Четверг, 26.06.2025, 03:39
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории каталога
Глава Торы [240]
Наш опрос
На каком языке вы бы хотели видеть сайт?
Всего ответов: 227
Главная » Статьи » Глава Торы

"свой срок всякой вещи под небесами..."

   В эти дни в Украине невозможно выйти на улицу, чтобы не окунуться в атмосферу приближающихся выборов. Избирательная кампания еще не развернулась во всю свою мощь, но уже никуда не деться от множества лозунгов, портретов кандидатов, потоков красивых слов, вопросов без ответов и всевозможных обещаний. Однако мне сейчас не хотелось бы углубляться в анализ методов политической агитации, я хочу поговорить об одном из различий в законах о выборах, которые действуют в Украине и в Израиле.

   Теоретически каждый израильский гражданин, достигший восемнадцатилетнего возраста, имеет право голосовать, но практически многие не могут использовать эту возможность. Закон, в принципе, не лишает некоторые группы населения их избирательного права, но в недавнем прошлом государство чисто по техническим причинам не создавало условий для его реализации. Для того чтобы избежать каких-либо нарушений и подтасовок, законом установлено, что каждый гражданин должен голосовать на том избирательном участке, к которому он приписан (по месту своего жительства). Исключением из этого правила были солдаты, полицейские и моряки. Солдат имеет право голосовать как на армейском избирательном участке, так и на «гражданском», к которому он приписан. Полицейский имеет право голосовать на любом «гражданском» избирательном участке. Моряк, который находится в плавании на борту израильского судна, имеет право голосовать как на специально организованном на корабле избирательном пункте, так и на том участке, к которому он приписан. В то же время больные в больницах, заключенные в тюрьмах, дипломаты и другие граждане, находящиеся за границей, и все, не имеющие по тем или иным причинам возможности прийти на избирательные участки, к которым они приписаны, в действительности проголосовать не могли. В настоящее время внесены поправки к Закону о выборах, которые предусматривают обязательную организацию избирательных пунктов в больницах, тюрьмах, дипломатических представительствах Израиля за границей, а также в поселениях. В больницах могут голосовать только больные, находящиеся на стационарном лечении, а в представительствах за границей — только граждане, находящиеся там по долгу дипломатической службы. Несмотря на нововведения, по-прежнему за бортом выборов остаются тысячи израильских граждан. Среди них члены экипажей и пассажиры самолетов, которые совершают в день выборов международные рейсы, а также недипломаты, находящиеся в этот день за границей.

   В этом отношении Украина по сравнению с Израилем представляется государством более передовым и более заботящемся о том, чтобы каждый ее гражданин осуществил свое избирательное право и выразил свое мнение о том, кого бы он хотел видеть руководителем своей страны. Поэтому украинский закон предусматривает для человека, который не может в день выборов прийти на избирательный участок, целый ряд возможностей проголосовать на несколько дней раньше в специально установленных для этого избирательных урнах, например, в посольствах Украины за рубежом.

   Может быть, эту идею преждевременных выборов можно было бы применить и в иудаизме?! Представим себе, что еврей очень занят, уезжает из города и не сможет прийти в синагогу на празднование Рош ѓа-Шоно. Так пусть он сделает это раньше: придет за несколько дней до праздника, протрубит в шойфар и тем самым исполнит свой долг, как сказано: «Проворные исполняют заповедь раньше». Он настолько любит заповедь трубления в шойфар, что просто спешит ее исполнить как можно быстрее.

   …В прошлом году одна женщина рассказала мне, что все члены ее семьи приехали в город на какое-то семейное торжество. Так как это происходило незадолго до Хануки, и все знали, что у них не предвидится дополнительной возможности собраться еще раз вместе, они решили отметить заодно и приближающийся праздник. Зажгли ханукальные свечи, кушали пончики и оладушки, играли с волчками и главное — подарили друг другу по традиции ханукальные подарки, а детям дали хануке-гелт. Выслушав ее рассказ, я заметил: «Жаль, что вы не подали на стол еще и немного мацы, тогда можно было бы отпраздновать заодно и Пасхальный Седер… Отметили бы все сразу — и дело с концом!..»

   Давайте попробуем вместе разобраться, почему на самом деле невозможно отмечать праздники на несколько дней раньше установленного. Что в этом плохого?

   Что касается Рош ѓа-Шоно, то тут ясно, почему этот праздник нельзя приблизить ни на день раньше. Ведь именно в этот день Всевышний судит все мироздание, и если вы придете на несколько дней раньше, то уподобитесь тому, кто приходит на судебное заседание раньше положенного дня и обнаруживает, что судья в отпуске… Но другие праздники? Почему бы не отпраздновать Песах на несколько дней раньше?!

   Отвечая на поставленные вопросы, я хочу рассказать вам одну историю, связанную с Любавичским Ребе. Его свадьба состоялась в 1928 году в Варшаве, куда рабби Менахему-Менделу, тогда еще совсем молодому человеку, удалось годом раньше выехать из Советской России вместе с будущим тестем — предыдущим Ребе рабби Йосефом-Ицхоком Шнеерсоном и его семьей. Однако родители Ребе остались в СССР, в Днепропетровске. Они приложили неимоверные усилия для того, чтобы получить разрешение на поездку в Польшу на свадьбу их старшего сына, но так и ничего не добились — коммунистическое правительство ответило отказом. В своих воспоминаниях мать Ребе рассказывает, что, так как они не могли принять участие в свадебной церемонии в Варшаве, то решили в тот же день и в то же время устроить торжество в своем городе. Тогда не было принято снимать для этих целей большие залы, и они организовали празднество у себя дома: разослали приглашения, заказали оркестр, главы общины принесли огромный свадебный торт, какой обычно делали на свадьбы и т. д., и т. п. Более трехсот человек пришли праздновать это событие вместе с родителями Ребе. В тот самый час, когда в Варшаве жених и невеста шли под хупу, сопровождаемые той особой мелодией, которую принято играть для этого случая у хасидов Хабада, в Украине хасид исполнял на скрипке ту же самую мелодию для родителей Ребе и их гостей… Было все, что полагается на еврейской свадьбе, — кроме жениха и невесты. Так, несмотря на расстояние, соединились на одном празднике с помощью одной и той же мелодии родители в Украине и сын в Польше. Они воистину были вместе, сливаясь в едином радостном порыве…

   Мы уже говорили о том, что слово мицва («заповедь») происходит от слова цавта («вместе») и обозначает единение, связь еврея с Б-гом. Всевышний говорит нам: «Вы хотите соединиться со Мной? Делайте то же, что делаю Я, в то же самое время, и таким образом вы прилепитесь ко Мне» (например, в ночь 15 нисона Б-г «ест» мацу, вспоминает и вновь выводит нас из Египта). Rybuf «Мидраш рабо» поясняет: «Всевышний говорит Израилю делать то же, что делает Он сам, как сказано: «Возвестил Он слова Свои Яакову» (Теѓилим, 147: 19).

   И поэтому если мы хотим прилепиться к Б-гу, то установим свои часы так, чтобы в то же время, что Всевышний «ест» мацу, и мы ели мацу. Только делая то, что делает Он в тот же самый час, мы можем быть с Ним вместе. И если мы будем кушать мацу несколькими днями раньше, то это наверняка будет вкусно, но это не будет то, что делает Б-г в данный момент, и таким образом мы не сможем присоединиться к нему. А если так, то будет утрачена главная цель исполнения заповеди — единение со Всевышним! Каждое утро Всевышний «накладывает» тфилин, и если мы хотим соединиться с Б-гом, то нам тоже следует делать это утром. Надевая тфилин накануне вечером, мы, несомненно, подтверждаем, что исполнение этой заповеди очень важно для нас, однако этим мы не приближаемся к Всевышнему, мы как бы находимся на другой волне.

   Но что, если человек попытается оправдать неисполнение (или несвоевременное исполнение) заповедей тем, что Творец «слишком» превознесен над ним? Ответ будет таков: ничего у него не выйдет, поскольку Всевышний предусмотрел такую возможность заранее. Комментируя стих Торы (Дворим, 11: 22): «Ибо если строго соблюдать будете всю эту заповедь… любить Г-спода, Б-га вашего… и прилепитесь к Нему», Раши спрашивает: «Можно ли так сказать? Ведь Он — огонь испепеляющий!» И отвечает на свой вопрос: «Имеется в виду следующее: держись ученых и мудрецов, и тебе вменится, как если бы ты держался Его».

   Рассказывают, что однажды кто-то попросил Любавичского Ребе указать путь духовного единения хасида с Ребе. Ответ был: «Изучайте то, что я изучаю, и делайте все то, что я делаю. Таким способом вы соединитесь со мной». А на письмо одного хасида, который очень хотел посетить его, но не мог приехать в Нью-Йорк, Ребе ответил: «Если вы будете постоянно изучать Тору, так же, как это делают мои ученики здесь, вы обнаружите чудесное духовное единение с теми, кто находится возле меня… как со своим ближним».

   Нечто подобное происходит в нашей недельной главе «Ноях», рассказывающей о Всемирном потопе. Мы читаем, что Ноях и его сыновья все время своего плавания в ковчеге не занимались делами материального мира. В частности, это выражалось в том, что они не произвели на свет детей (то есть, не исполняли заповедь «плодиться и размножаться»). Почему? Потому что они находились в особой связи с Б-гом. А поскольку Всевышний в дни Потопа не занимался обустройством мира, само собой разумеется, что это проявилось и в поведении Нояха и его сыновей.

  

   Именно поэтому в иудаизме время имеет особое значение: каждая заповедь требует своего исполнения в определенный час, каждый праздник связан с определенной датой, а субботние свечи необходимо зажечь ни минутой позже установленного для каждого уголка земли времени. Все или почти все зависит от строго вымеренного и ограниченного временного отрезка. Обряд брис-мило надо провести на восьмой день после рождения мальчика, выкуп первенца совершить, когда ребенку исполнится тридцать дней, отмечать бар-мицву — в возрасте 13 лет. Шабос надо праздновать в субботу, потому что это день, когда Всевышний отдыхает. И если мы устроим себе выходной в воскресенье, то наверняка отлично отдохнем, но это само по себе не приблизит нас к Б-гу!

   Мудрейший из людей — царь Шломо — сказал: «Всему свое время, и свой срок всякой вещи под небесами» (Коѓелес, 3: 1). Своевременность каждого дела также важна, как и само его совершение.

  

   Рав Авроом Вольф, главный раввин Одессы и Юга Украины

   

 

Категория: Глава Торы | Добавил: tina50 (25.10.2009)
Просмотров: 438 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Поиск
Друзья сайта
Статистика

НУВК ХАБАД © 2025 |