Зимой 5557 (1796/7) года Алтер Ребе начал
собирать своих сыновей у себя в комнате для аудиенций. Там он произносил для
них майморим (философские трактаты, в которых разбираются
глубинные вопросы хасидизма), содержащие глубокие комментарии к книге «Зоѓар»
(позже они были опубликованы отдельным сборником «Биурей ѓаЗоѓар»).
Девятилетний внук Алтер Ребе Менахем-Мендел (будущий Ребе Цемах-Цедек, третий
глава Хабада) не был допущен слушать майморим. Ему очень хотелось
услышать слова Б‑га живого из уст деда, но в комнате для аудиенций было
разрешено присутствовать только сыновьям Ребе. Несмотря на многочисленные
просьбы и уговоры внука, дед отказался допустить его на эти занятия. Однако желание ребенка было столь сильным,
что он, поняв, что обычным способом не сможет его исполнить, решил искать
окольные пути. И тогда ему в голову пришла блестящая идея. Комната, в которой
проходили занятия, имела общую стену с приемной. В этой стене была установлена
большая печь, которая обогревала обе комнаты. Ее топка, в которую закладывались
дрова, была довольно большая и находилась в приемной. Туда-то и залезал мальчик
и, прижавшись ухом к стене, слушал майморим, которые произносились
довольно громко и сопровождались пением нигуним. Так продолжалось несколько недель, но в
один из холодных дней, когда на улице бушевала метель, мальчик был разоблачен.
Чтобы растопить печь, слуга начал заталкивать дрова в топку, и хотя они, по
непонятной ему причине, не проходили, как обычно, в глубину печи, он все же,
как мог, уложил их и зажег огонь. Вдруг весь дом наполнился дымом, а из печи
начали вылетать горящие поленья! Слуга очень испугался и громко закричал. На
его крик сбежался весь дом, чтобы посмотреть, что случилось. Все были поражены
увиденным: на полу возле печи были разбросаны обугленные дрова, а в топке
неподвижно лежал ребенок! Рабби Хаим-Авраѓам, сын Алтер Ребе, вынул его,
казалось, безжизненное тело из топки… Ребецн Штерна, жена Алтер Ребе, закричала:
«Это же наш внук, Менделе!» Паника охватила всех присутствующих. Они пытались
привести ребенка в чувства, но безрезультатно. Наконец, подошел сам Ребе,
положил свои святые руки на голову внука, и тот очнулся. В течение двух недель
мальчик болел, его мучили сильные головные боли — ведь он довольно сильно
надышался дымом. Узнав причину, которая заставила ее
любимого внука стоять в печке, ребецн Штерна обратилась к мужу с упреками:
«Других ты допускаешь слушать майморим, а своего внука, который так
стремится к изучению хасидизма, нет. Ребенок подверг опасности свою жизнь, и
только чудом спасся… Почему ты не позволил ему присутствовать на занятиях?!»
Алтер Ребе ответил: «Учение хасидизма Хабада требует пнимиюс (внутреннего,
глубинного содержания), и только так можно достичь полного самоотречения. До
нашего праотца Авраѓама были великие святые и праведники, но чтобы получить пнимиюс,
передающееся из поколения в поколение, потребовалась беззаветная преданность и
самоотречение Авраѓама, готового принести в жертву своего единственного сына
Ицхока. Потому что пнимиюс — это результат самоотверженного смирения,
полного самоотречения, самопожертвования. Моше-рабейну взошел на гору Синай при
помощи Б‑жественного огня. Всевышний явился Моше в горящем кусте терновника. И
поэтому именно Моше удостоился получить Тору. Б‑жественное учение можно принять
только через полное самоотречение… — и Алтер Ребе добавил: — Не
волнуйся! Он выздоровеет и будет жить долго». …В конце нашей недельной главы «Мишпотим»
рассказывается о том, как Моше взошел на гору Синай во второй раз (первый был в
момент дарования Торы): «И пребывала слава Г‑сподня на горе Синай, и покрывало
ее облако шесть дней. И воззвал Он к Моше на седьмой день из облака. А видение
славы Г‑сподней — как огонь пожирающий на вершине горы пред глазами сынов
Израиля. И вошел Моше в облако и взошел на гору…» (Шмойс, 24: 16–18). Это описание видения славы Г‑сподней
несколько отличается от того, которое дается в главе «Исро», рассказывающей о даровании
Торы: «А гора Синай дымилась вся, потому что низошел на нее Г‑сподь в огне. И
восходил от нее дым, как дым печи обжиговой; и содрогалась вся гора очень»
(Шмойс, 19: 18). Здесь ясно указывается, что дым, окутавший гору Синай,
появился из-за огня, в котором спустился Всевышний. В нашей же недельной главе
огонь тоже упоминается: «А видение славы Г‑сподней — как огонь». Однако о
дыме здесь ничего не сказано, зато несколько раз говорится об облаке:
«покрывало его облако», «и воззвал Он к Моше… из облака», «и вошел Моше в
облако». Раши в своем комментарии пишет: «Это облако было густым, как дым, и
Святой, благословен Он, проложил в нем тропу для Моше». Нам следует разобраться
и понять, почему Тора употребляет в одном случае слово «дым», а в другом «облако»
(хотя оно и было «своего рода дымом», но, по-видимому, не таким, как перед
дарованием Торы). Дым, как известно, возникает в результате
сгорания твердых материалов. Огонь разрушает вещество на мелкие частицы,
которые смешиваясь с воздухом, образуют дым. Чем тверже и тяжелее материал, тем
плотнее и обильнее дым, возникающий при его сгорании. И наоборот, чем легче и
«воздушнее» вещество, которое горит, тем прозрачнее и чище дым, поднимающийся
от него. То же самое происходит на духовном уровне. Б‑жественный огонь,
сходящий свыше, сжигает грубое вещество материального мира. И чем грубее мир,
тем больше дыма выделяется при этом. Дым указывает на уничтожение материи,
которое стало результатом проявления Всевышнего в огне. Во время дарования Торы мир был еще очень
грубым и материальным, не способным к духовному очищению. И в такой мир сошел
возвышенный Б‑жественный свет без какой-либо предварительной подготовки или
усовершенствования этого мира, как сказано: «низошел на нее Г‑сподь в огне».
Поскольку мир состоял из грубой материи, то в результате «гора Синай дымилась
вся». Материальный мир, сгорая, извергал много густого дыма: «И восходил от нее
дым, как дым печи обжиговой». Для определения физического мира существуют
три измерения: «место», имеющее объем и очертания; «время» — прошлое,
настоящее и будущее; «творения» — человеческие существа. Согласно
терминологии книг по Кабале, это ойлом — «мир», шоно —
«год» и нефеш — «душа». Аббревиатурой слов ойлом, шоно, нефеш является
слово ошон — «дым». Когда Б‑жественный огонь хочет очистить и
просветлить ойлом, шоно, нефеш, он сжигает, уничтожает их
физическую сущность, от них исходит «дым». После дарования Торы, когда мир уже был
очищен и стал более одухотворенным в результате воздействия Б‑жественного
света, материальность мира стала как бы более чистой и тонкой. Поэтому в нашей
главе говорится, что, хотя «видение славы Г‑сподней — как огонь», но
теперь уже нет «дыма», есть всего лишь «облако». Однако мир все еще не
полностью очистился, и Всевышний требует, чтобы Моше-рабейну поднялся на гору
Синай для получения Торы. И только изучение законов Торы и исполнение ее
заповедей приведет мир к полному очищению. Именно потому, что в тот момент мир
еще не был совершенно чистым, Раши говорит, что «облако было густым, как дым».
Следовательно, «дым» все-таки при этом образовывался, но гораздо более чистый и
легкий. Более того, гора Синай состоит из очень
твердых каменистых пород. Это материалы, которые не горят. Огонь не может их
разрушить и поглотить. Несмотря на это, на горе Синай горели даже камни: «гора
Синай дымилась вся». И в этом заключено указание для всех нас. Некоторые
утверждают, что они не хотят иметь дело с людьми, которые стоят на более
низкой, по сравнению с ними, ступени духовного развития, не хотят иметь дело с
материальным миром. Они говорят: «Эти вещи не поддаются огню. Б‑жественный
Огонь, который есть во мне, их не «подожжет». Я буду общаться только с близкими
мне людьми, с теми, кто сами являются «сосудами» для Б‑жественного света». Но
Тора говорит нам, что во время Синайского откровения даже безжизненные камни
начали гореть. Предназначение Торы в том, чтобы весь мир, на всех уровнях горел
в ее огне и возвышался к ее свету. В этом наша роль, и для этого мы получили
силы на Синае. Некоторые возражают против этого, считая,
что, занимаясь людьми, которые менее нас одухотворены, обращаясь к физическим и
материальным вещам, мы можем сами пострадать духовно, мы можем запачкаться
сажей «грязного дыма», который исходит от сжигания грубого материала. Тора
говорит нам: во-первых, «Б‑г проложил в нем тропу», то есть, у нас есть
обещание Всевышнего, что на нашем пути в дыму у нас будет чистый воздух и мы не
испачкаемся в саже. Во-вторых, по правде говоря, мир только кажется таким
грубым и «неживым», он только выглядит «негорючим» — таким его создал
Всевышний. Поэтому «дым» — это не настоящий «дым», это «облако, как дым».
Оно не оставляет никакой грязи, потому что внутреннее содержание всего
творения — «слава Г‑сподня», а не дым. И когда мы очистим мир и самих себя, когда
мы используем явления материального мира для нужд святости, для исполнения
заповедей Торы, мы удостоимся перейти от главы «Мишпотим» к следующей
главе — «Трумо», где рассказывается, как из серебра и золота — сугубо
материальных явлений — были построены Мишкан и Храм. И следует отметить,
что именно в них пребывала Шхина. Это значит, что когда мы очистим
физический мир, мы удостоимся Б‑жественного присутствия в нем. Да произойдет
это в скорости, в наши дни!
Рав Авроом Вольф, главный раввин Одессы и Юга Украины
|