы. Есть евреи, которым для исполнения заповеди об изучении Торы достаточно лишь утром и вечером прочитать Шма, а есть такие, которые обязаны изучать Тору весь день и изо дня в день.

Чтобы у каждого еврея были ман и «облака славы» Торы, необходима вода Торы. Вода обладает свойством спускаться с более высокого места в более низкое. Так и Тора спустилась в этот мир и облачилась в материальные явления, благодаря чему любой еврей в состоянии получить ее ман и «облака славы». Даже если он произносит слова Письменной Торы, не понимая их значения, или учит Устную Тору, не понимая даже ее простого смысла, он все равно получает духовную пищу и защиту. Тора сравнивается с водой, потому что, так же, как вода доставляет полученные через пищу питательные вещества всем частям организма, спускаясь сверху вниз, так и Тора, спустившись с Небес, дает духовную пищу и всестороннюю защиту каждому изучающему ее еврею, обеспечивая ему все необходимое во всех его делах.

В свете всего вышесказанного становится понятным, почему ман имел отношение именно к Моше-рабейну, «облака славы» — к Аѓарону, а колодец — к Мирьям.

Моше как «пастырь Израиля» должен был заботиться о каждой «овце своего стада». Став во главе еврейского народа, Моше давал каждому еврею именно то, что тому соответствовало. Еда, как было сказано, относится к внутренней сфере и должна соответствовать особенностям того, кто ею питается. То же самое можно сказать и о пище духовной. Поэтому ман был дан в заслугу именно Моше.

Отличительным качеством Аѓарона была его любовь ко всем «творениям» — даже к таким людям, все достоинство которых состояло лишь в том, что они — творения Всевышнего. Любовь, которую он испытывал ко всем людям, вызывала у них страстное желание исполнять заповеди. Мы уже говорили, что «облака славы» были даны Израилю именно в заслугу Аѓарона: поскольку он любил всех, не делая различий, своим служением он притянул «облака славы», которые окружали всех евреев в равной степени.

В Египте Мирьям посвятила себя новорожденным еврейским детям: она ухаживала за ними, кормила их и растила. А назвали ее Мирьям (от слова мар — «горький»), потому что ее жизнь совпала с самым горьким, самым тяжелым временем египетского рабства. В заслугу Мирьям сыны Израиля получили в пустыне чудесный колодец. Как вода растекается во все стороны и стремится вниз, достигая даже самого отдаленного уголка, так и вода Торы — это та сила, благодаря которой Тора распространяется повсюду и достигает даже таких евреев, которые находятся на самой низкой духовной ступени и очень далеки от еврейства.

Когда Аѓарон и Мирьям ушли из этого мира, вместе с ними исчезли «облака славы» и колодец. Однако позже они вернулись в заслугу Моше, что является неопровержимым свидетельством начала нового служения Моше-рабейну. Хотя его собственная задача состояла в том, чтобы быть «пастырем Израиля» и снабжать маном сынов Израиля, новый образ его служения Всевышнему вернул еврейскому народу и «облака славы», и колодец. Истинный «верный пастырь» не ограничивается только тем видом служения, которое имеет отношение к нему изначально. Если в какой-то момент возникает нужда в чем-то ином, он отрешается от своих интересов и идет на самопожертвование ради евреев.

То же самое мы можем сказать о главе нашего поколения — Любавичском Ребе рабби Менахеме-Менделе Шнеерсоне, да будет благословенна его память, двадцатая годовщина со дня поднятия души которого выпадает на следующую неделю. В течение всего своего пребывания в этом мире и особенно после того, как он возглавил хасидов Хабада, Ребе заботился о каждом еврее, независимо от его материального состоянии и духовного уровня.

Наши мудрецы, комментируя смерть Моше-рабейну, сказали: «Не умер Моше: как там стоял и служил, так и здесь стоит и служит» (Талмуд, трактат «Сота», 13б). Эти слова в полной мере могут быть отнесены и к Любавичскому Ребе, который, пребывая в высших мирах, «стоит и служит» нуждам сынов Израиля. Для того чтобы ощутить благотворное влияние Ребе на нас сегодня, мы должны изучать его наследие. Ведь в то время, когда мы постигаем учение Ребе, и он сам присутствует здесь с нами в этом мире, и поэтому может даже «стоять и служить» и дать нам свое благословение.

И особенно сегодня, в преддверии 20‑летия со дня поднятия души Ребе, мы ощущаем особую необходимость углублять наши познания в Торе, которые приводят к действию — совершенствованию исполнения заповедей вообще и особенно тех, на важность которых указывал Ребе. В душе каждого еврея есть искорка Моше-рабейну, а значит, поведение главы народа Израиля (который является «распространением души Моше») — указание каждому из нас. И хотя у каждого своя задача, но для того, чтобы приближать Израиль к его Отцу в небесах, еврей должен понимать, что именно он обязан заниматься тем, чтобы были в жизни нашего народа и ман, и «облака славы», и колодец. И так, посредством своего служения, умножая добро и святость в этом мире, изучая учение Любавичского Ребе и следуя его путями, мы удостоимся осуществления всех благословений, которыми одарил нас Ребе от Имени Всевышнего. И самого главного из них — истинного и полного Избавления с приходом нашего святого праведного Мошиаха, вскоре, в наши дни, омейн!

Рав Авроом Вольф, главный раввин Одессы и Юга Украины

Категория: Глава Торы | Добавил: wajda (06.07.2014)
Просмотров: 487 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Поиск
Друзья сайта
Статистика

НУВК ХАБАД © 2024 |