Однажды
в Рош ѓаШоно, будучи в Люблине у рабби Яакова-Ицхока, известного под именем Хозе
миЛюблин («Провидец из Люблина»), рабби Симха-Бунем из Пшисхи после молитвы
стоял в группе хасидов. Вдруг он спросил: «Хотите знать, о каком стихе Торы
ребе будет говорить сегодня во время трапезы, и о чем именно он будет
говорить?» Конечно, стоявшие вокруг захотели услышать его предположения.
«Ребе, — сказал им реб Симха-Бунем, — будет толковать сегодня стих:
«И вспомнил Б‑г Нояха, и всякое животное и всякий скот, который с ним в
ковчеге…» (Брейшис, 8: 1) А смысл его толкований будет таков: «И вспомнил
Б‑г всякое животное…» — имеется в виду нефеш беѓемис, животная душа
человека».
Именно
об этом и говорил во время праздничной трапезы Провидец из Люблина! Удивлению
хасидов не было предела, и они спросили рабби Симху-Бунема: как ему удалось
узнать заранее, что скажет ребе? Он объяснил: «Я молился молитву Мусаф
около ребе и заметил, что когда читали Зихройнойс («Напоминания» —
одно из благословений молитвы Мусаф в Рош ѓаШоно) и подошли к стиху «И
вспомнил Б‑г Нояха…», ребе повторил этот стих несколько раз. Тогда я понял, что
он принял решение говорить сегодня о содержании и смысле, выраженном в этом
стихе…»
Галаха
не обязывает еврея есть мясо в Субботу, но Алтер Ребе в книге «Шулхан орух»
отмечает, что мы должны испытывать наслаждение Субботы, ойнег Шабос, что
выводится из слов пророка: «И назовешь Субботу отрадой» (Ишаяѓу, 58:13). А как
создать эту отраду? «С помощью продуктов питания, которые важны для человека и
приносят ему удовольствие». Следовательно, еврей в Субботу должен есть
особенную пищу, доставляющую ему особое наслаждение. Алтер Ребе пишет: «Не
существует обязанности есть мясо и пить вино в Субботу, но по тому, что
большинство людей получают больше удовольствия от мясных блюд, чем от другой
пищи, и от вина больше, чем от других напитков, поэтому они должны увеличить
количество мяса и вина».
Однако
сама идея мясоедения является относительно новой. Когда были созданы Адам и
Хава, им было разрешено есть только то, что произрастает из земли: «Всевышний
не позволил Адаму и его жене убить животное, чтобы есть мясо, но все они вместе
должны были питаться всякой зеленью травной» (Раши на Брейшис, 1: 29). И
так было почти 1650 лет — до Всемирного потопа. А после него Б‑г
позволил людям есть мясо, как сказано: «Все движущееся, что живо, вам будет в
пищу; как зелень травную даю вам все» (Брейшис, 9: 3).
Любавичский
Ребе объясняет это тем, что «ослабела сила человека», сократилось число лет
жизни людей, и пришли немощи в этот мир. И дозволено было сыновьям Нояха есть
мясо, чтобы было у них больше сил — фактически, просто чтобы добавить им
здоровья. А вместе с разрешением есть мясо Тора тут же добавила серьезные
запреты и предостережения: «Только плоти при ее душе, ее крови не ешьте»
(Брейшис, 9: 4). В комментарии на этот стих Раши утверждает, что так
выражается запрет есть часть, отрезанную от живого существа, и исур цаар
баалей хаим (запрет причинять страдания животным).
С
самого начала Тора учит людей гуманному обращению с животными. Допускается
убить животное, чтобы использовать его в пищу или для удовлетворения других
потребностей людей, но сделать это нужно таким образом, чтобы причинить ему как
можно меньше страданий. Тогда как в современном мире всего 70–80 лет назад
начали задумываться об этой проблеме, иудаизм еще в древние времена запретил
жестокое обращение с животными, и многие законодатели считают, что это запрет
Торы.
В
дополнение к тому, что изложено в нашей сегодняшней недельной главе «Ноях», этот
вопрос упоминается в Торе несколько раз:
1. В
Книге Шмойс говорится, что если человек видит, что осел его ненавистника лежит
под грузом, то он должен помочь разгрузить осла (Шмойс, 23: 5). Хотя тот и
принадлежит врагу, еврей обязан облегчать страдания животных.
2. В
молитве Шма сказано: «И дам Я траву в поле твоем для твоего скота, и
будешь есть и насытишься» (Дворим, 11: 15). Талмуд (трактат «Брохойс»,
40а) делает из этого вывод, что запрещено человеку есть до того, как он
накормит скотину.
3. В
Книге Дворим Тора повелевает: «Не загради рта быку, когда он молотит» (Дворим,
25: 4). Еврею запрещено закрывать работающему животному рот, тем самым
лишая его возможности есть, потому что это доставляет ему страдания.
4. Все
мы знаем историю Билама, который хотел проклясть Израиль, но вместо этого смог
только благословить. Мы помним, как он ехал на своей ослице, и вдруг она
свернула с дороги и пошла полем. Билам не понимал, почему ослица ведет себя
странно, и бил ее, чтобы вернуть на дорогу. Второй раз ослица прислонилась к
ограде в узком месте между виноградниками, прижав ногу Билама, и он снова
ударил ее. И, наконец, ослица просто легла на тропе и не двигалась, тогда Билам
ударил ее в третий раз. Внезапно ангел Всевышнего предстал перед Биламом и
сказал ему: «Это я остановил ее, потому что мне не нравится путь, который ты
избрал». Особый интерес представляют собой первые слова, которые ангел говорит
Биламу: «За что бил ты ослицу твою уже три раза? « (Бамидбор, 22: 32).
Ангел хочет остановить Билама, который идет проклинать народ Израиля. Почему же
он сразу же не переходит к сути дела? Зачем надо было тратить время на
разговоры об ослице? Не такое уж это большое прегрешение — ударить три
раза не повиновавшегося тебе осла! Любавичский Ребе говорит, что это учит нас,
насколько осторожными надо быть по отношению к животным, чтобы не причинять им
страданий. Ведь первое, за что ангел счел необходимым упрекнуть Билама, было
то, что он ударил ослицу.
Зачем
нужно было устанавливать запрет цаар баалей хаим? Во-первых, потому что
животные не могут защитить себя, более того — они иногда не способны даже
протестовать. Есть существа, которые страдают, но не издают при этом ни единого
звука. Люди обязаны развивать в себе чувствительность к чужой боли и понимать,
что то или иное их действие может доставить страдания животному, поэтому
человек так поступать не должен…
Не
могу удержаться от не совсем, возможно, уместного сравнения, но внутри нас есть
живое существо, которое страдает, хотя мы не слышим его плача. Это нешома —
наша душа, которая представляет собой частицу Б‑жественности. Она спустилась
вниз, чтобы обитать внутри нас, как мы видим из слов Всевышнего, приводимых
пророком: «Засею Я дом Израиля и дом Йеѓуды семенем человека и семенем скота»
(Ирмияѓу, 31: 26). Так же, как у животных есть свои жизненные потребности,
как у нашего тела существуют определенные нужды, так и наша душа имеет свои
собственные надобности. Для удовлетворения своих устремлений душе необходимы
особенные «продукты питания». Поэтому, как есть специальные продукты для
животных и пища для человека, так есть и специальное питание для души. А так
как душа относится к духовной реальности, то это должна быть духовная пища.
И
хотя душа не может кричать физическим голосом, который мы слышим, это не
значит, что она не голодна. Когда еврей выполняет заповедь, будь то
накладывание тфилин или зажигание субботних свечей, благотворительность
или молитва, он удовлетворяет потребности своей души!
В
наше время многие люди имеют домашних животных. Обычно они находят хотя бы
полчаса в день, чтобы выйти погулять с собакой, убрать за кошкой и накормить
ее… Было бы правильно уделять по крайней мере столько же времени потребностям
души, сколько человек посвящает своим животным (хотя они абсолютно
несопоставимы друг с другом). Всего только полчаса в день, чтобы немного
помолиться, немного поучить Тору! Евреи, давайте проявим хоть каплю жалости к
нашей душе!
Рав Авроом Вольф, главный раввин Одессы и Юга Украины |