Хасид рабби Мотл из Калушина был
зажиточным человеком и имел в Варшаве свой преуспевающий бизнес. Однажды позвал
его к себе святой рабби Ицхок из Ворки. Когда реб Мотл пришел, рабби Ицхок
рассказал ему, что правительство готовит к выходу указ, запрещающий евреям
судиться в еврейских судах, мотивируя это тем, что существуют законы страны,
которым евреи должны подчиняться и, следовательно, обращаться по всем вопросам
только в государственные суды. В связи с этим также должно было выйти
постановление о сожжении свода законов «Шулхан орух», в частности, его раздела
«Хошен мишпот», в котором как раз и разбираются вопросы еврейского гражданского
и уголовного права. Рабби Ицхок обратился к реб Мотлу с просьбой поехать к
одному знатному сановнику, которому было поручено исполнение этого, и уговорить
его отменить указ.
Но реб Мотл возразил: «Я знаю
этого сановника — это очень злой человек. Он грозится пристрелить каждого,
кто приходит к нему с какой-либо просьбой». Тогда рабби Ицхок ответил:
«Всевышний сказал Моше: бой эль паро («пойдем к фараону»), а не лех
эль паро (глагол лех имеет значение «иди», иди сам). Моше боялся
фараона, и поэтому Б‑г сказал ему, что пойдет с ним вместе…» Услышав эти слова,
реб Мотл согласился исполнить поручение. Рассказывают, что чиновник, увидев
его, очень смутился и сделал все, как тот его попросил…
На этой неделе в главе «Бой» мы
читаем о трех последних наказаниях, которые обрушил Б‑г на Египет и об исходе
сынов Израиля оттуда. В начале главы Всевышний повелевает Моше пойти к фараону
и предупредить его о следующем наказании — нашествии саранчи. В то же
время Он сразу дает Моше понять, что фараон не прислушается к этим
предупреждениям. Причину несговорчивости фараона указывает Сам Всевышний: «…ибо
Я ожесточил его сердце и сердца его рабов, чтобы Мне свершить эти Мои знамения
в его среде. И чтобы ты рассказывал во услышание сына твоего и сына твоего сына
о том, как Я глумился над Египтом, и о Моих знамениях, которые Я свершил среди
них, — и чтобы вы знали, что Я Г‑сподь» (Шмойс, 10: 1–3).
Эти слова помогают нам понять,
что нашествие саранчи не было наказанием за то, что фараон не внял
предупреждениям. Просто Всевышний Сам сделал жестоким сердце фараона так, чтобы
он не отпустил евреев. На первый взгляд может показаться не совсем справедливым
то, что Б‑г наказывал египтян и в то же время сам удерживал фараона от
выполнения Его требования. Комментаторы объясняют, что на самом деле когда
совершались первые наказания, фараон обладал правом свободного выбора. Если бы
он только захотел, то мог бы освободить евреев. Но после того как фараон
согрешил против Самого Всевышнего, бросив Ему вызов, Б‑г наказал его, лишив
свободы выбора. Это было наказание «мера за меру». Фараон хвастался: «Кто есть
Б‑г, что я должен слушать Его?!» (Шмойс, 5: 2). И тогда Г‑сподь показал
фараону, что он вовсе не принадлежит сам себе, а находится в полной зависимости
от воли Всевышнего даже в принятии тех решений, в которых другие люди имеют
право на свободу выбора. Так можно понять стих «Я глумился над Египтом».
Поведение фараона во время
наказания саранчой продемонстрировало, насколько он несвободен в своих
действиях и решениях. Когда его слуги, чьи сердца не были ожесточены, сказали:
«Неужели еще не знаешь, что гибнет Египет?» (Шмойс, 10: 7), фараон
отправил гонца, чтобы вернуть Моше и Аѓарона, и сказал им: «Идите служить
своему Б‑гу!» (там же, стих 8). Однако в этот момент Всемогущий «ожесточил
его сердце», и он не смог сдаться и освободить сынов Израиля…
Но все же хочется спросить:
понятно, что злодеяния фараона привели к лишению его возможности свободного
выбора, но разве можно тогда наказывать его за то, что в этом состоянии он не
желает отпускать сынов Израиля?! Разве это теперь в его силах?! Более того,
если фараон не способен исполнить повеление Всевышнего, зачем Моше вообще
предупреждает его?
Разъяснения по этому вопросу мы
найдем в книге «Тания». В «Послании о покаянии» (гл. 11) и в «Книге
средних» (гл. 25) говорится, что совершить тшуву могут даже те
грешники, о которых было сказано «ему не предоставляют случая для покаяния».
Ведь только случая не предоставляют, однако «если он отверг искушение и
собрался с силами, и победил дурное влечение, и совершил покаяние, покаяние его
принимается». Хотя грешнику не помогают и создают на его пути большие
трудности, но если он настойчиво кается, то его прощают.
В той же мере это касается и
фараона — несмотря на то, что он был лишен свободы выбора и «Б‑г ожесточил
его сердце», он должен был собраться с силами и устоять против этого
ужесточения сердца, совершить раскаяние и тем самым избежать последующих
наказаний.
В прошлом году в статье на
недельную главу «Шлах» я приводил известный рассказ об Элише бен Авуя, одном из
величайших еврейских мудрецов, учителе рабби Меира. Он отошел от иудаизма и
пытался воевать против всего еврейского: приходил в иешивы и призывал
учеников оставить их и пойти учиться какой-либо профессии. Он также давал
римлянам советы, как можно наилучшим образом докучать евреям и как заставить их
осквернить Субботу. Однако его ученик, рабби Меир, не покинул своего учителя
даже после того, как тот сбился с пути, и продолжал изучать Тору из его уст.
Талмуд (трактат «Хагига», 15а)
рассказывает, что однажды в Субботу рабби Меир произносил дрошу
(проповедь) в иешиве в Тверии. Вдруг кто-то сказал ему, что снаружи
проезжает на лошади его бывший учитель. Рабби Меир прервал проповедь и вышел к
нему. Элиша спросил его: «Ну, что ты говорил в своей дроше сегодня?»
Рабби Меир повторил для него проповедь, Элиша поправил его и сказал, что рабби
Акива считал по-другому. Во время беседы они отдалялись от города, но вдруг
Элиша сказал рабби Меиру: «Ты должен вернуться назад… Вот здесь граница
субботних владений». Согласно еврейскому закону, в Субботу запрещается отходить
от города на расстояние более двух тысяч локтей (960 метров), это называется
тхум Шабос — «субботняя граница». Элиша бен Авуя беспокоился о том,
чтобы его ученик не вышел за ее пределы и не нарушил таким образом святость
Субботы.
Рабби Меир решил воспользоваться
возможностью и обратился к учителю со словами, призывающими его вернуться в
иудаизм, сказав ему: «И вы вернитесь к себе!» Элиша в ответ рассказал ему, что
однажды в Йом-Кипур, который выпал на Субботу, он проезжал верхом на лошади по
Иерусалиму неподалеку от Храма и услышал глас Небес: «Возвратитесь,
дети-отступники…» (Ирмияѓу, 3: 14) — кроме Ахера» (Ахер —
«Другой» — так называют в Талмуде Элишу бен Авуя, повествуя о периоде,
когда он отошел от иудаизма). Каждый человек может покаяться, Б‑г примет их
всех обратно — всех, кроме Ахера. Об этом он и сказал рабби Меиру:
«Я потерянный человек, у меня уже нет шансов».
Любавичский Ребе спрашивает:
разве можно винить его, ведь он сам слышал, что «его покаяние не будет
принято»? И Ребе объясняет: хотя он услышал глас Небес, все равно должен был
совершить тшуву, и если бы он приложил к этому достаточно усилий, его
покаяние было бы принято, несмотря на то, что он слышал. Иудаизм считает, что
ничто в мире не может противостоять раскаянию, так что даже если Сам Г‑сподь Б‑г
говорит, что не примет этого человека обратно, раскаяние может дать ему шанс.
Так и в случае с фараоном: тем,
что он не пытается противостоять и победить «ужесточение сердца», он принимает
на себя вину за отказ отпустить сынов Израиля и поэтому заслуживает наказания.
Именно анализируя события нашей
недельной главы «Бой», мы постигаем непреходящую истину о возможности,
необходимости и незаменимости раскаяния. Раз фараон, нееврей и такой великий
грешник, имел возможность совершить тшуву даже после того, как Б‑г
ожесточил его сердце, само собой разумеется, что ее может совершить каждый
еврей, чья душа — «часть Всевышнего», которая остается верной Б‑гу даже
тогда, когда человек грешит.
Б‑г ожидает раскаяния каждого
еврея, включая тех, кто отошел от Него так далеко, что о них говорят: «И Ты
повернул их сердце вспять» (Млохим I, 18: 37). Как объясняет Рамбам в
«Законах раскаяния», эти слова означают, что Всевышний отнял у них возможность
раскаяться. Однако и в данном случае это всего лишь внешнее состояние и когда
грешник захочет раскаяться, добровольно и сознательно, по-настоящему, он будет
прощен сразу же, мгновенно. Ибо Всевышний — «милостивый и много
прощающий», как мы называем Его в молитвах, и «не кончилось Его милосердие»
(Эйха, 3: 22). Рав Авроом Вольф, главный раввин Одессы и Юга Украины
|