В эти дни в
Украине невозможно выйти на улицу, чтобы не окунуться в атмосферу
приближающихся выборов. Избирательная кампания еще не развернулась во всю свою
мощь, но уже никуда не деться от множества лозунгов, портретов кандидатов,
потоков красивых слов, вопросов без ответов и всевозможных обещаний. Однако мне
сейчас не хотелось бы углубляться в анализ методов политической агитации, я
хочу поговорить об одном из различий в законах о выборах, которые действуют в
Украине и в Израиле.
Теоретически
каждый израильский гражданин, достигший восемнадцатилетнего возраста, имеет
право голосовать, но практически многие не могут использовать эту возможность.
Закон, в принципе, не лишает некоторые группы населения их избирательного
права, но в недавнем прошлом государство чисто по техническим причинам не
создавало условий для его реализации. Для того чтобы избежать каких-либо
нарушений и подтасовок, законом установлено, что каждый гражданин должен
голосовать на том избирательном участке, к которому он приписан (по месту
своего жительства). Исключением из этого правила были солдаты, полицейские и
моряки. Солдат имеет право голосовать как на армейском избирательном участке,
так и на «гражданском», к которому он приписан. Полицейский имеет право
голосовать на любом «гражданском» избирательном участке. Моряк, который
находится в плавании на борту израильского судна, имеет право голосовать как на
специально организованном на корабле избирательном пункте, так и на том
участке, к которому он приписан. В то же время больные в больницах, заключенные
в тюрьмах, дипломаты и другие граждане, находящиеся за границей, и все, не
имеющие по тем или иным причинам возможности прийти на избирательные участки, к
которым они приписаны, в действительности проголосовать не могли. В настоящее
время внесены поправки к Закону о выборах, которые предусматривают обязательную
организацию избирательных пунктов в больницах, тюрьмах, дипломатических
представительствах Израиля за границей, а также в поселениях. В больницах могут
голосовать только больные, находящиеся на стационарном лечении, а в
представительствах за границей — только граждане, находящиеся там по долгу
дипломатической службы. Несмотря на нововведения, по-прежнему за бортом выборов
остаются тысячи израильских граждан. Среди них члены экипажей и пассажиры
самолетов, которые совершают в день выборов международные рейсы, а также
недипломаты, находящиеся в этот день за границей.
В этом отношении
Украина по сравнению с Израилем представляется государством более передовым и
более заботящемся о том, чтобы каждый ее гражданин осуществил свое
избирательное право и выразил свое мнение о том, кого бы он хотел видеть
руководителем своей страны. Поэтому украинский закон предусматривает для
человека, который не может в день выборов прийти на избирательный участок,
целый ряд возможностей проголосовать на несколько дней раньше в специально
установленных для этого избирательных урнах, например, в посольствах Украины за
рубежом.
Может быть, эту
идею преждевременных выборов можно было бы применить и в иудаизме?! Представим
себе, что еврей очень занят, уезжает из города и не сможет прийти в синагогу на
празднование Рош ѓа-Шоно. Так пусть он сделает это раньше: придет за несколько
дней до праздника, протрубит в шойфар и тем самым исполнит свой долг, как
сказано: «Проворные исполняют заповедь раньше». Он настолько любит заповедь
трубления в шойфар, что просто спешит ее исполнить как можно быстрее.
…В прошлом году
одна женщина рассказала мне, что все члены ее семьи приехали в город на
какое-то семейное торжество. Так как это происходило незадолго до Хануки, и все
знали, что у них не предвидится дополнительной возможности собраться еще раз
вместе, они решили отметить заодно и приближающийся праздник. Зажгли
ханукальные свечи, кушали пончики и оладушки, играли с волчками и главное —
подарили друг другу по традиции ханукальные подарки, а детям дали хануке-гелт.
Выслушав ее рассказ, я заметил: «Жаль, что вы не подали на стол еще и немного
мацы, тогда можно было бы отпраздновать заодно и Пасхальный Седер… Отметили бы
все сразу — и дело с концом!..»
Давайте
попробуем вместе разобраться, почему на самом деле невозможно отмечать
праздники на несколько дней раньше установленного. Что в этом плохого?
Что касается Рош
ѓа-Шоно, то тут ясно, почему этот праздник нельзя приблизить ни на день раньше.
Ведь именно в этот день Всевышний судит все мироздание, и если вы придете на
несколько дней раньше, то уподобитесь тому, кто приходит на судебное заседание
раньше положенного дня и обнаруживает, что судья в отпуске… Но другие
праздники? Почему бы не отпраздновать Песах на несколько дней раньше?!
Отвечая на
поставленные вопросы, я хочу рассказать вам одну историю, связанную с
Любавичским Ребе. Его свадьба состоялась в 1928 году в Варшаве, куда рабби
Менахему-Менделу, тогда еще совсем молодому человеку, удалось годом раньше
выехать из Советской России вместе с будущим тестем — предыдущим Ребе рабби
Йосефом-Ицхоком Шнеерсоном и его семьей. Однако родители Ребе остались в СССР,
в Днепропетровске. Они приложили неимоверные усилия для того, чтобы получить
разрешение на поездку в Польшу на свадьбу их старшего сына, но так и ничего не
добились — коммунистическое правительство ответило отказом. В своих
воспоминаниях мать Ребе рассказывает, что, так как они не могли принять участие
в свадебной церемонии в Варшаве, то решили в тот же день и в то же время
устроить торжество в своем городе. Тогда не было принято снимать для этих целей
большие залы, и они организовали празднество у себя дома: разослали
приглашения, заказали оркестр, главы общины принесли огромный свадебный торт,
какой обычно делали на свадьбы и т. д., и т. п. Более трехсот человек пришли
праздновать это событие вместе с родителями Ребе. В тот самый час, когда в
Варшаве жених и невеста шли под хупу, сопровождаемые той особой мелодией,
которую принято играть для этого случая у хасидов Хабада, в Украине хасид
исполнял на скрипке ту же самую мелодию для родителей Ребе и их гостей… Было
все, что полагается на еврейской свадьбе, — кроме жениха и невесты. Так,
несмотря на расстояние, соединились на одном празднике с помощью одной и той же
мелодии родители в Украине и сын в Польше. Они воистину были вместе, сливаясь в
едином радостном порыве…
Мы уже говорили
о том, что слово мицва («заповедь») происходит от слова цавта («вместе») и
обозначает единение, связь еврея с Б-гом. Всевышний говорит нам: «Вы хотите
соединиться со Мной? Делайте то же, что делаю Я, в то же самое время, и таким
образом вы прилепитесь ко Мне» (например, в ночь 15 нисона Б-г «ест» мацу,
вспоминает и вновь выводит нас из Египта). Rybuf «Мидраш рабо» поясняет:
«Всевышний говорит Израилю делать то же, что делает Он сам, как сказано:
«Возвестил Он слова Свои Яакову» (Теѓилим, 147: 19).
И поэтому если
мы хотим прилепиться к Б-гу, то установим свои часы так, чтобы в то же время,
что Всевышний «ест» мацу, и мы ели мацу. Только делая то, что делает Он в тот
же самый час, мы можем быть с Ним вместе. И если мы будем кушать мацу
несколькими днями раньше, то это наверняка будет вкусно, но это не будет то,
что делает Б-г в данный момент, и таким образом мы не сможем присоединиться к
нему. А если так, то будет утрачена главная цель исполнения заповеди — единение
со Всевышним! Каждое утро Всевышний «накладывает» тфилин, и если мы хотим
соединиться с Б-гом, то нам тоже следует делать это утром. Надевая тфилин
накануне вечером, мы, несомненно, подтверждаем, что исполнение этой заповеди
очень важно для нас, однако этим мы не приближаемся к Всевышнему, мы как бы
находимся на другой волне.
Но что, если
человек попытается оправдать неисполнение (или несвоевременное исполнение)
заповедей тем, что Творец «слишком» превознесен над ним? Ответ будет таков:
ничего у него не выйдет, поскольку Всевышний предусмотрел такую возможность
заранее. Комментируя стих Торы (Дворим, 11: 22): «Ибо если строго соблюдать
будете всю эту заповедь… любить Г-спода, Б-га вашего… и прилепитесь к Нему»,
Раши спрашивает: «Можно ли так сказать? Ведь Он — огонь испепеляющий!» И
отвечает на свой вопрос: «Имеется в виду следующее: держись ученых и мудрецов,
и тебе вменится, как если бы ты держался Его».
Рассказывают,
что однажды кто-то попросил Любавичского Ребе указать путь духовного единения
хасида с Ребе. Ответ был: «Изучайте то, что я изучаю, и делайте все то, что я
делаю. Таким способом вы соединитесь со мной». А на письмо одного хасида,
который очень хотел посетить его, но не мог приехать в Нью-Йорк, Ребе ответил:
«Если вы будете постоянно изучать Тору, так же, как это делают мои ученики
здесь, вы обнаружите чудесное духовное единение с теми, кто находится возле
меня… как со своим ближним».
Нечто подобное
происходит в нашей недельной главе «Ноях», рассказывающей о Всемирном потопе.
Мы читаем, что Ноях и его сыновья все время своего плавания в ковчеге не
занимались делами материального мира. В частности, это выражалось в том, что
они не произвели на свет детей (то есть, не исполняли заповедь «плодиться и
размножаться»). Почему? Потому что они находились в особой связи с Б-гом. А
поскольку Всевышний в дни Потопа не занимался обустройством мира, само собой
разумеется, что это проявилось и в поведении Нояха и его сыновей.
Именно поэтому в
иудаизме время имеет особое значение: каждая заповедь требует своего исполнения
в определенный час, каждый праздник связан с определенной датой, а субботние
свечи необходимо зажечь ни минутой позже установленного для каждого уголка
земли времени. Все или почти все зависит от строго вымеренного и ограниченного
временного отрезка. Обряд брис-мило надо провести на восьмой день после
рождения мальчика, выкуп первенца совершить, когда ребенку исполнится тридцать
дней, отмечать бар-мицву — в возрасте 13 лет. Шабос надо праздновать в субботу,
потому что это день, когда Всевышний отдыхает. И если мы устроим себе выходной
в воскресенье, то наверняка отлично отдохнем, но это само по себе не приблизит
нас к Б-гу!
Мудрейший из
людей — царь Шломо — сказал: «Всему свое время, и свой срок всякой вещи под
небесами» (Коѓелес, 3: 1). Своевременность каждого дела также важна, как и само
его совершение.
Рав Авроом Вольф,
главный раввин Одессы и Юга Украины