Похоронив мужа и дочь, еврейская женщина
осталась одна с тремя маленькими детьми, а вокруг бушевала война… Десятки тысяч
людей бежали от немцев на восток, и эта семья тоже села на поезд в надежде
уехать подальше от линии фронта. Проведя в дороге несколько недель, они
оказались где-то в среднеазиатской глуши и нашли себе приют в небольшом ауле.
Женщина стала искать хоть какую-то работу, чтобы выжить. Она не была достаточно
сильна физически, но обладала душевной стойкостью, которая и помогала ей. Работу она вскоре нашла, что дало ей
возможность прокормить семью, но ее все время беспокоил вопрос: что будет с
еврейским образованием детей? Вот старшему сыну, Боруху-Шолому, скоро
исполнится тринадцать, а кто научит его надевать тфилин, кто подготовит к бар-мицве?! Однажды на улице она увидела человека,
похожего на хасида Хабада (он был с перевязанной головой — в то время так
ходили многие хасиды, чтобы скрыть бороду). Тот тоже заметил ее и спросил на
идиш, как она поживает. В ответ женщина взмолилась: «Что будет с образованием
моих сыновей? Кто может учить их Торе? Как вырастить из них здесь, в эвакуации,
Б‑гобоязненных евреев?» Незнакомец сказал ей: «В Самарканде работает подпольная иешива.
Если хочешь, я могу взять твоего старшего сына с собой и передать его в хорошие
руки…» Вдова сразу же согласилась и на прощанье крепко обняла сына. Камень упал
с ее души, несмотря на то, что была война, и она не знала, когда они увидятся
вновь. Прошло несколько месяцев, и женщина снова
встретила того хасида на улице. Взволнованная, она бросилась к нему с
расспросами. Он передал ей привет от старшего сына, который с воодушевлением
занялся учебой. Она снова начала умолять: «Старшего сына вы взяли с собой, и
теперь он учит Тору. А что будет с моим средним сыном, Ицхоком? Ему тоже нужно
учиться. Пожалуйста, возьмите в иешиву и его!» — «Это
невозможно, — с грустью ответил хасид. — У мальчика нет документов, и
если я возьму его с собой, он подвергнется слишком большой опасности. Кроме
того, он еще молод и должен быть рядом со своей матерью». — «Разве
молодость может быть препятствием для получения еврейского
образования?!» — воскликнула вдова. На следующий день мать привела Ицхока на
станцию к поезду, в котором должен был ехать хасид. Она наказала ему спрятаться
под лавку, не высовываться, но потом держаться хасида и следовать за ним.
Последний поцелуй, крепкое объятие, и она втолкнула мальчика внутрь вагона.
Двери закрылись, и поезд тронулся… В тяжелых условиях эвакуации, без родных и
друзей, жить было очень трудно. Но мысль о том, что два старших сына постигают
Тору, согревала душу вдовы и облегчала ее страдания. А как же быть с Янкелем,
младшим сыном? В мирные дни он бы уже ходил в хейдер и изучал там
Мишну и даже кое-что из Талмуда. Кто займется его образованием здесь, в отдаленном
ауле? Всевышний опять пришел ей на помощь: в один
прекрасный день она вновь встретила того хасида. Она подбежала к нему и
спросила: «Как учатся мои дети? У них все в порядке? — а, получив ответы
на свои вопросы, снова взмолилась: — Мой младший сын уже в возрасте хейдера.
Что будет с его образованием? Кто будет учить его Ѓалохе, Мишне и истории
еврейского народа?! Пожалуйста, возьмите и его в Самарканд — в иешиву.
Там, вместе со всеми еврейскими детьми, он впитает в себя знания и дух
хасидизма…» — «Нет! — категорически отказался хасид. — Я уже
один раз, по вашей милости, подвергался опасности! У вашего ребенка нет
надлежащих документов, и я не могу так рисковать, беря его с собой!..» У вдовы уже был удачный опыт, и она решила
сделать все возможное, чтобы ее сын оказался там, где изучают Тору. Поэтому на
следующий день она пошла с сыном на железнодорожную станцию. Но произошло
неожиданное. Мальчик прильнул к матери и сказал: «Мама, я не собираюсь никуда
уезжать! Оба брата оставили тебя, и больше мы их не видели. Я не готов ехать в иешиву.
Я останусь с тобой!» «Мое сокровище, мой дорогой сын! Мне тоже
трудно расставаться с тобой, — уговаривала она его, тщетно пытаясь
сдержать дрожь в голосе. — Мне очень трудно, но я знаю, что для вашего
еврейского образования лучше всего вам быть с еврейскими мальчиками, изучающими
Тору. Даст Б‑г, мой дорогой сын, я буду много работать, буду экономить каждую
копейку, приложу все усилия, чтобы побыстрее добраться до Самарканда и вновь
соединиться с вами. Я обещаю тебе, сын, иди!» — и она легонько втолкнула
Янкеле в вагон, двери которого через секунду закрылись. Свисток, и поезд
тронулся в путь, увозя маленького сына и оставляя позади его мать — совсем
одинокую, но… счастливую! Она выполнила свое обещание и, с помощью
Всевышнего, через некоторое время уже ехала в поезде, идущем в Самарканд. Когда
после долгого путешествия она достигла пункта назначения и вышла на оживленный
перрон, то суматоха и шум вокзала оглушили ее. Все смешалось в этом людском
водовороте: солдаты, отправляющиеся на фронт; раненые, едущие с фронта в
тыловые госпиталя; семьи беженцев, несчастные и отчаявшиеся… Все собрались
вокруг бака с кипятком, который выдавали как большую драгоценность. Впервые с
начала войны она почувствовала, что силы покидают ее «Куда ты пойдешь? —
спрашивала она себя. — Как отыщешь в этом большом городе подпольную иешиву Хабада?!» Вдруг, как будто во сне, она услышала голос
Янкеля: «Мама! Мама!..» Она напрягла зрение, и… конечно же, вот он! Это не сон! «Что ты здесь делаешь, сыночек? —
спросила она, раскрывая свои объятья младшему сыну. — Что делает маленький
мальчик на вокзале?» И Янкеле с детской непосредственностью ответил: «Мама,
бо´льшую часть дня я учусь, но когда приходят поезда, проходящие через аул, где
мы жили, я жду тебя здесь. Ты обещала мне, мама, а матери никогда не лгут! Я
знал, что моя мать сдержит свое слово!» …В нашей недельной главе «Лех-лехо»
рассказывается о первом еврее — нашем праотце Авраѓаме (в то время у него
было еще другое имя — Аврам; Авраѓамом он стал только в конце главы). Она
начинается со слов: «И сказал Г‑сподь Авраму: «Иди с земли твоей, и с родины
твоей, и из дома отца твоего на землю, которую укажу тебе». И в награду за
выполнение этого повеления Всевышний обещает ему: «И Я сделаю тебя великим
народом, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое. И быть тебе благословением»
(Брейшис, 12: 1, 2). В конце предыдущей главы «Ноях» Тора
говорит нам что у Тераха — отца Авраѓама — было три сына Аврам, Нахор
и Аран, но ничего не рассказывается об исключительности Авраѓама. Он просто
упоминается среди других сыновей Тераха. И дальше, без всякого предварительного
объяснения того, кто такой Авраѓам, какова его сущность и предназначение, Тора
говорит нам, что Б‑г повелел ему: «Иди с земли твоей…» Мидраши полны описаниями достоинств
Авраѓама, повествованиями о его поисках Единого Б‑га, Творца мира и о том, как
он убеждал своих сограждан служить Всевышнему, подвергая себя иногда даже
смертельной опасности (ведь именно за это он был брошен в раскаленную печь). Но
все эти описания мы читаем только в мидрашах. Почему же в Письменной Торе, в
тексте самого Пятикнижия нет никакого упоминания о великих и возвышенных
деяниях Авраѓама, о сущности его характера? Комментаторы объясняют это тем, что Тора не
считала нужным раскрывать на своих страницах взгляды и верования язычников и
поэтому не описывала споры между ними и Авраѓамом. Но все равно кажется, что
краткая характеристика Авраѓама была бы вполне уместна в начале нашей недельной
главы — подобно тому, как сказано о Нояхе: «Hoяx мужем праведным, цельным
был в своих поколениях; с Б‑гом ходил Hoяx» (Брейшис, 6: 9). Очевидно, что
Тора могла рассказать и об Авраѓаме, кратко описав его достоинства и не
упоминая язычников. Нам следует понять, почему же первым описанием величия
нашего праотца, являются слова: «И сказал Г‑сподь Авраѓаму: «Иди с земли
твоей…» Тора учит нас основам основ иудаизма,
именно тем, что ничего не рассказывая о праведных деяниях Авраѓама, начинает
повествование о нем с повеления Всевышнего, обращенного к нашему праотцу.
Авраѓам был первым евреем, и то, что первое упоминание Торы о нем, как о
посланнике Творца, связывается с Б‑жественным повелением, раскрывает значение и
исключительность Авраѓама, а на самом деле — всего еврейского народа в
целом и каждого еврея в отдельности. Б‑г, Творец мира, бесконечен, безграничен,
тогда как человек, Его творение, ограничен в своих возможностях. Расстояние
между Творцом и творением — бесконечно и неизмеримо. Дистанция между Б‑гом
и человеком вечна и беспредельна. Единственная возможность единения
ограниченного творения и Творца — это исполнение Его повелений. Когда
Всевышний обращается к человеку и велит исполнить Свою волю, то —
независимо от того, каково это повеление, трудновыполнимо оно или совсем
несложно, — в тот момент, когда человек исполняет его, устанавливается
неразрывная связь между творением и Творцом (хасидизм в этой связи объясняет,
что слово мицва родственно не только однокоренному слову цивуй —
«приказ, повеление», но и слову цавта — «связь»: исполняя заповедь,
человек связывается с Б‑гом, давшим ему эту заповедь). До тех пор, пока Авраѓам служит Б‑гу по
своему пониманию и инициативе, все его действия, даже самые возвышенные и
самоотверженные, всего лишь действия «Б‑жьей твари», человека, ограниченного в
своих возможностях. И как бы ни была возвышена эта деятельность, она не
приближает человека к бесконечному Создателю. Но однажды Б‑г обращается к нему
и говорит: «Иди с твоей земли…» — и он приобретает новую сущность. Теперь
он уже не ограниченный в своих возможностях человек, ибо он выполняет мицву и
у него возникает цавта — связь с Творцом. Именно это хочет
подчеркнуть Тора, не рассказывая ничего об Авраѓаме до того, как он получил
первое повеление Всевышнего. Величие и сущность Авраѓама заключаются не
в его замечательных деяниях: хотя он совершает самоотверженные поступки во Имя
Б‑га, но это всего лишь деяния «творения», выдающегося, великого — но все
равно ограниченного. Величие и сущность Авраѓама в его неразрывной связи с
безграничным Творцом, поэтому первое описание в Торе достоинств Авраѓама
начинается с исполнения им заповеди Всевышнего: «Иди с твоей земли». Сила, достоинство и исключительность
каждого еврея, как и нашего праотца Авраѓама, заключается в том, что Творец
выбрал нас из всех народов и дал нам Свои заповеди. Еврей не является просто Б‑жественным
созданием в этом мире. Он не такой, как все существа, потому что связан с
безграничным Творцом. В этом и заключается его величие и избранность. Когда мы встречаемся с евреем, который не
соблюдает заповеди, и мы хотим приблизить его к их выполнению, нам
представляются для этого два пути. Один — исполнить заповеди вместе с ним:
наложить тфилин, благословить лулав, поставить мезузы в его
доме и так далее. Второй — сначала объяснить ему так, чтобы он осознал,
что есть Создатель, Который избрал народ Израиля и даровал ему Свою Тору и
заповеди. Тогда надо рассказать суть заповеди тфилин как выражения
работы сердца и ума — и только после этого, понимая значение и сущность мицвы,
еврей сможет исполнить ее подобающим образом, сознательно и с воодушевлением.
Второй подход утверждает, что можно выполнить мицву еще до ее
понимания, но она будет «ущербной», несовершенной. Пока между человеком и мицвой не
установится понимание и эмоциональная связь, ее исполнение не может считаться
совершенным.
В нашей недельной главе Тора учит нас, что
каким бы высокоразвитым ни был ум человека, он все равно будет ограниченным. Не
в этом цель исполнения заповедей и таким образом нельзя приобщиться и установить
связь — цавта — с Б‑гом. Только всеми силами души исполняя Его
повеления, евреи могут прилепиться к Всевышнему. Именно это и говорит Г‑сподь
Авраѓаму: «Хотя до сих пор у тебя были благие намерения, высокие достоинства и
глубокое понимание — «своя страна» (арцехо от корня роцон —
«желание, намерение»), «своя родина» (привычки и качества, с которыми ты
родился), «дом отца твоего» (в Кабале понятия «отец» и «мать» символизируют
разум, мудрость и знание), уходи от всего этого. Оторвись и поднимайся выше
всех этих хороших, но ограниченных вещей! Ибо, несмотря на то, что они высоки,
это просто твои ограниченные желания, твои ограниченные
качества, твое понимание, ограниченное твоей человеческой природой.
Иди в «землю, которую Я укажу тебе», исполняй повеления, которые даю тебе
Я — безграничный Владыка! И соединяясь со Мной через исполнение Моих
заповедей, ты станешь воистину великим! Не только относительно других творений,
но великим в истинном понимании смысла этого понятия: «И Я сделаю тебя великим
народом, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое. И быть тебе благословением…»
(Брейшис, 12: 2). Рав Авроом Вольф, главный раввин Одессы и Юга Украины |