Суббота, 18.05.2024, 07:29
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории каталога
Глава Торы [240]
Наш опрос
Часто ли вы посещаете сайт ВКонтакте?
Всего ответов: 183
Главная » Статьи » Глава Торы

НЕ ОСТАВАТЬСЯ БЕЗУЧАСТНЫМ!

Недавно исторический департамент министерства обороны Франции впервые опубликовал секретные документы по нашумевшему в конце XIX века делу Дрейфуса.

…Альфред Дрейфус родился 19 октября 1859 года в Эльзасе в семье богатого еврейского фабриканта, ассимилировавшейся во Франции. Он окончил военное училище, после нескольких лет службы поступил в Высшую военную школу, где обнаружил выдающиеся способности в области математики и военной инженерии. В 1892 году Дрейфус успешно сдал выпускные экзамены и был принят в генеральный штаб. Единственный еврей в генштабе, он держался в стороне от сослуживцев. Хорошо обеспеченный материально, широко образованный, уверенный в себе и гордый, он строго подчинялся начальству, но ни перед кем не заискивал, был чрезвычайно требователен к себе и починенным. Начальство не любило его, но ценило в нем прекрасного специалиста, обладающего удивительной памятью и проницательностью. Многие штабные офицеры-антисемиты завидовали его блестящей карьере и не могли примириться с тем, что в генеральном штабе среди потомков умирающей французской аристократии служит сын еврея-фабриканта.

В 1894 году французская разведка обнаружила, что кто-то передал секретные документы генерального штаба в посольство Германии в Париже. В те дни отношения между Францией и Германией были очень напряженными, поэтому подобное предательство становилось особо опасным государственным преступлением. Было ясно, что кто-то из генерального штаба ведет разведывательную деятельность в пользу немцев. Все факты указывали на одного из офицеров, но воспитанные в духе антисемитизма офицеры были явно заинтересованы скрыть истинного предателя и в то же время избавиться от единственного еврея в генштабе.

Дрейфус был арестован по обвинению в государственной измене. Предварительное следствие представило нейтральный доклад об одинаковой возможности, как виновности, так и невиновности подсудимого. Однако вскоре в прессе появились слухи о том, что некий еврейский офицер подозревается в шпионаже в пользу врага, а затем сам министр обороны Франции публично обвинил Дрейфуса в шпионаже — еще до рассмотрения дела в суде! Между тем кто-то из офицеров посетил в тюрьме арестованного Дрейфуса и предложил ему пистолет, чтобы он мог застрелиться. Он отказался, сказав, что справедливость будет восстановлена и его — рано или поздно — оправдают.

Заседание военного трибунала проходило при закрытых дверях. Дрейфуса и его адвоката практически лишили возможности защищаться, не дав ознакомиться даже с копиями компрометирующих его документов — под предлогом их полной секретности… В результате всех этих действий военный суд, признав Дрейфуса виновным в шпионаже и государственной измене, приговорил его к разжалованию и пожизненной ссылке на Чертов остров во французской Гвиане. На этот остров (фактически — скалу площадью всего лишь в 14 гектаров) ссылали самых опасных преступников, и по статистике только десять процентов из них вернулись домой…

5 января 1895 года на Марсовом поле состоялось публичное разжалование и гражданская казнь Дрейфуса: под барабанную дробь был оглашен приговор, над его головой была сломана шпага, с груди сорваны ордена… Взбешенная толпа ревела: «Смерть предателю! Позор евреям!» Сам Дрейфус заявил, что невиновен, но никто не хотел услышать его, лишь преданно любящая жена, вытирая слезы, сказала ему, что верит — придет день и справедливость восторжествует. Он был отправлен в ссылку, где в течение многих месяцев охранники заставляли его страдать в надежде, что он покончит с собой, и это положит конец всему делу.

Между тем во Франции этот судебный процесс вызвал вспышку антисемитизма: было множество статей и выступлений против евреев, по стране прокатилась волна погромов. И лишь небольшая группа людей во главе с Матье Дрейфусом, братом осужденного, верила, что Дрейфус не был предателем. Они пытались добиться пересмотра дела, привлечь как можно больше людей к борьбе за справедливость, но это оказалось безнадежным. Правительство, армия, церковь — все объединились, чтобы обвинить еврея-офицера в измене. Даже евреи, которые, казалось, являлись естественными соратниками в борьбе за восстановление доброго имени своего единоверца, не захотели присоединиться к ним и помочь ему доказать свою невиновность. Они предпочли пожертвовать одним евреем ради сохранения дружбы с французской аристократией и подтверждения своей лояльности к правительству.

Тем временем страна разделилась на два лагеря: дрейфусары и антидрейфусары, сторонники и противники Дрейфуса. Сторонники нашли молодого журналиста, который написал брошюру под названием «Правда о суде над Дрейфусом», где доказал, что обвинение было сфабриковано. Эта брошюра попала в руки известного французского писателя Эмиля Золя, который стоял в центре культурной жизни Франции последнего тридцатилетия XIX века. Неожиданно Золя опубликовал в газете «Фигаро» статью «В защиту евреев», в которой утверждал, что поход против евреев выходит за пределы здравого смысла, истины и справедливости. Резкое выступление популярного писателя-нееврея сделало его главной мишенью для нападок антисемитских кругов, однако Золя продолжил борьбу с «ненавистным и безумным» явлением, публикуя статьи и оказывая влияние на общественное мнение.

13 января 1898 года Золя опубликовал в газете «Орор» открытое письмо президенту Франции Ф. Фору под заголовком «Я обвиняю». Он обвинил французское правительство и армию в заговоре с целью сокрытия истинных фактов предательства и в государственной измене. В этот день был продан весь двухтысячный тираж газеты. Содержание письма широко обсуждалось общественностью. Заканчивалось оно такими словами: «Я сознательно отдаю себя в руки правосудия. Что же касается людей, против коих направлены мои обвинения, я не знаком с ними, никогда их не видел и не питаю лично к ним никакого недоброго чувства либо ненависти. Для меня они всего лишь обобщенные понятия, воплощения общественного зла. И шаг, который я предпринял, поместив в газете это письмо, есть просто крайняя мера, долженствующая ускорить торжество истины и правосудия. Правды — вот все, чего я жажду страстно ради человечества, столько страдавшего и заслужившего право на счастье. Негодующие строки моего послания — вопль души моей. Пусть же дерзнут вызвать меня в суд присяжных, и пусть разбирательство состоится при широко открытых дверях! Я жду».

За «оскорбление чести армии» суд присяжных приговорил Золя к штрафу и заключению. Полиция должна была охранять его от разъяренной антисемитской толпы. Чтобы избежать тюрьмы, писатель бежал в Англию, где скрывался около года. Но статья имела такой резонанс во всем мире, что замалчивать факты, указанные Золя, уже оказалось невозможным. С этого момента дело Дрейфуса захватывает общественное внимание Франции и всего мира и приобретает громадное общественное значение. На стороне обвинения оказывается все военное сословие Франции, клерикалы, националисты и особенно антисемиты. Радикалы и социалисты в подавляющем большинстве становятся на сторону Дрейфуса. Различие во взглядах на дело Дрейфуса разводит вчерашних друзей и единомышленников, вносит раздор в семьи. Для одних Дрейфус — изменник, враг Франции, а его сторонники — люди, «продавшиеся евреям, чтобы очернить честь французской армии». Для других Дрейфус — отчасти случайная жертва, на которую пало подозрение только потому, что он еврей и человек нелюбимый, отчасти — жертва злобы людей, действовавших сознательно, чтобы выгородить истинных преступников.

Лидер социалистов Жан Жорес опубликовал в газете «Пти републик» факты, доказывающие подделку документов, шантаж и интриги, которые сопровождали эту историю. Публикация доказательств повлияла на военного министра Кавеньяка и вынудила его назначить офицера для проверки документов, использованных в обвинении Дрейфуса. Офицер установил, что один из документов является подделкой и указал на того, кто его сфабриковал — полковника Юбера Анри. Он был тут же арестован, признался в содеянном и вскоре покончил с собой… Доказанная подложность документа была принята французским правосудием как достаточно «новый факт» для пересмотра приговора, которого так давно, почти пять лет, добивались сторонники Дрейфуса. 8 августа 1899 года состоялся пересмотр дела, но, несмотря на всплывшие факты множества подделок и нарушений порядка судебной процедуры, военный суд снова признал его виновным. На этот раз он был приговорен к «всего» десяти годам изгнания на Чертов остров, пять из которых уже отбыл.

Десять дней спустя новый президент Франции Эмиль Франсуа Лубэ помиловал Дрейфуса, и его освободили из заключения, но борьба за оправдание невинно осужденного продолжалась еще несколько лет. Только в 1906 году с Дрейфуса были сняты все обвинения, он был восстановлен в своих правах, возвращен в генштаб и получил следующий военный чин, майора. Однако он не пожелал оставаться на действительной военной службе и подал в отставку. Во время Первой мировой войны вернулся в армию и окончил войну в звании подполковника, был награжден орденом Почетного легиона. Умер Альфред Дрейфус в Париже в 1935 году и был похоронен с национальными почестями.

Дело Дрейфуса имело огромный политический резонанс как во Франции, так и во всем мире и осталось в истории примером явного и ярого антисемитизма. Как очень правильно высказалась одна французская газета: «Есть лишь один человек, который не понимает истинного значения «дела Дрейфуса», — это сам Дрейфус».

…Мы начали читать Книгу Ваикро. Вот одна из заповедей, приводимых в нашей сегодняшней недельной главе: «И если кто-либо согрешит, будет слышать голос клятвы, а он свидетель — видел или знал — если не сообщит, понесет свою вину» (Ваикро, 5: 1). Тора говорит нам, что человек, имеющий доказательства виновности или невиновности другого человека, не должен оставаться безучастным к происходящему. Он обязан идти в суд и обеспечить торжество справедливости.

Мидраш утверждает, что тот, кто имеет возможность протестовать против ложного обвинения и не делает этого, подобен свидетелю, который знает, что человек согрешил, но отказывается свидетельствовать против него. В таком случае он сам является грешником, совершившим тот же грех, и будет осужден за то, что знал о грехе, но молчал. Таким образом, мидраш учит нас, что человек, ставший свидетелем какой-либо несправедливости, не имеет право отнестись к этому равнодушно. Он обязан сделать все, чтобы спасти гонимого от рук гонителя. Этому правилу последовали защитники безвинно осужденного Альфреда Дрейфуса.

Любавичский Ребе часто говорит о том, что народ Израиля, который стоял у горы Синай и слышал Десять заповедей от Самого Всевышнего, получил истинное свидетельство существования Творца и не может скрывать это. Евреи должны поведать всем народам о том, что у этого мира есть Господин, что они видели и слышали Его на горе Синай. И мы не можем держать это в себе, но обязаны нести это знание всему миру.

Наша роль — быть «светом для других народов», независимо от того, что думают о нас в те или иные моменты, когда мы пытаемся осветить и просветить мир. Это наше предназначение. Мы обязаны исполнить его, даже если нас не понимают, даже если над нами смеются, даже если нам выказывают неуважение и даже если нам придется заплатить за это, не дай Б‑г, слишком высокую цену. В конце концов, у нас все получится. «Ибо наполнится земля знанием Г‑спода, как море полно водою» (Ишаяѓу, 11: 9).

Рав Авроом Вольф, главный раввин Одессы и Юга Украины

Категория: Глава Торы | Добавил: wajda (09.03.2014)
Просмотров: 446 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Поиск
Друзья сайта
Статистика

НУВК ХАБАД © 2024 |