После женитьбы рабби Меир-Шломо Яновский,
дедушка Любавичского Ребе по материнской линии, отправился в Любавичи, чтобы
провести некоторое время у Ребе Моѓараша (так было заведено в то время —
молодые женатые хасиды жили при «дворе» Ребе в течение шести месяцев, года или
полутора лет). Вернувшись домой, он рассказывал хасидам о Ребе, его жизни,
поведении и привычках. В частности — о том размахе, с которым живет Ребе,
и богатстве, его окружавшем. Рассказывал очень подробно, упоминая мельчайшие
детали. Среди прочего он упомянул, что даже табакерка Ребе сделана из чистого
золота! Один из слушателей, Б‑гобоязненный, но не
обладающий хасидским мышлением еврей, с удивлением спросил: «Я не понимаю, как
глава поколения, стоящий на самом высоком духовном уровне, имеет дело с такими
сугубо материальными вещами, как деньги и золото!» Рабби Меир-Шломо ответил:
«Глупец, ты думаешь, что золото создано для тебя или для меня?! Золото
изначально предназначалось в первую очередь для праведников!..» В нашей сегодняшней недельной главе «Трумо»
говорится о заповеди возведения Храма: «И сделают Мне Святилище, и Я пребывать
буду среди них» (Шмойс, 25: 8). Творец желает, чтобы сыны Израиля
построили для него жилище в этом мире, и Тора сразу же указывает, какие
материалы необходимы для строительства Мишкана: «И вот возношение, какое вам
брать у них: золото и серебро, и медь» (там же, стих 3). Затем следует
перечисление других материалов, среди которых упоминаются стволы деревьев шитим (акации),
предназначенные для изготовления брусьев Скинии. Раши спрашивает: «Откуда взяли они это?»
Действительно, где евреи нашли деревья? Золото, серебро и другие материалы они
взяли с собой из Египта, но деревья не растут в пустыне! И, отвечая на свой
вопрос, Раши говорит нам нечто весьма примечательное: «Наш праотец Яаков
пророчески предвидел, что сыны Израиля возведут Скинию в пустыне. Он доставил
акации в Египет и посадил их, и повелел своим сыновьям взять их с собою при
исходе из Египта». То есть, когда Яаков покинул Землю Израиля и пошел в Египет,
чтобы увидеть Йосефа, он уже знал, что в один прекрасный день народ Израиля
будет строить Храм Всевышнему и будут нужны шитим. Поэтому, несмотря на
спешные сборы большой семьи, перед тем, как отправиться в путь, Яаков не забыл
взять с собой саженцы акации. Поселившись в Египте, Яаков посадил их и наказал
сыновьям, чтобы они повелели своим детям срубить эти деревья и взять их с собой
для строительства Мишкана тогда, когда они будут выходить из Египта. В одной из своих бесед Любавичский Ребе
спрашивает: «Для чего Яаков вынудил своих потомков столь тяжело
трудиться — нести деревья во время Исхода из Египта?» Верно, что они пошли
в пустыню и там не росли деревья, но они проходили совсем рядом с населенными
местами и легко могли направить туда посланников, чтобы купить брусья. Так же,
как они сделали с эсрогами для Суккос, которые не росли в пустыне:
когда Б‑г повелел народу Израиля: «И возьмите себе плод дерева великолепного»
(Ваикро, 23: 40), послали послов в Калабрию и они привезли эсроги. То
же самое сыны Израиля могли сделать с акациями. Почему же нужно было заставлять
евреев нести тяжелые деревья, разве не достаточно того, что каждый должен был
нести свою поклажу?! И Ребе объясняет, что Яаков знал: настанет день, когда
ситуация в Египте ухудшится, народ Израиля будет много страдать, их обратят в
рабов, издадут указ: «Всякого сына новорожденного бросайте в реку…» (Шмойс,
1: 22). И евреи начнут отчаиваться обрести спасение. Правда, они слышали
много лет назад, что однажды выйдут из Египта, но в реальности ситуация для них
становится все хуже и хуже… И вот представьте себе, как еврейский мальчик
спрашивает отца: «Ты мне рассказываешь истории о том, что настанет день, и мы
выйдем из Египта, но я не уверен, что это правда. Может быть, кто-то сочинил
это, чтобы не отчаяться и обрести надежду?» Вместо того чтобы спорить с ним,
отец приводит его в лес, который посадил Яаков в Египте, и говорит: «Ты видишь
эти деревья, сын мой? Наш дед Яаков посадил их с одной-единственной целью: он
знал, что в один прекрасный день мы будем спасены из египетского рабства, и
тогда они нам понадобятся для строительства Мишкана для Б‑га!» Яаков хотел, чтобы у его потомков была
реальная вещь, которую можно видеть, к которой можно прикоснуться и у которой
даже есть запах. Она должна проиллюстрировать народу Израиля, что спасение
действительно придет. Это приносило утешение, ради которого стоило утяжелить
ношу некоторых евреев и поручить им нести деревья в пустыню. И это было не единственным признаком
грядущей свободы. В главе «Вайехи» рассказывается о том, что Яаков перед
смертью повелел Йосефу вынести свое тело из Египта и похоронить его в Земле
Израиля — в пещере Махпела. Тем не менее, сам Йосеф завещал похоронить его
в Египте и просил, чтобы уходя из Египта, евреи унесли с собой его гроб…
Природа мира такова, что когда дело доходит до вопросов захоронения, человек
поступает так же, как сделали его родители. Однако Йосеф почему-то повел себя
иначе — предпочел остаться в Египте. Ребе объясняет, что он сделал это по
той же причине, по которой Яаков посадил акации в Египте. Йосеф знал, что если
он попросит, чтобы его похоронили в Земле Израиля, то еврейский народ в Египте
будет чувствовать себя одиноким изгнанником: праотец Яаков не с ними, а теперь
и Йосеф уходит! Поэтому он предпочел остаться и быть похороненным в Египте.
Таким образом, сыны Израиля знали, что они не одиноки, их пастырь пребывает
вместе со своей паствой в этом тяжком изгнании. И это было еще одним
доказательством, что однажды евреи обязательно выйдут из Египта. Интересно, что наших предков в Египте не
удовлетворил один знак того, что искупление придет, а потребовалось два
различных доказательства: и посаженные акации Яакова, и гроб Йосефа.
Оказывается, это в точности соответствует еврейскому закону, как сказано: «По
слову двух свидетелей» (Дворим, 17: 6) — чтобы подтвердить
объективность и верность в суде, нужны два свидетеля, показаний одного
недостаточно. И это работает не только в вопросах судопроизводства. Так, Тора
учит, что мы должны определять кошерных животных по двум признакам: отрыгивание
жвачки и раздвоенность копыта. Одного признака не хватает и для установления
кошерности рыбы — нужно, чтобы у нее были и плавники, и чешуя… Тот же закон касается Скинии. Одно из
чудес, которое происходило в Мишкане и в Храме, — это нер томид,
«вечная свеча». В Меноре было семь светильников, шесть из них горели в течение
ночи, а утром потухали. Однако западная свеча горела чудесным образом
постоянно. Это было для всего мира доказательством и свидетельством Б‑жественного
Присутствия в среде народа Израиля. То, что этот огонь был чудом и горел всю
ночь и весь день, было сотворено для того, чтобы все видели открытие Шхины.
Но и в этом случае Б‑г не был удовлетворен одним доказательством чуда огня.
Сказано в Торе: «Огонь постоянный зажжен будет на жертвеннике, не угаснет»
(Ваикро, 6: 6) — в Скинии алтарь находился во дворе без верхнего
покрытия, и огонь всегда горел на нем чудесным образом. Когда же переносной
Мишкан разбирали перед переходом из одного места в другое, то приходилось
прикрывать огонь металлической крышкой, в противном случае он мог сжечь все,
что соприкасалось с ним! Мы снова имеем здесь двух свидетелей того, что «Б‑жественное
Присутствие пребывает в Израиле» (Талмуд, трактат «Шабос», 22б). Возможно,
кстати, что обычай зажигать две свечи в пятницу вечером также напоминает нам о
двух чудесах, связанных с Храмовым огнем. Изготовление первого, пока еще
передвижного, Храма — Скинии (Мишкана) было важным этапом на пути народа
Израиля к святости и выполнению своей миссии в этом мире. Любавичский Ребе
говорит, что важен был не только сам по себе факт изготовления и установки
Скинии. Конструкция передвижного Храма и его атрибуты, а также материалы,
которые пошли на его изготовление, и даже порядок сбора пожертвований и
возношений — все это носило не случайный характер, а являлось элементом
служения Творцу и имело глубокий смысл. Поэтому в своем повелении Всевышний сказал:
«И Я буду обитать среди них» (Шмойс, 25: 8). Не сказано «в нем», то есть,
в самом Мишкане, а «среди них», а если переводить дословно, то «внутри них», в
душе каждого еврея. По этой причине каждый элемент и атрибут Скинии имел свое
соответствие в душе человека. Например, упомянутые среди приношений три вида
металлов: золото, серебро и медь. Казалось бы, более всего для Храма подходит
золото, в крайнем случае — серебро. Но что делать еврею из простой бедной
семьи, у которого в доме имеются лишь изделия из меди, но который при этом тоже
хочет внести свой вклад в исполнение коллективной заповеди? Таким образом, Тора
предоставила возможность участвовать в строительстве Храма каждому члену
общины.
А если внимательно проанализировать
тринадцать видов возношений, то можно убедиться, что туда входит вся окружающая
нас природа: камни и металлы представляли неживую природу, стволы деревьев и
оливковое масло — растительный мир, а разные виды тканей из шерсти и шкуры
животных — мир животный. Следовательно, Храм вмещал в себя все элементы
окружающего мира и мог служить обителью для его Творца. Рав Авроом Вольф, главный раввин Одессы и Юга Украины
|