Пятница, 27.06.2025, 07:15
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории каталога
Глава Торы [240]
Наш опрос
Часто ли вы посещаете сайт ВКонтакте?
Всего ответов: 183
Главная » Статьи » Глава Торы

«ТВОРИТЬ ДОБРО» ВАЖНЕЕ, ЧЕМ «ОТДАЛЯТЬСЯ ОТ ЗЛА»

Среди многих важных вопросов, которыми занимается под руководством реб Шимона Чичельницкого отдел социальной помощи Одесской иудейской религиозной общины «Хабад Шомрей Шабос», — забота о заключенных-евреях, содержащихся в тюрьмах Одессы. Этот, безусловно, болезненный вопрос нуждается в деликатном подходе, требует проявления подлинной любви к каждому еврею, несмотря на то, что в какой-то момент он опустился на ту ступень, которая по государственным законам наказывает его определенным сроком пребыванием в тюрьме. Возможно, в этом случае ему нужно даже больше любви, внимания и тепла. Именно этим и занимается реб Шимон: дарит любовь каждому нуждающемуся в любое время.

Одно из важных направлений деятельности социального отдела еврейской общины, кроме обеспечения заключенных посылками с продуктами и предметами личной гигиены, заключается в том, чтобы организовать проведение уроков Торы в тюрьмах. Каждую неделю в тюрьму приходит представитель общины и проводит урок по еврейской традиции. Перед каждым праздником заключенные получают все необходимое для того, чтобы исполнять связанные с ним заповеди: мацу к Песаху, шалахмонес к Пуриму, светильники и свечи к Хануке. Главное во всем этом — дать заключенным больше света и, таким образом, рассеять тьму, царящую внутри и вокруг них. Как сказал предыдущий Любавичский Ребе: «Чтобы разогнать тьму нет необходимости в палке, нужно зажечь маленькую спичку, и тьма исчезнет сама… Немного света развеет много тьмы».

…Недавно Оксфордский университет провел серию исследований с целью выяснить, какие виды рекламы влияют на людей, а какие нет. Ученые просканировали мозг двух тысяч человек из пяти стран, чтобы определить, какое влияние оказывает на них реклама. Одно из важных открытий, сделанных в результате исследований, связано с рекламой о вреде курения. Оказалось, что многочисленные плакаты и ролики, которые пытаются убедить людей не курить, не только не достигают своей цели, но наоборот — пробуждают в людях желание курить! Как только человек видит изображение сигареты, оно напоминает ему о курении и пробуждает скрытое желание покурить. Не помогает даже большая наклейка с надписью «Курение вредно для вашего здоровья!». Вредная привычка гораздо сильнее всех грозных предупреждений!

(Это напоминает одну притчу, которую часто рассказывают на лекциях по психологии. Как-то стало известно, что один алхимик получил, наконец-то, золото. К нему пришел богач и предложил огромные деньги за его секрет. Алхимик долго не соглашался, но сумма была настолько заманчива, что он написал рецепт, предупредив, что во время изготовления золота нельзя думать о слонах. «Я вообще никогда о слонах не думаю!» — усмехнулся в ответ довольный богач. Он поехал домой, купив по дороге все необходимое для производства золота. Но странное дело, начав работу, он тут же вспомнил о слонах…)

Оксфордские ученые потратили около семи миллионов долларов и два года научных исследований на открытие того, что известно в еврейской традиции уже на протяжении многих веков. На эту тему велся один из самых больших споров между хасидизмом и движением Мусар, которое много внимание уделяло проблеме «отдаления от зла». Как известно, в служении Всевышнему есть два основных пути, описываемых стихом из Теѓилим  (Псалмов) (34: 15): «Отдались от зла и твори добро…» Путь «отдались от зла» — это служение из страха перед Всевышним, выражающееся главным образом в том, что человек не преступает запрещающих заповедей Торы, тогда как «твори добро» — служение из любви к Всевышнему, исполнение повелевающих заповедей.

В чем же состоял спор между хасидизмом и движением Мусар? Понять это помогут примеры, иллюстрирующие проблемы, которые может вызвать подход служения через «отдаление от зла». Скажем, всем известен запрет лошон ѓоро (злоязычия). Даже тот, кто не знает ни одного слова на иврите, слышал об этом. Но когда человек все время касается этой темы, даже если он говорит, что этого нельзя делать, в голове остается только одно — лошон ѓоро. Или вот раввин решает поговорить о скромности. Он рассказывает, насколько важно носить скромную одежду, какие части тела и в какой мере должны быть прикрыты… Чем больше он углубляется в подробности этого вопроса, тем больше пробуждает дурное начало. Так что все его усилия не только не достигают положительного результата, но и увлекают слушателей в совершенно противоположном направлении! Любавичский Ребе подытоживает: «Работа, постоянно ведущаяся по линии «отдаления от зла», в определенной степени способствует злу».

Учение хасидизма, со своей стороны, утверждает, что мы не должны заниматься проблемой «отдаления от зла», но, напротив, следует больше говорить о добре. Например, вместо того чтобы говорить о злословии, рассказать о любви к евреям. Даже если слушатель не превратится после этого в величайшего поклонника евреев в городе, в его голове все равно останется понятие Аѓавас Исроэль (любовь к евреям). Поэтому сам Ребе почти не упоминает тему зла и говорит только о хорошем, о служении путем «твори добро». По той же самой причине Ребе почти не затрагивал тему скромности — потому что разговоры об этом просто опускают человека вниз.

Хасидизм занимает мозг человека положительными и духовными вещами, не оставляя тем самым места для плохих мыслей, которые имеют свойство материализоваться в плохих поступках. Чем выше духовные интересы человека, тем меньше власти имеет над ним йецер ѓоро (злое начало). Ребе пишет: «Хасидские майморы веселят сердце и возвышают душу, таким образом поднимая и вытаскивая ее из мерзости и грязи».

На самом деле, этот подход — не изобретение хасидизма. Мы сталкиваемся с ним в сегодняшней недельной главе «Исро». В ней мы читаем о Десяти заповедях, которые записаны с помощью 620 букв. Это символизирует, что Десять заповедей являются сутью Торы, содержащей 613 мицвот (заповедей), и к ним добавляются и семь заповедей сыновей Нояха (обязательных для выполнения всеми народами мира — прим.).

Если мы проанализируем содержание Десяти заповедей, то найдем нечто очень интересное. Мы знаем, что Десять заповедей были написаны на двух скрижалях: пять на одной и пять на другой. Интересно то, что о первых пяти заповедях, в которых речь идет о духовных вопросах, написано более пространно. Например, первая заповедь говорит о вере в единого Б-га. При этом написано не только «Я — Г-сподь, Б-г твой!» Тора добавляет: «…который вывел тебя из земли Египетской». То же самое происходит со второй заповедью, которая говорит о запрете идолопоклонства. Тора подробно объясняет: «Не делай себе изваяния и никакого изображения того, что на небе, вверху, и что на земле, внизу, и что в воде, ниже земли…» и так далее. Заповедь соблюдения Субботы тоже удостаивается расширенного и подробного объяснения, при этом даже сообщается причина: «Ибо шесть дней созидал Г-сподь небо и землю, море и все, что в них, и почил Он в седьмой день. Потому благословил Г-сподь день субботний и освятил его». Даже к простой и понятной заповеди о почитании родителей Тора добавляет, что человек получит награду за ее исполнение: «Чтобы продлились дни твои».

Однако когда речь заходит о том, что запрещено делать, но что притягивает сердце человека (то есть, о пути «отдались от зла»), Тора выражается предельно кратко: «Не укради!» Два слова и больше ничего! Аналогично этому: «Не убий!» Тора учит нас, что не следует распространяться на темы зла. Конечно, у нас нет другого выбора, и мы должны ясно сказать, что это делать запрещено, но говорить необходимо как можно короче. Из 620 букв Десяти заповедей менее ста посвящены теме «отдались от зла», а все остальные говорят: «Твори добро!»

…Существует высказывание основателя хасидизма Баал-Шем-Това о том, что обычно сначала идут запреты («отдались от зла»), и только затем начинают делать добро. То есть, прежде надо, чтобы человек прекратил делать плохие вещи, а затем можно начать говорить с ним о положительных вещах. Но Баал-Шем-Тов — основатель учения хасидизма — обновил этот подход. Он сказал, что перед приходом Мошиаха надо сразу же начинать с положительных вещей, с творения добра. Скажи человеку, что он должен делать, а не то, что ему запрещено делать, и, творя добро, он в конечном итоге отдалится от зла. Источник этого — Десять заповедей. Вначале Б-г говорит: «Творите добро!», и лишь затем: «Отдалитесь от зла!» Поэтому в Хабаде вы никогда не услышите о том, чего вам нельзя делать, но только то, что делать надо!


Рав Авроом Вольф, главный раввин Одессы и Юга Украины

Категория: Глава Торы | Добавил: tina50 (04.02.2010)
Просмотров: 648 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Поиск
Друзья сайта
Статистика

НУВК ХАБАД © 2025 |