Несколько лет назад я
отправился в офис одного государственного деятеля поздравить его с днем
рождения. Это было вскоре после его избрания на очень высокий, ответственный и
влиятельный пост. Зная, что он еврей, я принес ему в день рождения еврейский
подарок — большую и красивую мезузу.
Он был очень рад и поблагодарил меня. Однако я сказал ему, что просто подарить мезузу недостаточно, поэтому я привез с
собой молоток и гвозди, и намереваюсь в данный момент установить ее на дверь
его кабинета.
В эти минуты в кабинете
на праздновании дня рождения, кроме меня и самого виновника торжества,
находились его многочисленные заместители и советники. Все они решили помочь
нам в столь важном деле и начали давать свои «рекомендации». «Может быть, лучше
прикрепить мезузу в приемной?» —
спросил один из них. Другой почти умолял меня «оставить мезузу просто так на столе». Еще один помощник предложил: «Может
быть, лучше прикрепить мезузу дома, а
не в кабинете?» Прозвучали и другие подобные предложения. Когда же они увидели,
что я хочу настоять на своем и не собираюсь им уступать, первый заместитель
предложил: «Ребе, может, установим над дверью, чтобы входящие не заметили ее?»
Тогда я, обращаясь к чиновнику, но довольно громко, чтобы услышали его
заместители и помощники, сказал: «Если вы собираетесь работать на своем посту
только несколько дней или недель, я могу отказаться от всей этой «церемонии»,
но если вы, как и я, считаете, что будете исполнять эти обязанности, по крайней
мере ближайшие четыре года, а затем хотите быть переизбраны на еще один срок,
то, я думаю, что вам нечего стыдиться, и мы должны установить мезузу на дверях вашего кабинета!» Надо
отметить, что сам чиновник был евреем, который гордился своим еврейством и
никогда в жизни не скрывал своей национальности. Кроме того, его фамилия, имя и
отчество ясно говорили о его еврейском происхождении. Он сразу же ответил мне:
«Ребе, делайте так, как считаете нужным и правильным, и не обращайте внимания
на все «советы», которые прозвучали здесь. Я в этом кабинете, с Б-жьей помощью,
собираюсь работать очень много лет».
Мезузакрасуется на дверях его кабинета до сих
пор, и каждый входящий туда имеет возможность ее увидеть. Я верю, что благодаря
этой еврейской гордости, Всевышний посылает благословения многим его
начинаниям. Я также хочу воспользоваться случаем и пожелать ему быть снова
избранным на следующих выборах на эту высокую и ответственную должность.
Действительно, такое
поведение человека столь высокого положения требует определенной смелости и
мужества, а может быть, даже немного нахальства. Это напомнило мне, что многие
называют евреев «наглыми и смелыми», а сами мы называем израильтян сабрами. Откуда пошло это название? От
одного из видов растущих в Израиле кактусов, а точнее — его плода. Снаружи он
покрыт толстой кожурой и острыми колючками, но мягкий и сладкий внутри.
Некоторые говорят, что израильтяне тоже внешне, в поведении, кажутся колючими,
но в душе они добрые и приятные люди (находятся и такие, кто утверждает, что
так можно сказать не только об израильтянах, но и обо всех евреев в целом, так
как в отношениях с другими людьми евреи слишком резки и колючи).
В нашей сегодняшней
недельной главе «Ки сейцей» мы узнаем о заповеди цицис. В чем ее смысл? Закон Торы требует прикрепить нити к четырем
углам одежды. Сказано в молитве «Шма»: «И увидите их [цицис], и вспомните все заповеди Г-сподни». Каким же образом цицис напоминают нам обо всех заповедях
Торы сразу?
Существует одно
известное объяснение этого, которое приводит Раши в своем комментарии на Талмуд
(трактат «Мнохойс», 43б): числовое значение слова цицис — 600, а вместе с восьмью нитями и пятью узлами, получается
число 613, что соответствует 613 заповедям. Однако в соответствии с этим
объяснением, для того, чтобы цицис
напоминали еврею о заповедях, он должен обладать большими познаниями! Прежде
всего, такой еврей должен хорошо владеть языком иврит. В дополнение к этому, он
должен знать о системе гиматрии, в которой каждая буква представляет собой
число. Еще он должен знать, что у цицис
есть восемь нитей и пять узлов и так далее. Согласитесь, довольно сложное
объяснение для столь простой фразы «и увидите их, и вспомните», которая
означает, что увидевшие цицис сразу
же вспоминают все заповеди.
Раши приводит еще одно
толкование: «Эти кисти называются цицис
от корня мециц — «глядеть», как во
фразе «мециц мин ѓахараким —
заглядывает сквозь решетки» (Песнь песней, 2: 9). Кто заглядывает?
«Возлюбленный мой», то есть, на аллегорическом языке Песни песней, Всевышний,
Который всегда наблюдает за евреем, и цицис
напоминают нам об этом… Однако и для понимания такого толкования тоже надо быть
талмид-хохомом — хотя бы наполовину.
По крайней мере — знать иврит и пройти несколько листов Талмуда.
Есть и еще одно
объяснение. Как известно, когда существовал Храм, одна нить цицис была окрашена в лазурный цвет. В
Талмуде говорится, что «тот особый голубой цвет, который получали из моллюска хилозон, в точности соответствовал цвету
моря, а море, как известно, такого же цвета, как небо, а цвет неба
соответствует цвету престола Его славы». То есть, лазоревый цвет напоминает нам
небо и Того, Кто восседает в небесных высях, Всевышнего. Но что делать, если
секрет этой особой краски утерян вот уже почти две тысячи лет, и поэтому среди
нитей цицис у нас нет ни одной
голубой?!
«Шулхан орух» («Законы
цицис», 24: 1) приводит свой вариант:
«Если человек предупреждает своего друга о чем-либо, чтобы запомнить это, он
завязывает узелок» (то, что в русском языке называется «узелок на память»). Так
и мы завязываем «пять узлов — в честь Пятикнижия Моисеева», на четырех углах
одежды — чтобы, в какую бы сторону ни повернуться, помнить о заповедях».
Конечно, нет сомнений
в том, что все эти объяснения верны и подлинны, но они по-прежнему сложны для
мальчика пяти лет, который просто хочет понять значение стиха «и увидите их, и
вспомните». Значение его ясно и просто: еврей при взгляде на цицис вспоминает сразу все заповеди
Торы.
Что видит человек,
когда он смотрит на цицис? Нити!
Каково предназначение нитей? Их задача — связать две отдельно взятые вещи,
сшить, объединить их. Теперь перейдем к заповедям. Что означает слово мицва? Если вы зададите этот вопрос
среднестатистическому человеку на улице, то вам ответят, что это доброе дело —
скажем, помочь старушке перейти дорогу или дать пожертвование. Но есть заповеди,
которые не попадают в эту категорию. Например, заповедь обрезания на первый
взгляд не совсем связана с «добрым делом» — спросите ребенка, и вы поймете… И
заповедь благословения лулава,
очевидно, не является актом добровольной помощи другому лицу. Или вот: есть
мацу в Песах тоже является заповедью, но разве это действие можно подвести под
понятие доброго дела?! Так можно сказать о многих заповедях.
Учение хасидизма
разъясняет, что слово мицва
(«заповедь») происходит от того же корня, что и слово цавта («вместе», «связь»). То есть, с помощью мицвы мы связываемся и прилепляемся к Всемогущему Творцу. Человек,
исполняющий заповеди, связывает, соединяет Всевышнего с этим миром. Когда
человек, например, устанавливает мезузу
на входной двери своего дома, он связывает дом с Б-гом. Когда ребенок говорит
благословение на пищу, он связывает ее со Всевышним, признавая, что пища
принадлежит Творцу, Который создал ее и дал человеку съесть. А когда человек
дает пожертвование из своих частных средств, то он связывает все свои деньги со
Всевышним.
Мицва фактически и есть та нить, которая соединяет мир со
Всевышним. Если это так, то когда еврей видит нити, привязанные к концам его
одежды, он вспоминает все заповеди, основная цель которых соединить и связать
Всевышнего и этот мир. Но для того, чтобы продеть нить в ткань или любой другой
материал, в нем надо сделать дырочку, и для этого нужна острая игла.
Любавичский Ребе говорит: «Еврей — это «игла», и его задача — сделать «дыру» в
этом материальном мире, чтобы втянуть в него заповедь… Мир сам по себе не
совсем готов принять заповеди. Иглы должны быть острыми и твердыми для
достижения успеха во «вшивании» заповедей в наш материальный мир».
В этом и кроется
причина, по которой евреи иногда бывают «колючими» и «нахальными». Без этого
они никогда бы не смогли выполнить свою основную задачу в этом мире… Например,
многие люди стыдятся установить мезузу
на дверь своего служебного кабинета, поскольку там бывает много работников, и
они могут начать задавать вопросы, а у него не найдется ответов, поэтому он
предпочитает не устанавливать мезузу
вообще. Или бывает так, что еврею приходится участвовать в трапезе, где на стол
подаются некошерные блюда. Он, конечно, не хотел бы есть некошерные продукты,
но с другой стороны, он стесняется и не хочет создавать проблемы хозяевам,
гостям и самому себе. Приходится изворачиваться — говорить, что он вегетарианец
или что у него аллергия на эти продукты, или диета, при которой не разрешается
их есть, или просто — что он только что уже поел, и так далее. Но разве такого
поведения ждет от нас Всевышний?!
Итак, еврею необходимо
много решительности (и немного нахальства), чтобы преодолеть все искушения и
испытания. Так что все евреи являются сабрами
— они иглы, соединяющие мир со Всевышним. Правда, время от времени они также
колют самих себя, но только так они могут выполнить свою задачу. Так и никак
иначе!
Рав Авроом Вольф, главный раввин Одессы и Юга Украины