Суббота, 18.05.2024, 13:56
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории каталога
Глава Торы [240]
Наш опрос
В каком классе ты учишься?
Всего ответов: 497
Главная » Статьи » Глава Торы

О двух видах благодарности

Хочу напомнить вам один старый еврейский анекдот. Двое евреев, ведущих между собой судебную тяжбу, пришли к раввину, чтобы он рассудил их по законам Торы. Один утверждал, что заключил торговый договор со вторым, но тот не поставил ему товар. Раввин подумал, полистал книги, погладил бороду и сказал: «Ты прав!» Второй еврей сказал: «Ребе! Я не мог доставить груз из-за сильного дождя! Это не моя вина!» Раввин подумал, полистал книги, погладил бороду и сказал: «Ты прав!» Оба еврея ушли вполне удовлетворенными, но тут подошла к раввину его жена и спросила: «Разве может быть так, чтобы были правы одновременно и истец, и ответчик?!» Ребе подумал и, не листая книг, погладил свою бороду, поморщил лоб и ответил: «Дорогая… И ты тоже права!»

…В сегодняшней недельной главе «Ки совой» мы читаем о заповеди бикурим, источником которой в Торе служит стих: «Начатки первых плодов твоей земли приноси в Дом Г-спода, Б‑га твоего» (Шмойс, 34: 26). Церемония приношения «первинок» состояла из трех частей: возложение (ѓаноха), взмахивание (тнуфа) и чтение (крия). Еврей приносил первые плоды и возлагал их перед алтарем. Затем он, размахивая корзиной со своими первинками, вместе с коѓеном читал на святом языке отрывок о бикурим (Дворим 26: 5–10): «И будет так: когда придешь ты в страну, которую Б‑г дает тебе в удел, и овладеешь ею, и поселишься в ней, то возьми первые плоды земли, которые ты соберешь в стране твоей, и положи в корзину, и пойди на место, которое Б‑г изберет, чтобы назвать Именем Своим. И приди к коѓену, который будет в те дни, и скажи ему: «Пришел я в страну, которую поклялся Б‑г отцам нашим дать нам». И возьмет коѓен корзину из рук твоих, и поставит ее перед жертвенником Б‑га. А ты скажи пред Б‑гом: «Арамейцем-кочевником был отец мой, и спустился он в Египет с немногими людьми, и жил там, и стали они там народом великим, сильным и многочисленным. И мучили нас египтяне, и угнетали нас, и возлагали на нас тяжелую работу. И возопили мы к Б‑гу отцов наших, и услышал Б‑г голос наш, и увидел бедствие наше, и непосильные работы наши, и угнетение наше. И вывел нас Б‑г из Египта рукою сильной и мышцею простертой, и страхом великим, и знамениями, и чудесами. И привел Он нас на это место, и дал нам страну эту, страну, текущую молоком и медом. А теперь принес я первые плоды земли, которую дал ты мне, Б‑г!» И поставь корзину пред Б‑гом и поклонись Ему. И радуйтесь — ты, и левит, и пришелец, который с тобой, — всем благам, которые дал Б‑г тебе и дому твоему».

Тора объясняет, что основной смысл исполнения заповеди бикурим состоит в вознесении благодарности Б‑гу. Если начать с самого начала, то порядок ее исполнения был следующим. Когда человек приходил в свой сад и видел в первый раз плод из тех видов, которыми славится Эрец-Исроэль (винограда, инжира, граната, маслин или фиников), он обвязывал его чем-либо и говорил: «Вот — это первый плод». Когда плоды вырастали и созревали, их срывали и укладывали в корзины — бедные использовали простые, плетеные из прутьев, корзины, а богатые выбирали корзины из золота или другую дорогую посуду — и украшали бикурим так, чтобы все это имело красивый вид.

Затем жители каждого города и района собирались в одном месте и оттуда направлялись в Иерусалим, чтобы принести свои бикурим. Впереди процессии шел вол, рога которого были покрыты золотом (позднее его приносили в качестве мирной жертвы), и музыканты, играющие на флейтах. Где бы ни проходила процессия, люди прерывали работу, вставали и приветствовали несущих бикурим. Подойдя к Иерусалиму, путники останавливались у ворот и посылали в город гонца, чтобы объявить о своем прибытии. Коѓены выходили им навстречу и с большим почетом вводили их в город. Так процессия продолжала свое движение, пока они не достигали Храмовой горы и не входили в Храм, где исполняли три упомянутые части церемонии приношения «первинок»: возложение, взмахивание и чтение…

Существует широко известное установление еврейских мудрецов, да будет благословенна их память, которое Талмуд приводит в трактате «Эйрувин»: «И то и другое — слова Б‑га живого». Его смысл заключается в том, что при наличии спора в Торе мы учитываем каждое из этих мнений, ибо все они являются словами живого Б‑га. Хотя на деле закон определяется, в конечном итоге, по одному из мнений, потому что невозможно реализовать два противоположных мнения, но мы также должны действовать в соответствии со вторым мнением в духовном смысле.

Такие противоположные мнения мы находим в стихе, который открывает нашу недельную главу, повествуя о заповеди бикурим. Среди комментаторов Торы возникает спор о том, когда народ Израиля обязан исполнять эту заповедь. Тора говорит (Дворим, 26: 1): «И будет так: когда придешь ты в страну, которую Б‑г дает тебе в удел, и овладеешь ею, и поселишься в ней». Иерусалимский Талмуд в трактате «Швиис» утверждает, что слова «и овладеешь ею, и поселишься в ней» означают, что обязанность исполнять заповедь первинок начинается только после 14 лет, в течение которых происходило завоевание Эрец-Исроэль и раздел ее между коленами. С другой стороны, «Сифре» толкует слова «и будет так» как «немедленно», полагая, что приношение первых плодов вменялось евреям в обязанность сразу же после вступления в Землю Израиля.

Суть исполнения заповеди бикурим состоит в том, чтобы воздать хвалу и благодарность Б‑гу за все блага, которыми он вознаграждает свой народ. Духовный смысл этой заповеди отражает чувство благодарности, которое еврей испытывает к Всевышнему каждый день, но само выражение благодарности осуществляется два раза в день и соответствует двум точкам зрения на то, когда евреи обязаны исполнять заповедь бикурим.

Выражение благодарности, соответствующее мнению «И будет так» (то есть немедленно), происходит в самом начале дня: как только еврей открывает глаза, он благодарит Всевышнего, произнося всем известное утреннее благословение: «Мойде ани — Благодарю Тебя, Владыка живой и вечный, за то, что Ты, по милости Своей, возвратил мне душу мою. Велика моя вера в Тебя». Это благодарение произносится еще до того, как еврей омывает руки и удаляет ритуальную нечистоту после сна. Благодарность эта говорится без осознанного осмысления величия благодеяний Б‑га. Ее источник — чистая простая вера, которая коренится в наших сердцах, так что мы можем выражать ее даже прежде, чем совершим утреннее омовение рук.

Второе выражение благодарности больше подходит ко второму мнению, утверждающему, что обязанность исполнять заповедь первинок накладывается на евреев лишь после поселения в Земле Израиля. В повседневной жизни второе выражение благодарности происходит во время утренней молитвы. Ясно осознавая величие и милосердие Всевышнего, еврей молится Б‑гу и говорит: «Благодарим мы Тебя за то, что Ты, Г-сподь, — Б‑г наш и Б‑г отцов наших во веки веков. Ты оплот жизни нашей, защитник, спасающий нас из поколения в поколение. Будем благодарить Тебя и провозглашать Тебе хвалу вечером, утром и днем за жизнь нашу, вверенную Тебе, за души наши, хранимые Тобою, и за чудеса Твои, которые Ты постоянно совершаешь с нами, и за Твои знамения и благодеяния, которые Ты творишь всегда, — о, добрый! — потому что милости твои нескончаемы — о, милосердный! — потому что благодеяния Твои неистощимы; ведь мы от века надеемся на Тебя». Здесь благодарность не просто спонтанное чувство, она — результат зрелого размышления и осознанных умозаключений. Мишна в трактате «Брохойс» требует, чтобы перед молитвой еврей сосредоточился на осознании «величия Всевышнего и ничтожности человека», что и приводит к возникновению чувства признательности и благодарности.

Каждый из этих видов благодарения имеет свои преимущества. Естественная спонтанная благодарность выражает всю глубину веры, таящуюся в душе, но, с другой стороны, она слишком абстрактна и обобщенна. Второй вид благодарения, «психоаналитический», хотя и не имеет этой природной непосредственности выражения, глубоко проникает в личность человека и становится ее частью. Только вместе («и то и другое — слова Б‑га живого») эти два вида «спасибо» создают идеальное сочетание чистой веры, с одной стороны, и мыслей и рассуждений — с другой, которое фактически являет собой идеальный вид выражения благодарности Б‑гу и совершенный способ служения Всевышнему.

Очевидно, что выражение благодарности осуществляется не только в заповеди бикурим, но и при исполнении других заповедей Торы. Прежде всего, как упоминалось выше, в молитве, а также в биркас ѓамозон (благословениях после еды). Что же нового заключено в заповеди бикурим, что Тора придает этому такое большое значение и посвящает специально целую главу?

Любавичский Ребе говорит, что заповедь бикурим таит в себе особый смысл. Исполняя эту заповедь, еврей выражает благодарность посредством определенных действий, в дополнение к провозглашению благодарности и признательности в словах. Еврей все это осуществляет на практике: «Из первых плодов земли» приносит в Храм и помещает «пред Г-сподом». Именно так реализуется признание того, что все его существо — мысли, слова и дела — в распоряжении Всевышнего. И в этом заповедь бикурим символизирует связь еврея с Б‑гом больше, чем все другие проявления благодарности.

Народ Израиля также называют «первенцем», как сказано (Ѓошеа, 9: 10): «Как первый плод смоковницы в начале созревания ее, увидел я отцов ваших». Еврейский народ — это первый плод Творения, как бикурим — первые плоды земли. А «Мидраш рабо» добавляет, что «Мысль об Израиле предшествовала всему [Творению]». Как первые плоды должны быть принесены в Иерусалим, так и истинное место каждого еврея «пред Г-сподом» — в Храме. Все евреи своими чувствами и мыслями должны быть связаны и соединены с Б‑гом, с Храмом, со святостью, во всех сферах жизни и реальной действительности. Эта идея должна стать всепоглощающей для жизни каждого еврея. Он постоянно обязан чувствовать, что он «первенец» — не только в то время, когда он изучает Тору и соблюдает заповеди, но и когда речь идет о повседневной жизни — когда он зарабатывает средства на пропитание, ест и пьет, и так далее. Поскольку эти занятия являются частью еврейской жизни, то они также являются частью его существования как «первенца». Даже когда речь идет об одной мысли, одном слове или одном поступке — если еврей осознает, что эти вещи являются частью бикурим, приносимых в Храм, он постарается, чтобы и самые маленькие из них были сделаны с особым вниманием и осторожностью.

Полное исполнение заповеди бикурим может осуществиться только с наступлением Геуло шлеймо — полного и окончательного Избавления, когда будет построен Третий Храм. Однако поскольку по всем признакам мы уже стоим на его пороге, нам нужно готовиться к ее выполнению. Такой подготовкой может стать выполнение этой заповеди на духовном уровне. Особенно это важно потому, что заповедь бикурим дает еврею возможность «сказать пред Г-сподом». То есть, в ту минуту, когда он благословляет свою жизнь, свое время, свою работу, он получает возможность поговорить с Б‑гом. И надо использовать этот случай, чтобы спросить: «Доколе?!» Мы хотим Избавления уже сейчас! И, без сомнения, Всевышний услышит крик своих «первенцев», и мы удостоимся скоро и сейчас выполнить заповедь бикурим в самом простом смысле в Храме — с приходом нашего праведного Мошиаха, да произойдет это вскорости, в наши дни!

 

Рав Авроом Вольф, главный раввин Одессы и Юга Украины

 

Категория: Глава Торы | Добавил: tina50 (14.09.2009)
Просмотров: 852 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Поиск
Друзья сайта
Статистика

НУВК ХАБАД © 2024 |