Мне не известно имя этого человека, но его
история весьма поучительна, и я хотел бы предложить ее вашему вниманию: «Мужчины редко плачут. В своей жизни я
прослезился трижды, и все три раза это произошло возле Стены плача. Впервые это случилось со мной во время
Второй мировой войны, когда жители ишува (так называлось еврейское
население подмандатной Палестины в 1920–40‑х годах) были мобилизованы на войну
против нацистов. После призыва мы с другом, оба уже в военной форме, пришли к
Стене. Пройдя узкими кривыми переулками, заполненными грязью и мусором, мы
вошли в узкий проход, окруженный со всех четырех сторон каменными стенами. В
его восточной стороне возвышалась Стена плача. У одного ее края, не обращая ни
на кого внимания, сидел седой человек с книгой на коленях. В другом углу, почти
незаметна, склонившись и опираясь на стену, стояла одинокая женщина. Губы ее
шевелились, но голос не был слышен, и только редкие стоны время от времени
нарушали тишину. На входе с важным видом стоял британский полицейский в синем
мундире, следя за тем, чтобы евреи соблюдали предписанные для них властями
правила и не трубили в шойфар… Все вокруг было окутано тишиной. Даже гомон
рынка и шум близлежащих переулков, казалось, утонули в этом всемирном молчании.
Приблизившись к Стене, я вдруг почувствовал, как внутри меня всколыхнулось
какое-то неведомое мне раньше, но всегда жившее во мне чувство. Постепенно
нарастая, оно охватило меня полностью, и, подкатив комком к горлу, вырвалось
наружу. Неожиданно для себя самого, я, молодой сабра (еврей,
родившийся на Земле Израиля), не склонный к религии, зарыдал. Мой друг с
удивлением спросил, что случилось. Я ничего не ответил и покинул это место, не
разбирая дороги с затуманенными от слез глазами. Что со мной произошло? Я не
мог объяснить это ни своему другу, ни себе самому. Прошли годы, полные различных событий:
войны, кровопролития и ненависти. И вот год 1967‑й — евреи восстановили
доставшееся нам от отцов право первородства, право на любовь к этой земле,
право на свои святыни. В первых рядах солдат, освобождавших Иерусалим, я
поднялся к Стене плача. Солдаты-сабры, не склонные к сентиментальности и не
привыкшие проявлять свои чувства на людях, остро переживали ощущение победы,
спасения и прикосновения к самому сердцу еврейской истории. Налет жесткости и
суровости осыпался, как шелуха, и в их душах пробудились чистые источники
человеческих чувств и духовного возвышения. Парашютисты стояли, опираясь на
Стену, и плакали. Я подошел к их командиру, которого знал со
времен Войны за Независимость по совместным боям в Негеве. Он сразу узнал меня,
схватил за плечо и крикнул: «Стена наша!» Я стоял, пораженный величием момента,
вдыхая запах победы, добытой потом и кровью еврейских воинов, и вспоминал
трагические события истории Иерусалима. Очнувшись от внезапно наступившей тишины, я
увидел, что прибыло высшее командование. Среди офицеров был мой двоюродный брат
Тамир. Я знал, насколько велик был его вклад в нашу победу. Мы бросились в
объятья друг другу, и я разрыдался у него на груди. Пытаясь успокоить меня, он
прошептал: «Я же говорил, я всегда говорил: «Думайте о Иерусалиме и о
Стене! — потом брат посмотрел мне в глаза и спросил: — Что это?
Откуда эти слезы?» Я ничего не ответил. Как я мог объяснить ему, что случилось
со мной, если сам не понимал причину своих слез?! С того дня я возвращался к Стене бессчетное
количество раз. Влюбленный в Иерусалим, я поднимался к нему при каждой
возможности… В один из приездов ко мне подошли два
студента иешивы и спросили, накладывал ли я в тот день тфилин. Я
сказал им, что не был воспитан в религиозном духе. Они предложили мне исполнить
заповедь, но я объяснил, что никогда не накладывал тфилин — даже в
день своей бар-мицвы! «Ну сделайте это хотя бы во имя единства
народа!» — попытались убедить меня ешиботники. Я с вызовом ответил,
что не только не знаю, как накладывать тфилин, но и думаю, что это будет
кощунством по отношению к религии, если я попытаюсь выполнить заповедь
формально, не испытывая при этом никаких чувств. Тогда они оставили меня в
покое. Однако через пару минут ко мне подошли еще двое — офицер и солдат,
одетые в форму резервистов. Они тоже стали уговаривать меня возложить тфилин.
Солдат обнял меня за плечи и, глядя мне прямо в глаза, спросил: «Ведь ты —
хабадник?! Так, почему бы тебе не надеть тфилин?» А я действительно происходил из семьи
хасидов Хабада, и всего несколько недель назад мы нашли могилы моего деда и
прадеда на хабадском участке расположенного на Масличной горе кладбища! Я
рассказал об этом резервисту и в полном недоумении воскликнул: «Но как ты
узнал?!» Он улыбнулся мне в ответ: «Особенная улыбка и печаль в глазах выдают
твою принадлежность к Хабаду, а раз так — пожалуйста, исполни заповедь в
память о своих предках!» Когда я объяснил ему, что не знаю, как надевать тфилин,
он помог мне сделать все как надо. Чувства переполнили меня, я начал трястись,
как осиновый лист на ветру, и когда солдат протянул мне молитвенник, слезы
брызнули из моих глаз, и я так громко разрыдался, что со всех сторон сбежались
люди посмотреть, что случилось! Мне ничуть не стыдно признаться, что, впервые
наложив тфилин, я как будто заново родился. Почувствовал, что вновь обрел
свою самую дорогую жизненную потерю. Как будто заново взглянул на самого себя…
Думаю, что теперь я постиг причину своих слез у Стены плача!» …Наша недельная глава «Ваигаш» открывается
интригующим диалогом между Йосефом и его братьями, не знающими, что наместник
фараона, пред которым они предстали, — на самом деле Йосеф. Но вот он
раскрывает свое инкогнито: «Я Йосеф. Жив ли еще мой отец?» (Брейшис,
45: 3). Затем он пытается успокоить проснувшиеся у братьев угрызения
совести: «И ныне, не печальтесь, и да не будет досадным в ваших глазах, что вы
продали меня сюда, ибо для поддержания жизни послал меня Б‑г пред вами» (там
же, стих 5). И в конце концов, как кульминацию происходящих событий, Тора
описывает встречу между Йосефом и Биньямином, двумя братьями, истосковавшимися
друг по другу: «И пал он на шею Биньямину, брату своему, и заплакал; и Биньямин
плакал на его шее» (там же, стих 14). Наши мудрецы (Талмуд, трактат «Мегила», 16)
объясняют, что плач этот — не только из-за тоски прошедших в разлуке лет,
но также и плач о будущем. Слово «шея» во множественном числе (дословно —
«И пал он на шеи Биньямину, брату своему, и заплакал») указывает на
то, что он плакал о двух Храмах, которые в будущем будут построены в уделе
Биньямина, но потом будут разрушены. А во фразе: «Биньямин плакал на его
[Йосефа] шее» употреблено единственное число, и это — плач о Скинии в
Шило, которая в будущем будет на земле Йосефа и затем будет разрушена. Слово «шея» намекает на Храм и в стихе:
«Шея твоя подобна башне Давидовой, которой любуются» (Песнь песней, 4: 4).
«Мидраш рабо» объясняет: как шея составляет часть роста человека, так и Храм
является частью величия мира; как шея находится в верхней части человеческого
тела, так и Храм расположен на высоком месте в мире (Земля Израиля расположена
выше других стран, Иерусалим возвышается над всей Землей Израиля, а Храм
возвышается над Иерусалимом). Однако это сравнение Храма с шеей вызывает
недоумение. Если мы хотим подчеркнуть возвышенность и святую добродетель Храма,
почему для этого используется шея? Уместнее было бы сравнить Храм с головой
человека, которая и выше шеи, и превосходит ее по важности и значению для
жизнедеятельности всего организма. Впрочем, на самом деле Храм находится не в
самой высокой точке: источник Эйн-Эйтам расположен на 23 локтя выше.
Поэтому и сам Храм сравнивают с шеей, которая действительно высока, но не так
высока, как голова. Но этот факт порождает новый вопрос: почему же Храм был
установлен не на самом высоком месте?! Голова действительно по месту, содержанию и
функциям — самый высокий, важный и наиболее организованный орган из всех
частей человеческого тела. Ее назначение — координировать все функции организма,
управлять всеми органами тела, но для этого она не может существовать отдельно
от тела, а должна быть подключена к нему. Эта связь между головой и телом
осуществляется с помощью шеи, через которую проходят все жизненно важные
каналы: сосуды, нервные стволы, пищевод, дыхательные пути, спинной мозг.
Непосредственно связывая голову с телом, шея помогает голове достичь своей
цели. Без нее голова не способна выполнять свое истинное предназначение. Именно потому, что шея расположена ниже
головы и не так возвышена, она играет столь значительную роль. У шеи есть
особое преимущество перед головой: она ниже и поэтому без нее голова не может
выполнить свое назначение — оживить и привести в действие тело. Роль Храма заключается в распространении Б‑жественного
света на весь мир, до самого низкого места. Поэтому Храм не был расположен на
самом высоком месте, он не был «главой» мира. Храм — это «шея» мира. Его
предназначение — быть тесно связанным с миром, оживлять его и освещать Б‑жественным
светом. Как Храм должен состоять в тесном контакте
с миром, чтобы быть «шеей», а не высокомерно поднятой «головой», так и личный
храм каждого еврея в его душе должен управлять его внутренним миром, быть тесно
связанным со всем телом, его природными задатками и возможностями, с окружающей
его средой. Его основная задача — осветить внутренний мир человека. Взять
свет Б‑жественной души, свет его храма и осветить им тело и окружающий его мир.
Не возвышаться «над миром», а одухотворять и тело, и весь мир. Б‑жественная
душа должна быть «шеей» по отношению к телу, а не «головой» (по этой же причине
Биньямин и Йосеф плакали на «шеях», а не на «головах» друг у друга). «Я не был сотворен ни для чего, кроме
служения моему Творцу» (Талмуд, трактат «Кидушин», 82б) — этими словами
Талмуд определяет роль сынов Израиля в этом мире. Их целью является исполнение
воли Всевышнего — «создать Ему жилище в нижних мирах» («Мидраш Танхума»).
Для этого необходимо очистить материальный мир, очистить тело и животную душу,
превратить их в более возвышенные и духовные субстанции. Роль сынов
Израиля — быть «шеей» для всего мира. А о «голове» еврея — его внутренней Б‑жественной
душе не нужно плакать. И на это есть две причины. Во-первых, она всегда связана
с Б‑гом и, что бы ни произошло, всегда будет оставаться чистой. Во-вторых, цель
работы еврея не связана с «головой», его душа не трудится сама для себя, не для
этого она спустилась в этот мир. Цель, для которой душа живет в материальном
мире, состоит в том, что она является частью «его шеи», осуществляет связь с
его телом, работает с телом и его уделом в этом мире, для того, чтобы очистить
и возвысить их, чтобы быть «храмом» для них. И когда я вижу, что храм моего
ближнего стоит на грани разрушения, когда я вижу, что он потерпел неудачу в
исполнении своей роли «шеи», то я становлюсь Йосефом, который «пал на шеи
Биньямину, брату своему, и заплакал». Моему личному храму не нужно слез. Если он
разрушен, то я обязан возродить его. Я должен работать, чтобы все исправить, а
не плакать. Но разрушение храма ближнего, который может отстроить только он
сам, отзывается во мне болью, задевает мое сердце. О «шее» ближнего своего я
плачу…
Рав Авроом Вольф, главный раввин Одессы и Юга Украины |