Много
лет спустя после того, как душа Алтер Ребе (рабби Шнеура-Залмана из Ляд)
покинула этот мир, одному из его учеников, реб Йоселе, приснился сон. Он увидел
своего учителя, произносящего маймор (философский трактат, в котором
разбираются глубинные вопросы хасидизма). Сам реб Йоселе при этом стоял рядом с
Цемах-Цедеком (третий Любавичский Ребе рабби Менахем-Мендел, внук Алтер Ребе,
известен по названию одной из его книг — «Цемах цедек», «Росток
праведности») и жадно ловил каждое слово маймора… Проснувшись, он
вспомнил все детали сна, за исключением… содержания самого маймора! И
сколько ни напрягал память, так и не смог припомнить ни одного слова. Наконец,
он решил: «Мне же снилось, что рядом со мной стоял Цемах-Цедек. Расскажу ему о
своем сне, и, возможно, он сможет помочь мне».
Войдя
в дом Цемах-Цедека, реб Йоселе с удивлением обнаружил, что хозяин записывает маймор,
услышанный ими во сне, причем слово в слово! «Неужели прошлой ночью Алтер Ребе
приходил и к вам?!» — воскликнул он. «Да, мой дед явился во сне нам обоим,
и мы вместе удостоились услышать из его уст слова Б‑га живого», —
подтвердил Цемах-Цедек. «Но если мы оба удостоились откровения, почему только
вы вспомнили маймор, а я забыл?»
«По
ночам души поднимаются в высшие небесные сферы, — объяснил
Цемах-Цедек, — чтобы почерпнуть там святости и животворных сил. Прошлой
ночью наши души попали в небесное пристанище моего деда, и им посчастливилось
услышать его маймор. Однако не все души равны. Некоторые обладают
способностью постигать высшую святость только пока они вне тела, а
возвратившись в тело, все забывают. В отличие от них есть души, впитывающие
высшие откровения, находясь в человеческом теле, ибо чистое неоскверненное тело
не препятствует этому. Эти души помнят откровения, даже по возвращению в тело…»
Наша
недельная глава «Микейц» начинается со сна фараона: «И вот он стоит у реки, и
вот из реки выходят семь коров, хороших на вид и тучных телом, и стали они
пастись в камышнике. И вот семь других коров выходят вслед за ними из реки,
плохие на вид и тощие телом, и стали они рядом с теми коровами на берегу реки.
И съели коровы, плохие на вид и тощие телом, семь коров, хороших на вид и
тучных, — и пробудился фараон» (Брейшис, 41: 1–4). А потом он снова
заснул и увидел еще один похожий сон, в котором семь колосьев спелых вышли из
стебля, а за ними семь колосьев тощих, и колосья тощие поглотили колосья
спелые.
Фараон
проснулся утром — «и всколыхнулся его дух». Он призвал всех жрецов и
мудрецов Египта разгадать свои сны. Те пытались найти объяснения символики снов
фараона, но их толкования его не удовлетворяли. И тогда главный виночерпий
вспоминает о Йосефе, который, как мы читали в конце предыдущей главы, в
точности истолковал сны главного пекаря и самого виночерпия. Фараон велит
освободить узника из тюремной ямы и привести к нему. Йосеф, с помощью
Всевышнего, дает снам фараона следующее толкование: «Семь коров «хороших на вид
и тучных телом» и семь спелых колосьев — это семь лет изобилия. В то время
как семь коров «плохих на вид и тощих телом» и семь тощих колосьев указывают на
семь лет голода.
Вслед
за этим толкованием Йосеф объясняет фараону, что тот должен сделать: «И ныне,
да усмотрит фараон мужа рассудительного и мудрого и поставит его над землею
Египта. Да содеет фараон, и назначит он распорядителей… И соберут все съестное
этих добрых лет наступающих, и пусть заготовят зерно под рукою фараона. И будет
съестное в запас для земли на семь голодных лет, которые будут на земле
Египетской» (Брейшис, 41: 33–36). Фараону очень понравились толкования
Йосефа, и сказал он слугам своим: «Найдем ли такого, мужа, в котором дух Б‑жий?»
(там же, стих 38). Потом изумленный фараон обратился к Йосефу: «Нет столь
рассудительного и мудрого, как ты. Ты будешь над домом моим, и по слову твоему
кормиться будет весь мой народ» (там же, стихи 39–40). Так по приказанию
фараона Йосеф становится наместником Египта.
Эта
история требует небольшого пояснения. Даже поверхностного взгляда на содержание
сна фараона достаточно, чтобы истолковать его так, как это сделал Йосеф.
Понятно, что тучные коровы и колосья символизируют года изобилия, сытости и
здоровья — в отличие от тощих коров и колосьев, которые бывают в годы
засухи и голода… Коров и колосьев было семь. Известно, что злаки дают урожай
один раз в год, следовательно — семь коров и семь колосьев указывают на
семь лет. Первые семь лет сытости, а затем — семь лет голода. В чем же
особая мудрость Йосефа, которой фараон так восхищался? А с другой стороны —
почему жрецы и мудрецы Египта не смогли правильно истолковать сны фараона?
Не
только само толкование сна Йосефом вызывает недоумение, но и его дальнейшие
действия. Фараон попросил всего лишь истолковать его сны, вот и все. Почему
Йосеф, дав объяснение снов, начинает учить фараона, как он должен поступить?
Разве вчерашний узник может позволить себе поучать царя?!
Наши
мудрецы отмечают, что на самом деле египетские жрецы поняли общий смысл
фараоновых снов так же, как это было представлено Йосефом: что речь идет о семи
годах изобилия и семи годах голода — ведь коровы указывают на пахоту, а
колосья являются знаком жатвы. Но причина их слепоты исходила от Всевышнего,
Который спутал их мысли, скрыв истинный смысл снов. Он повернул события таким
образом, чтобы вся слава и величие достались Йосефу. Поэтому египетские мудрецы
не смогли объяснить, почему фараону приснилось, что «семь других коров выходят
вслед за ними из реки, плохие на вид и тощие телом, и стали они рядом с теми
коровами на берегу реки» (Брейшис, 41: 3). Это стало камнем преткновения
для египетских жрецов. Что означают стоящие рядом семь тощих и тучных коров?
Как они могут стоять рядом? Семь голодных лет могут прийти только после
окончания семи урожайных лет. Они не могут наступать вместе, одновременно. Или
голодные годы, или сытые. Тучные коровы не могут быть вместе с тощими… Из-за
этого несоответствия жрецы предложили другое решение: «Семь дочерей произведешь
на свет и семь дочерей похоронишь» (такие события могут иметь место в одно и то
же время — особенно если у человека столько жен и наложниц, сколько было у
фараона).
Йосеф,
в противовес им, выбрал более логичное, очевидное и истинное толкование сна о
годах сытости и годах голода. А указанную выше проблему одновременности —
«и стали они рядом с теми коровами» — он решил творчески. Сразу после
объяснения символики сна Йосеф сказал фараону: «И соберут все съестное в эти
наступающие годы изобилия… И будет продовольствие в запас для страны на семь
голодных лет». Эти слова Йосефа не совет правителю, а продолжение толкования
сна. Таким образом он объясняет, как семь лет изобилия и семь лет голода
связаны между собой, «стоят рядом друг с другом». Предложение Йосефа является
неотъемлемой частью разгадки самого сна.
В
начале годов изобилия надо делать запасы, собирать пищу для голодных лет. И
посредством этих действий, мыслей и намерений, душевного трепета перед будущим
люди как бы проживают грядущие голодные годы. А с другой стороны, в годы голода
они живут как в годы изобилия, питаясь тем, что накопили заранее. В изобильные
годы надо не потреблять все безоглядно, а ограничивать себя, почти как в
голодные годы, откладывая часть пропитания на черный день, а когда наступит
голод — жить почти как в годы изобилия, не ощущая особых трудностей. Вот
что вызвало у фараона восхищение и заставило его воскликнуть: «Нет столь
рассудительного и мудрого, как ты!» — не столько само толкование сна,
сколько понимание и объяснение того, как годы голода неразрывно связаны с
годами изобилия.
Сон
фараона, в результате правильного толкования которого Йосеф был назначен
наместником, в конечном итоге привел к тому, что народ Израиля спустился в
Египет и начался голус. Так что этот сон символизирует также изгнание и
последующее Избавление.
Изгнание
сравнивается со сном: «Когда возвращал Б‑г пленников Сиона, были мы точно
грезящие во сне» (Теѓилим, 126: 1). Как во время сна человеку могут
присниться вместе два противоположных явления, так и во время изгнания человек
живет как бы в двух измерениях. С одной стороны, он погружается в мир святости,
Торы и молитвы, и в то же время его в той же мере занимают повседневные дела и
заботы. В изгнании человек живет в двух мирах, святости и обыденности, вместе.
«Тучные коровы» годов изобилия (духовные устремления, жизнь в святости) стоят
рядом с «тощими коровами» (потребностями животной души и повседневной жизнью).
Величие
Йосефа в том, что в его силах было увидеть, как можно истолковать сон и
«поставить рядом два типа коров». Его духовный уровень настолько высок и
возвышен, что наша логика по сравнению с его способностями лишена всякого
смысла. Противоречие между стоящими рядом тучными и тощими коровами существует
лишь в ограниченном пространстве нашей логики, но в высшем мире они могут жить
вместе, не противореча друг другу… Так что именно с помощью сил Йосефа мы
достигнем Избавления — времени, когда физический мир не будет
противостоять духовному миру. Да наступит оно вскорости, в наши дни! Рав Авроом Вольф, главный раввин Одессы и Юга Украины |