Антисемитизм
в Польше стал развиваться с особой силой после завоевания ее Россией. Атмосфера
ненависти и презрения к евреям, установившаяся в царской России,
распространилась и на польскую территорию. Этому способствовало еще и то, что
на престоле в это время находилась Екатерина II, жестокосердная женщина,
окружившая себя советниками-антисемитами. Со всех сторон сыпались обвинения в
том, что все евреи нечестно торгуют, алчны и ведут дела темным и хитроумным образом.
В
те годы духовным лидером хасидов был рабби Шнеур-Залман из Ляд (Алтер Ребе),
автор «Тании» и свода законов «Шулхан орух ѓарав». Ребе заботился как о
распространении Торы и учения хасидизма, так и о защите и безопасности евреев.
Он выбрал двенадцать успешных и умных хасидов, которые жили в разных городах и
местечках, в том числе и в столице — Петербурге, и создал из них особую
группу. Задачей этих хасидов было войти в доверительные деловые, а по
возможности и личные отношения с местными властями и влиятельными лицами, стать
своими в правительственных кругах. В своей деятельности они должны были
преследовать две цели: сбор информации о намерениях и распоряжениях власти и
влияние на то, чтобы расстроить правительственные планы, направленные против
евреев. Эта группа действовала, как тайный комитет, который поставлял ценную и
жизненно важную информацию Ребе, жившему в Лиозно. Благодаря этим двенадцати
хасидам удалось избежать многих напастей, грозящих тогда евреям.
Однажды
группа получила известие о новой беде, которая надвигалась на российских
евреев. Власти решили провести податную перепись еврейского населения на всех
новоприобретенных территориях, включая Польшу, Литву, Белоруссию и Украину, что
способствовало дальнейшему ограничению жизнедеятельности еврейских общин,
постепенному формированию черты оседлости. Между тем в Белоруссии крестьяне
неимоверно страдали от нищеты и лишений. Расследовать причины бедствия и
разработать меры для его преодоления император Павел, сменивший на престоле
Екатерину, поручил известному поэту и сенатору Державину, относившемуся к
евреям без особой симпатии.
Интересно,
что в детстве Державин, живший недалеко от Десны, хорошо знал одного из членов
комитета, Дов-Бера-Моше, и даже часто бывал у него в доме. Впоследствии,
приезжая в Петербург, хасид нередко посещал поэта и убеждал его изменить мнение
о евреях. Узнав о поручении, которое было дано Державину, Дов-Бер-Моше решил
немедленно посетить давнего знакомого. Он застал обычно угрюмого поэта в
приподнятом состоянии духа. «Если бы все они были, как ты… — сказал
Державин, но тут же добавил: — Но они не такие! Скоро я отправляюсь в
поездку по высочайшему повелению императора. Когда я вернусь, в Петербурге не
останется ни одного еврея». Комментарии Державина о результатах еще не проведенной
инспекторской проверки не оставляли места для надежды. Дов-Бер-Моше попытался
повлиять на его мнение, обращаясь к сердцу поэта, но тот был полон
самодовольства и не хотел ничего слышать.
Дов-Бер-Моше,
приехав из Петербурга в Лиозно, сообщил Ребе Шнеуру-Залману, что побывал у
Державина и, поговорив с ним, понял: ничего хорошего ждать не приходится. Ребе
ответил: «Пусть не хвалится опоясывающийся своим оружием, как распоясывающийся»
(Млохим I, 20:11, смысл фразы — «перед боем победой не хвастают»). И Г‑сподь
спасет!» Ответ этот воодушевил хасидов комитета, которые были чуть ли не
единственными, кто знал о том, что грозит евреям.
Рабби
Шнеур-Залман поручил членам комитета подробно узнать предстоящий маршрут
Державина: в каких городах и местечках он собирается останавливаться. Выяснив
это, Ребе распорядился, чтобы его хасиды обратились к местным польским
помещикам с просьбой дать Державину объективные благоприятные для евреев отзывы
и рекомендации.
Особые
поручения рабби Шнеур-Залман дал двум богатым купцам, имевшим дело со знатью и
крупными чиновниками: реб Шмарье-Залману из Полоцка, торговцу дорогими тканями
и женской одеждой, и реб Носону из Шклова, торговцу драгоценными камнями. Ребе
просил, чтобы в своих деловых поездках они неуклонно следовали за Державиным.
Посещая местных богачей в целях торговли, они собирали сведения о поездке
сенатора, а тем самым выполняли указание внимательно следить за тем, не
скомпрометирует ли себя Державин получением взяток или подарков. Впоследствии
это можно было бы использовать против него.
Когда
Державин вернулся в Петербург, он не знал, что его опередили, и на столе царя
уже лежит доклад о его пребывании в Белоруссии, подготовленный двумя хасидскими
купцами, следовавшими за ним на протяжении всей его поездки. Содержание этого
доклада уже оказало непоправимое воздействие на ум и сердце государя. Державин
утратил доверие Павла. Царь не удосужился ознакомиться с докладом,
подготовленным поэтом. На глазах у него царь взял пачку бумаг и бросил ее в
огонь камина в своей комнате. Самоуверенность Державина сгорела в огне вместе с
его рекомендациями, и он поспешил прочь пристыженный и оконфуженный…
У
еврейского народа есть история, напоминающая приведенную хасидскую майсу.
Она повествует об Ахаве, который был царем Иудеи в VIII веке до новой эры.
Он был влиятельным царем, и столица его царства была в Шомроне (Самарии).
Однажды Бен-Адад, царь Арама (Сирия), у которого была в те дни самая сильная
армия на Ближнем Востоке, пошел войной на Иудею и осадил Шомрон. Бен-Адад
прислал послов к Ахаву, потребовав, чтобы Иудейское царство сдалось ему на
милость: «Серебро твое и золото твое — мои, и жены твои и сыновья
твои — мои» (Млохим I, 20: 4). Ахав подумал, что Бен-Адад хотел
обложить налогами Иудейское царство так же, как и тридцать два других царя, которых
тот победил. Он отправил послов с ответом: «Да будет по слову твоему, господин
мой, царь: сам я и все, что у меня, — твое». Однако вскоре снова пришли
послы от Бен-Адада с недвусмысленным требованием отдать ему все деньги, золото,
женщин и детей Иудеи. Ахав не мог с этим согласиться. Он срочно созвать совет
старейшин и спросил их мнения. Они сказали ему, что ни в коем случае нельзя
сдаваться на таких условиях: «Не слушай и не соглашайся». Бен-Адад, услышав
ответ Ахава, пригрозил стереть Шомрон с лица земли: «Пусть накажут меня боги,
если праха шомронского достанет по горсти для всех людей, идущих за мною».
Однако царь Иудеи не испугался и ответил ему словами, которые стали известными
для всех будущих поколений «Пусть не хвалится опоясывающийся своим оружием, как
распоясывающийся». «Опоясывающийся» — это воин, который собирается на
войну и вешает на пояс свой меч. «Распоясывающийся» — это воин, который
снимает пояс с ножнами и мечом по возвращении с поля боя. Смысл высказывания
Ахава состоит в том, что перед битвой не похваляются тем, что уже победили. Так
и произошло в действительности. История эта закончилась тем, что в войне с
арамейским царем Иудея, с Б‑жьей помощью, одержала победу.
«Право
на возвращение» — все говорят об этой проблеме. Эта тема затрагивается
каждый раз при обсуждении палестинского вопроса. Спор идет о том, что делать с
сотнями тысяч беженцев, которые покинули страну во время Войны за
независимость. Многие из них до сих пор живут в лагерях беженцев в Иордании и
Ливане. Они утверждают, что хотят вернуться в свои дома в Хайфе, Яффо, Акко,
Беер-Шеве… Израиль, конечно, категорически отрицает их право на возвращение.
Как
возникла эта проблема? Почему сотни тысяч арабов покинули Израиль в
1948 году? Почему они стали беженцами?
Одной
из основных причин массового ухода арабов с насиженных мест было заявление
армий арабских государств перед войной о том, что они собираются бомбить
Израиль с самолетов, обстреливать из танков и пушек. Поэтому арабы должны
покинуть страну, и пусть армии делают свою работу. Когда же они уничтожат
евреев (не дай Б‑г случиться такому!), то арабские братья смогут с радостью
вернуться в свои дома. Кстати, радио «Хаганы» обращалось тогда к арабским
жителям с просьбой не покидать свои дома. Но эти просьбы не были услышаны.
Арабы подчинились своим лидерам и бежали из страны. А события тем временем
разворачивались с точностью до наоборот: Израиль выиграл войну, и арабам
оказалось некуда возвращаться! Снова подтвердились слова: «Пусть не хвалится
опоясывающийся своим оружием, как распоясывающийся». Та же история повторилась
и во время Шестидневной войны. Когда ВВС Израиля бомбили арабские армии,
египетское радио вещало на весь мир, что арабские солдаты стоят на входе в
Тель-Авив, и они уже завоевали чуть ли не всю страну.
…В
недельной главе Торы «Шлах» мы читаем историю десяти разведчиков, которые
вернулись из похода по земле Израиля и сказали, что ее нельзя завоевать.
Йеѓошуа бин-Нун и Калев бен Йефуне были единственными, кто призывал: «Взойдем
же, взойдем!» В Ѓафторе нашей главы мы читаем о том, как Йеѓошуа
исполнил свой призыв и завоевал Страну Израиля.
Сравнивая
Моше и Йеѓошуа, наши мудрецы говорят: «Лицо Моше — как солнце, лицо
Йеѓошуа — как луна» (Раши на Бамидбор, 27: 20). Как луна не имеет
собственного света, и только является отражением солнца, так и Йеѓошуа —
это «возвращение света» Моше. Но есть и другая сторона, Раши в комментарии на
слова «всю заповедь» (Дворим, 8: 1) говорит: «Если начал доброе дело,
заверши его, потому что оно называется именем завершившего его, вменяется ему в
заслугу». То есть заповедь, которая исполнена на треть, на половину или даже на
три четверти, но не завершена, не засчитывается. Как будто вы ничего и не
делали. А тот, кто закончит ее исполнение и сделает последнюю четверть, тот
один считается исполнителем всей заповеди. Раши приводит это замечание в связи
с захоронением Йосефа: «Как сказано: «А кости Йосефа, которые вынесли сыны
Израиля из Египта, захоронили в Шхеме» (Йеѓошуа, 24: 32). Но разве не Моше
лично заботился о том, чтобы вынести их (см. Шмойс, 13: 19)? Однако,
потому что он не успел завершить это дело и завершили его сыны Израиля, названо
их именем».
Можно
сказать, что Моше вывел сынов Израиля из Египта, провел их по пустыне, и даже
захватил земли Сихона и Ога. Моше привел их к границам Земли обетованной, но
только Йеѓошуа в действительности стал тем, кто ввел еврейский народ в Страну
Израиля. Так что заповедь о наследовании Святой земли фактически исполнил
Йеѓошуа. Моше можно считать в данном случае «опоясывающимся», он начал войну,
но Йеѓошуа стал тем «распоясывающимся», который вернулся из боя с победой.
…В жизни
вообще и в иудаизме в частности победы ставятся в заслугу только
«распоясывающимся», а не «опоясывающимся». Важно, кто фактически завершил дело.
Недаром говорят, что «конец — всему делу венец».