Рассказывают,
что однажды рабби Исроэль Баал-Шем-Тов прилег отдохнуть днем, а в это время шамес
(служка) начал убирать его комнату. Домашние туфли Баал-Шем-Това стояли возле
кровати, и шамес, подметая пол, сначала хотел подвинуть их и подмести
там, где они стояли, а затем вернуть их на место. Однако он знал, что трогать
вещи праведника без особой на то причины нельзя — если что-то находится в
определенном месте, оно должно там находиться! Немного поколебавшись, шамес
решил не переставлять туфли, а только обмести вокруг них. Проснувшись, рабби
Исроэль спросил его: «Ты трогал мои туфли?» Шамес ответил: «Нет, я
только подмел вокруг них, но к ним даже не прикасался». Праведник был доволен
поступком своего служки и благословил его долголетием…
Прошло
много времени, и уже через несколько лет после смерти Баал-Шем-Това случилось
так, что один хасид остановился на ночлег в доме этого шамеса и невольно
стал свидетелем неприятной сцены. Старик-отец, как предполагал хасид, улегся на
топчан, а сын, заметив это, принялся отчитывать его: «Старый лодырь! Только бы
лежать да ничего не делать! Кто накормит гостя? Кто постелет ему постель? Все я
должен! В мои-то годы!..»
Гость,
не выдержав такого нахальства, обратился к хозяину: «Послушайте, любезный, нельзя
ли повежливее? Заповедь гостеприимства велика, но не нужно исполнять ее за счет
заповеди почитания родителей! Не забывайте, он все же ваш отец!..» Лицо хозяина
выразило удивление: «Мой отец?! Это я отец этого лентяя!..» Теперь пришел черед
удивляться гостю. И тогда шамес рассказал ему историю о благословении
Баал-Шем-Това. «Как видите оно исполнилось в полной мере, с того дня я совсем
не постарел…» — сказал он, сверкая белыми здоровыми зубами (говорят, что шамес
прожил до 116 лет).
…В
недельной главе «Вайейшев» мы читаем трагическую историю продажи Йосефа в
рабство. Тора рассказывает о том, что отец отправляет его проведать братьев,
которые ушли в Шхем пасти овец на пастбищах, принадлежавших Яакову. Праведник
Йосеф, прекрасно зная, что братья ненавидят его, говорит отцу: «Вот я!»
(Брейшис, 37: 13). Раши объясняет, что эти слова выражают смирение и
готовность немедленно исполнить повеление своего отца, хотя он знал, что братья
питают к нему ненависть. В дороге встретился ему ангел Гавриэль и спросил:
«Кого ты ищешь?» Йосеф ответил: «Братьев моих я ищу. Скажи-ка мне, где они
пасут» (там же, стих 15). И сказал Гавриэль: «Отправились в путь отсюда»
(«Отдалились, отстранились от братства», — объясняет Раши). Зачем,
спрашивает ангел Йосефа, ты ищешь неприятностей на свою голову? Ведь ты же
знаешь, что они ненавидят тебя! На это Йосеф отвечает: «Ты прав, они не любят
меня, но они мои братья и я волнуюсь за них».
Братья
и в самом деле ненавидели Йосефа, однако среди них не было единодушия по
вопросу, что именно следует с ним сделать. В результате они бросили Йосефа в
яму, а затем продали в рабство за «двадцать серебряных монет». А что сделали
братья с этими деньгами? В «Пиркей дерабби Элиэзер» рассказывается, что каждый
из них получил по две серебряные монеты, что составляло полшекеля, и что они
купили себе на эти деньги обувь. Поэтому в Ѓафторе недельной главы
«Вайейшев», взятой из книги пророка Амоса, говорится: «Так сказал Г‑сподь: за
три преступления Израиля и за четыре не отвращу Я гнева от него: за то, что
продают праведника за деньги и бедняка за пару башмаков…» (Амос, 2: 6).
В
чем значение этих слов? Почему братья купили на эти деньги именно пару обуви?
Зачем Тора рассказывает нам об этом? В еврейской традиции, кажется, наоборот,
есть много случаев, когда обувь надо снимать. В Йом-Кипур и Девятого ова не
носят кожаную обувь. Так же поступают евреи, соблюдающие траур по умершим
родственникам, не про нас будет сказано. Приходя к месту захоронения
праведников, тоже принято снимать кожаную обувь. В Храме вообще было положено
ходить босиком — запрещалось входить туда в обуви. А когда Моше-рабейну
намеревался подойти к горящему кусту, Б‑г повелел ему: «Не приближайся сюда,
сними твою обувь с твоих ног, ибо место, на котором ты стоишь, — земля
святая» (Шмойс, 3: 5). Во всех перечисленных выше случаях евреи пытаются
избавиться от обуви, а братья Йосефа напротив — приобрели туфли. Почему же
обувь так важна?
Талмуд
(трактат «Псохим», 112а) перечисляет несколько вещей, которые завещал рабби
Акива своему сыну рабби Йеѓошуа. Среди них:
• «Не
селись на вершине города». Если ты действительно хочешь изучать Тору, не
выбирай себе место в центре города, где всегда люди будут отвлекать тебя. Там
всегда есть новости, демонстрации, похороны, не дай Б‑г, словом — то, что
будет мешать учиться. Если ты не хочешь тратить зря свое время, найди для учебы
тихое место. Мишна (трактат «Пиркей овойс», 4: 14) говорит: «Отправляйся
туда, где изучают Тору!» Любавичский Ребе объясняет основную идею этого
повеления еврейских мудрецов так: если человек хочет добиться успеха в изучении
Торы, он должен найти место, где его не знают, не будут приглашать на вечеринки
и мешать учиться.
• «Не
живи в городе, которым руководят талмидей-хохомим». Мудрецам и ученым
обычно не удается справиться с управлением городом, потому что они не
практичные люди. Всю свою жизнь они имеют дело с теорией, у них нет опыта
борьбы с реальным миром, в котором господствуют нечестивцы.
• «Не
входи к себе домой внезапно, не говоря уже о доме твоего друга». Когда ты
возвращаешься домой, надо постучать в дверь, прежде чем входить. Нельзя
появляться без предупреждения, прояви немного человечности, даже когда речь
идет о твоем собственном доме, и, тем более о доме друга. Тора говорит, что
даже первосвященник, входя в Храм, предупреждал о своем приближении звоном
колокольчиков, пришитых по краям его одежды, как сказано: «И будет слышен его
голос при его входе в Святилище» (Шмойс, 28: 35).
• «Старайся
быть с человеком, которому везет». Если ты видишь человека, которому везет в
бизнесе и все, к чему он прикасается, становится золотом, то стань его
партнером. Прыгни на эту повозку! Почему? Его удача улыбнется и тебе, потому
что вы с ним партнеры. Все это, конечно, если вы знаете, что он честный
человек, и добивается успеха в бизнесе честным путем. Если этот человек, не дай
Б‑г, жулик и лжец, тогда, естественно, нельзя быть его партнером…
• И
тут мы подошли к нашей теме. Рабби Акива говорит сыну: «Приучи себя к обуви. Не
ходи босиком». А почему? Рашбам говорит: «Это унизительно для мудреца ходить
босиком» Просто стыдно ходить босым, уважающий себя человек не ходит без обуви.
Но,
несомненно, есть и нечто более глубокое в этом наставлении. Талмуд (трактат
«Шабос», 129а) говорит: «Человек должен продать все, что у него есть, но купить
себе пару хорошей обуви». И мудрецы не успокоились пока не постановили, что
«каждый, кто не обувает своих ног, подобен отвергающему власть Всевышнего»
(«Шулхан орух», «Законы поведения человека утром», 4: 9).
Почему
же наши мудрецы считали столь серьезным и важным вопрос ношения обуви?
Любавичский
Ребе объясняет, что в стихе «И проведет [людей] по суше» (Ишаяѓу, 11: 15)
речь идет о времени изгнания. Его еще можно прочитать так: в голусе
еврей должен быть обут (слово банэолим, которое по смыслу стиха
переводится как «по суше», дословно означает «в обуви»). Почему? Человек может
ходить босиком только в чистых местах. Например, там, где есть чистые и мягкие
ковры, можно ходить без обуви. Как сказано: «Я скинула одеяние свое, как же
одену я его?! Омыла ноги мои — как же замараю их?!» (Песнь песней,
5: 3).
Без обуви вы
не можете выйти из дома вообще. А если учесть, что предназначение еврея ходить
там, где тернии и чертополох, где гвозди на полу, грязь и слизь, и в этих
местах распространять иудаизм, довести до живущих там слово Б‑жие, становится
понятно, что евреи не могут позволить себе такое удовольствие — ходить
босиком. Действительно, только в таких священных местах, как Храм или оѓель
нашего Ребе, нечего было бояться — там можно было ходить босиком. Но в
изгнании мы должны обувать туфли, а иногда, к сожалению, даже сапоги, а иногда
даже очень высокие сапоги, чтобы побывать в самых отдаленных местах и донести
туда слово Всевышнего. Когда Мошиах придет, тогда мы сможем снять нашу обувь…
Рав Авроом Вольф, главный раввин Одессы и Юга Украины |