Во времена Ребе Цемах-Цедека
(рабби Менахем-Мендел Шнеерсон, третий Любавичский Ребе) жил в Петербурге один
хасид — богатый купец, который имел обыкновение ездить каждый год на
ярмарку в Нижний Новгород. Перед тем, как ехать на ярмарку, он приезжал в
Любавичи к Ребе, а оттуда отправлялся в небольшой городок Добромысль близ
Любавичей — проведать одного знатока Торы, бывшего когда-то его меламедом
(учителем в хедере). Купец давал ему денег, а потом отправлялся на
Нижегородскую ярмарку. Так повторялось из года в год.
Однажды неотложные дела
задержали купца, и он настолько поздно отправился в поездку, что даже не
успевал к открытию ярмарки. Тем не менее, посещение Любавичей хасид не отменил,
но начал подумывать о том, чтобы отложить в этом году свой визит к учителю в
Добромысль. На прощальной аудиенции хасид спросил у Ребе совета, может ли он на
этот раз изменить своему обычаю и поехать из Любавичей прямо в Нижний Новгород,
минуя Добромысль? Ребе ответил: «Так как это твой старый обычай, не стоит его
менять».
Конечно, хасид прислушался к
мнению Ребе. Он приказал запрячь свою повозку и поехал в Добромысль. Меламед
уже давно ждал его, так как привык к тому, что его бывший ученик заезжает в
гости примерно в одно и то же время каждый год. Поэтому когда после некоторого
опоздания хасид наконец-то появился на пороге, он был особенно рад видеть его и
поспешил поставить на огонь чайник с водой для гостя. Однако хасид сказал, что
на этот раз не стоит беспокоиться, потому что у него нет времени, и он
собирается только помолиться Минху и тотчас же отправиться в дорогу.
Пока гость молился, небо
заволокло грозовыми тучами, полил дождь. Меламед предложил купцу
остаться на ночь в его доме, так как в такой дождь невозможно было ехать, но
тот продолжал настаивать, даже несмотря на то, что у него начала болеть голова.
Когда он сказал об этом меламеду, тот категорически заявил, что ни за
что не отпустит его в дорогу с головной болью в столь сильный дождь и ему
придется задержаться хотя бы до следующего утра.
Так, вопреки своему желанию,
хасид остался ночевать у меламеда. Проснувшись утром, он почувствовал
себя еще хуже: у него была высокая температура, и он даже не смог подняться с
кровати. В маленьком городке Добромысле не было своего врача. Пришлось немедленно
вызывать врача из соседнего города Орша. Осмотрев больного, врач обнаружил у
него тиф! Тут же послали письмо в Петербург, чтобы кто-то из членов семьи
приехал помочь в уходе за больным. Сообщили и в Любавичи и попросили, чтобы
Ребе помолился за здоровье своего хасида. Около восьми недель купец боролся с
болезнью, находясь на излечении в Добромысле.
После выздоровления хасид
поехал в Любавичи, затаив в своем сердце обиду на Ребе, который посоветовал ему
и в этом году посетить меламеда. Он считал, что именно в этой поездке
простудился, что и послужило причиной его болезни. Придя к Ребе, он заплакал и
спросил: «Почему вы послали меня в Добромысль?» Ребе ответил: «Знай, что именно
твой учитель спас тебе жизнь своими молитвами…»
История знает много примеров
того, как в разные времена, находясь в изгнании, евреи были советниками царей и
правителей многих стран. Тора подробно рассказывает, как в Египте проданный в
рабство Йосеф стал советником фараона, спас экономику страны и, более того,
самих египтян от голода.
После разрушения Первого Храма,
бо́льшая часть народа Израиля томилась в изгнании в Вавилоне, под властью внука
Навуходоносора Валтасара, который воевал с персидским царем Корешем и мидийским
царем Дарием. Одержав временную победу, он устроил пир для своих приближенных,
чтобы знали доброту царя. Валтасар вспомнил слова пророка Ирмияѓу о том, что
после семидесяти лет изгнания народ Израиля возвратится на свою землю: «Сказал
Г‑сподь: «Когда исполнится семьдесят лет Вавилону, вспомню Я о вас и исполню
для вас доброе слово Мое о возвращении вас на это место» (Ирмияѓу
29: 10–11). По расчету Валтасара семьдесят лет уже прошло, а евреи все еще
оставались в изгнании. Поэтому он принял этот факт, как наилучшее
доказательство того, что Б‑г больше не любит сынов Израиля и никогда не спасет
их.
Во время пира, хвастаясь перед
приглашенными, Валтасар приказал вынести из кладовых драгоценные сосуды,
захваченные Навуходоносором в Иерусалимском Храме, и начал есть и пить из них.
И вдруг на стене дворца появились странные письмена. Великий страх охватил царя
и его придворных. Вавилонские мудрецы пытались прочитать надпись, но не смогли.
Валтасар обещал щедрое вознаграждение тому, кто сможет объяснить значение
написанного. Но никто не мог справиться с этой сложной задачей, а царь дрожал
от нестерпимого страха. И тогда, по совету царицы, позвали пророка
Даниэля — еврейского мудреца, который был советником Вавилонского царя
Навуходоносора — и он прочитал: «Мене, мене, текел уфарсин».
Даниэль растолковал эти слова так: «Мене — исчислил Б‑г царство
твое и положил ему конец; текел — ты взвешен на весах и оказался
очень легким; уфарсин — разделено царство твое и отдано мидийцам и
персам».
В ту же ночь, после застолья,
во время которого осквернили священные сосуды Храма, Валтасар был убит. Власть
в стране перешла в руки персов и мидийцев. Год империей правил мидийский царь
Дарий, а после его смерти на престол взошел персидский царь Кореш. Он разрешил
евреям вернуться в Землю Израиля и отстроить Храм — к тому времени как раз
исполнилось семьдесят лет вавилонского пленения евреев.
В Танахе мы читаем о том
времени, когда народ Израиля находился в Персии. Там сказано: «Мордехай сидел у
царских ворот» (Эстер, 2: 21), в столице Персии городе Шушан. Что он там
делал? Мидраш рассказывает, что царь Ахашверош как-то пожаловался царице Эстер,
что у него нет хороших советников, и он не может никому доверять. Тогда Эстер
посоветовала: «Почему бы тебе не взять советника из евреев, как это сделали
Навуходоносор и Валтасар, взяв пророка Даниэля?» Ахашверош ответил: «Если бы я
знал, что есть еще такие еврейские мудрецы, я бы назначил их своими
советниками». И тогда царица предложила ему еврея по имени Мордехай, потомка
царя Шауля. Так Мордехай стал советником царя.
И после разрушения Второго
Храма, в какую бы страну евреи ни попадали, за короткое время они становились
советниками при любых правителях. Самым известным из них за последнее
тысячелетие был потомок царя Давида дон Ицхак Абарбанель. В «золотой век»
испанского еврейства он в течение многих лет занимал пост министра финансов при
дворе короля Испании. Будучи очень успешным политиком, он использовал свое
влияние, чтобы, насколько это было в его силах, помогать евреям. Но для евреев
настали черные дни. Фанатичные монахи усилили свое влияние на короля Фердинанда
и королеву Изабеллу, и под их давлением был издан указ о том, что евреи должны
принять христианство, а те, кто этого не сделает, обязаны покинуть страну в
течение трех месяцев.
Абарбанель добился срочной
аудиенции с королем и пытался склонить его к отмене жестокого приговора. Он
предложил огромный выкуп за то, чтобы король согласился оставить евреев в
Испании. Они уже почти договорились, но в приемную ворвался великий инквизитор
и закричал: «Вы хотите продать веру за деньги?!»
Три месяца спустя, 9 ова
5252 (1492) года — в день траура по разрушенному Иерусалимскому
Храму — тысячи евреев покинули Испанию. Продав за бесценок нажитое годами
имущество, они отправились в изгнание нищими, не зная, куда и зачем идут… Во
главе своих соплеменников ушел и дон Ицхак Абарбанель. Хотя король предложил
ему остаться и даже согласился на то, что вместе с ним останутся еще девять
евреев, чтобы у него был миньян для молитв, он решил покинуть Испанию
вместе со всем народом…
Талмуд в трактате «Брохойс»
говорит: «Царство земное подобно Царству Небесному». На земле есть цари, потому
что на Небесах есть Царь. Следовательно, если в физическом мире у правителей
есть советники-евреи, значит в Небесном царстве Всевышний также имеет Своих
советников.
В недельной главе «Вайеро» мы
читаем о том, что произошло с Содомом и Гоморрой. История эта начинается со
слов: «И Г‑сподь сказал: «Сокрою ли от Авраѓама то, что Я сделаю [с этими
городами]?» (Брейшис, 18: 7). Раши добавляет: «Не подобает Мне совершить
это без его ведома. Я дал ему эту землю, и пять этих городов принадлежат ему… Я
дал ему имя Авраѓам — «отец множества народов». Неужели истреблю сыновей,
не уведомив прежде отца, который Меня любит?» То есть, Б‑г, прежде чем
уничтожить Содом, обратился к Своему еврейскому советнику, первому еврею,
нашему праотцу Авраѓаму, и спросил у него совета.
И Авраѓам не скрывал своего
мнения по этому вопросу. Раши говорит: «Ко всему был готов Авраѓам: к суровым
речам, к примирению и к молитве». Тора приводит его слова: «И подступил Авраѓам
и сказал: «Ужели погубишь и праведного с преступным?.. Неужели Судья всей земли
не учинит правосудия?» (Брейшис, 18: 23, 25). Из этого знаменитого диалога
Б‑га с Авраѓамом мы узнаем, что есть люди, избранные быть посвященными в тайны
Всевышнего. Советниками Б‑га на самом деле являются пророки, как сказано: «Ведь
Г‑сподь Б‑г не делает ничего, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам»
(Амос, 3: 7). Кому открывают все тайны? Личному советнику.
…Менахем Бегин когда-то сказал
Генри Киссинджеру, который был государственным секретарем США во время Войны
Судного дня: «Абарбанель был министром финансов правительства Испании. Однако в
Испании вряд ли помнят его вклад в развитие страны. А кто его помнит? Еврейский
народ. Он использовал свое положение и влияние, чтобы помочь своим братьям,
поэтому народ будет вечно помнить его».
Каждый из
нас обладает некоторым влиянием в бизнесе, в различных комитетах или партиях. Б‑г
позволяет евреям достигнуть определенного положения в самых разных формах
общественной деятельности, чтобы дать нам право и возможность использовать свою
власть и влияние для пользы еврейского народа. Давайте будем помнить об этом!
Рав Авроом Вольф, главный раввин Одессы и Юга Украины |