Недавно исторический департамент
министерства обороны Франции впервые опубликовал секретные документы по
нашумевшему в конце XIX века делу Дрейфуса. …Альфред Дрейфус родился 19 октября
1859 года в Эльзасе в семье богатого еврейского фабриканта,
ассимилировавшейся во Франции. Он окончил военное училище, после нескольких лет
службы поступил в Высшую военную школу, где обнаружил выдающиеся способности в
области математики и военной инженерии. В 1892 году Дрейфус успешно сдал
выпускные экзамены и был принят в генеральный штаб. Единственный еврей в
генштабе, он держался в стороне от сослуживцев. Хорошо обеспеченный
материально, широко образованный, уверенный в себе и гордый, он строго
подчинялся начальству, но ни перед кем не заискивал, был чрезвычайно
требователен к себе и починенным. Начальство не любило его, но ценило в нем
прекрасного специалиста, обладающего удивительной памятью и проницательностью.
Многие штабные офицеры-антисемиты завидовали его блестящей карьере и не могли
примириться с тем, что в генеральном штабе среди потомков умирающей французской
аристократии служит сын еврея-фабриканта. В 1894 году французская разведка
обнаружила, что кто-то передал секретные документы генерального штаба в
посольство Германии в Париже. В те дни отношения между Францией и Германией
были очень напряженными, поэтому подобное предательство становилось особо
опасным государственным преступлением. Было ясно, что кто-то из генерального
штаба ведет разведывательную деятельность в пользу немцев. Все факты указывали
на одного из офицеров, но воспитанные в духе антисемитизма офицеры были явно
заинтересованы скрыть истинного предателя и в то же время избавиться от
единственного еврея в генштабе. Дрейфус был арестован по обвинению в
государственной измене. Предварительное следствие представило нейтральный
доклад об одинаковой возможности, как виновности, так и невиновности
подсудимого. Однако вскоре в прессе появились слухи о том, что некий еврейский
офицер подозревается в шпионаже в пользу врага, а затем сам министр обороны
Франции публично обвинил Дрейфуса в шпионаже — еще до рассмотрения дела в
суде! Между тем кто-то из офицеров посетил в тюрьме арестованного Дрейфуса и
предложил ему пистолет, чтобы он мог застрелиться. Он отказался, сказав, что
справедливость будет восстановлена и его — рано или поздно —
оправдают. Заседание военного трибунала проходило при
закрытых дверях. Дрейфуса и его адвоката практически лишили возможности
защищаться, не дав ознакомиться даже с копиями компрометирующих его
документов — под предлогом их полной секретности… В результате всех этих
действий военный суд, признав Дрейфуса виновным в шпионаже и государственной
измене, приговорил его к разжалованию и пожизненной ссылке на Чертов остров во
французской Гвиане. На этот остров (фактически — скалу площадью всего лишь
в 14 гектаров) ссылали самых опасных преступников, и по статистике только
десять процентов из них вернулись домой… 5 января 1895 года на Марсовом
поле состоялось публичное разжалование и гражданская казнь Дрейфуса: под
барабанную дробь был оглашен приговор, над его головой была сломана шпага, с
груди сорваны ордена… Взбешенная толпа ревела: «Смерть предателю! Позор
евреям!» Сам Дрейфус заявил, что невиновен, но никто не хотел услышать его,
лишь преданно любящая жена, вытирая слезы, сказала ему, что верит — придет
день и справедливость восторжествует. Он был отправлен в ссылку, где в течение
многих месяцев охранники заставляли его страдать в надежде, что он покончит с
собой, и это положит конец всему делу. Между тем во Франции этот судебный процесс
вызвал вспышку антисемитизма: было множество статей и выступлений против
евреев, по стране прокатилась волна погромов. И лишь небольшая группа людей во
главе с Матье Дрейфусом, братом осужденного, верила, что Дрейфус не был
предателем. Они пытались добиться пересмотра дела, привлечь как можно больше
людей к борьбе за справедливость, но это оказалось безнадежным. Правительство,
армия, церковь — все объединились, чтобы обвинить еврея-офицера в измене.
Даже евреи, которые, казалось, являлись естественными соратниками в борьбе за
восстановление доброго имени своего единоверца, не захотели присоединиться к
ним и помочь ему доказать свою невиновность. Они предпочли пожертвовать одним
евреем ради сохранения дружбы с французской аристократией и подтверждения своей
лояльности к правительству. Тем временем страна разделилась на два
лагеря: дрейфусары и антидрейфусары, сторонники и противники Дрейфуса.
Сторонники нашли молодого журналиста, который написал брошюру под названием
«Правда о суде над Дрейфусом», где доказал, что обвинение было сфабриковано.
Эта брошюра попала в руки известного французского писателя Эмиля Золя, который
стоял в центре культурной жизни Франции последнего тридцатилетия XIX века.
Неожиданно Золя опубликовал в газете «Фигаро» статью «В защиту евреев», в
которой утверждал, что поход против евреев выходит за пределы здравого смысла,
истины и справедливости. Резкое выступление популярного писателя-нееврея
сделало его главной мишенью для нападок антисемитских кругов, однако Золя
продолжил борьбу с «ненавистным и безумным» явлением, публикуя статьи и
оказывая влияние на общественное мнение. 13 января 1898 года Золя
опубликовал в газете «Орор» открытое письмо президенту Франции Ф. Фору под
заголовком «Я обвиняю». Он обвинил французское правительство и армию в заговоре
с целью сокрытия истинных фактов предательства и в государственной измене. В
этот день был продан весь двухтысячный тираж газеты. Содержание письма широко
обсуждалось общественностью. Заканчивалось оно такими словами: «Я сознательно
отдаю себя в руки правосудия. Что же касается людей, против коих направлены мои
обвинения, я не знаком с ними, никогда их не видел и не питаю лично к ним никакого
недоброго чувства либо ненависти. Для меня они всего лишь обобщенные понятия,
воплощения общественного зла. И шаг, который я предпринял, поместив в газете
это письмо, есть просто крайняя мера, долженствующая ускорить торжество истины
и правосудия. Правды — вот все, чего я жажду страстно ради человечества,
столько страдавшего и заслужившего право на счастье. Негодующие строки моего
послания — вопль души моей. Пусть же дерзнут вызвать меня в суд присяжных,
и пусть разбирательство состоится при широко открытых дверях! Я жду». За «оскорбление чести армии» суд присяжных
приговорил Золя к штрафу и заключению. Полиция должна была охранять его от
разъяренной антисемитской толпы. Чтобы избежать тюрьмы, писатель бежал в
Англию, где скрывался около года. Но статья имела такой резонанс во всем мире,
что замалчивать факты, указанные Золя, уже оказалось невозможным. С этого
момента дело Дрейфуса захватывает общественное внимание Франции и всего мира и
приобретает громадное общественное значение. На стороне обвинения оказывается
все военное сословие Франции, клерикалы, националисты и особенно антисемиты.
Радикалы и социалисты в подавляющем большинстве становятся на сторону Дрейфуса.
Различие во взглядах на дело Дрейфуса разводит вчерашних друзей и
единомышленников, вносит раздор в семьи. Для одних Дрейфус — изменник,
враг Франции, а его сторонники — люди, «продавшиеся евреям, чтобы очернить
честь французской армии». Для других Дрейфус — отчасти случайная жертва,
на которую пало подозрение только потому, что он еврей и человек нелюбимый,
отчасти — жертва злобы людей, действовавших сознательно, чтобы выгородить
истинных преступников. Лидер социалистов Жан Жорес опубликовал в
газете «Пти републик» факты, доказывающие подделку документов, шантаж и
интриги, которые сопровождали эту историю. Публикация доказательств повлияла на
военного министра Кавеньяка и вынудила его назначить офицера для проверки
документов, использованных в обвинении Дрейфуса. Офицер установил, что один из
документов является подделкой и указал на того, кто его сфабриковал —
полковника Юбера Анри. Он был тут же арестован, признался в содеянном и вскоре
покончил с собой… Доказанная подложность документа была принята французским
правосудием как достаточно «новый факт» для пересмотра приговора, которого так
давно, почти пять лет, добивались сторонники Дрейфуса. 8 августа
1899 года состоялся пересмотр дела, но, несмотря на всплывшие факты
множества подделок и нарушений порядка судебной процедуры, военный суд снова
признал его виновным. На этот раз он был приговорен к «всего» десяти годам
изгнания на Чертов остров, пять из которых уже отбыл. Десять дней спустя новый президент Франции
Эмиль Франсуа Лубэ помиловал Дрейфуса, и его освободили из заключения, но
борьба за оправдание невинно осужденного продолжалась еще несколько лет. Только
в 1906 году с Дрейфуса были сняты все обвинения, он был восстановлен в
своих правах, возвращен в генштаб и получил следующий военный чин, майора.
Однако он не пожелал оставаться на действительной военной службе и подал в
отставку. Во время Первой мировой войны вернулся в армию и окончил войну в
звании подполковника, был награжден орденом Почетного легиона. Умер Альфред
Дрейфус в Париже в 1935 году и был похоронен с национальными почестями. Дело Дрейфуса имело огромный политический
резонанс как во Франции, так и во всем мире и осталось в истории примером
явного и ярого антисемитизма. Как очень правильно высказалась одна французская
газета: «Есть лишь один человек, который не понимает истинного значения «дела
Дрейфуса», — это сам Дрейфус». …Мы начали читать Книгу Ваикро. Вот одна из
заповедей, приводимых в нашей сегодняшней недельной главе: «И если кто-либо
согрешит, будет слышать голос клятвы, а он свидетель — видел или
знал — если не сообщит, понесет свою вину» (Ваикро, 5: 1). Тора
говорит нам, что человек, имеющий доказательства виновности или невиновности
другого человека, не должен оставаться безучастным к происходящему. Он обязан
идти в суд и обеспечить торжество справедливости. Мидраш утверждает, что тот, кто имеет
возможность протестовать против ложного обвинения и не делает этого, подобен
свидетелю, который знает, что человек согрешил, но отказывается
свидетельствовать против него. В таком случае он сам является грешником,
совершившим тот же грех, и будет осужден за то, что знал о грехе, но молчал.
Таким образом, мидраш учит нас, что человек, ставший свидетелем какой-либо
несправедливости, не имеет право отнестись к этому равнодушно. Он обязан
сделать все, чтобы спасти гонимого от рук гонителя. Этому правилу последовали
защитники безвинно осужденного Альфреда Дрейфуса. Любавичский Ребе часто говорит о том, что
народ Израиля, который стоял у горы Синай и слышал Десять заповедей от Самого
Всевышнего, получил истинное свидетельство существования Творца и не может
скрывать это. Евреи должны поведать всем народам о том, что у этого мира есть
Господин, что они видели и слышали Его на горе Синай. И мы не можем держать это
в себе, но обязаны нести это знание всему миру. Наша роль — быть «светом для других
народов», независимо от того, что думают о нас в те или иные моменты, когда мы
пытаемся осветить и просветить мир. Это наше предназначение. Мы обязаны
исполнить его, даже если нас не понимают, даже если над нами смеются, даже если
нам выказывают неуважение и даже если нам придется заплатить за это, не дай Б‑г,
слишком высокую цену. В конце концов, у нас все получится. «Ибо наполнится
земля знанием Г‑спода, как море полно водою» (Ишаяѓу, 11: 9).
Рав Авроом Вольф, главный раввин Одессы и
Юга Украины
|