После того, как душа Алтер Ребе, автора книги «Тания»,
покинула этот мир, он часто являлся в снах и видениях своему внуку, Ребе
Цемах-Цедеку, и помогал решить сложные вопросы и развеять возникающие сомнения.
Однажды Цемах-Цедек сидел один в комнате, поглощенный учением, и у него
появились вопросы, которые он не мог разрешить сам. По обыкновению он очень
захотел увидеть своего деда, Алтер Ребе, но ему это не удалось!
Прошло некоторое
время, и вот однажды, проснувшись рано утром, он отправился молиться в синагогу
своего тестя. Проходя через рынок, Ребе Цемах-Цедек встретил простого
Б-гобоязненного еврея, пришедшего купить товар у крестьян, чтобы потом
перепродать его и заработать пару копеек для семьи. Этот еврей попросил у
Цемах-Цедека взаймы три рубля до вечера или до завтрашнего утра. Ребе ответил,
что после молитвы, когда он вернется домой, тот может зайти к нему и получить
деньги.
Ребе Цемах-Цедек
вошел в синагогу и совершил все приготовления к молитве, даже накинул на плечи
талес годоль. И тут он вспомнил о просьбе того еврея и подумал, что поступил
нехорошо, не дав ему взаймы. Ведь сегодня базарный день, и, возможно, теперь
тот мог бы что-то заработать на рынке. Ребе сразу же снял талес, пошел домой,
взял пять рублей и отправился искать того еврея. Тем временем на рынке
собралось много крестьян с телегами, так что искать было совсем не просто. В
конце концов, Цемах-Цедек нашел его, отдал деньги и вернулся в синагогу.
Завернувшись в талес и возложив тфилин, он вдруг увидел перед собой сияющее
радостью лицо своего деда. Алтер Ребе разъяснил все трудные вопросы Торы,
которые возникли у внука, и сказал: «Врата Небес открываются перед тем, кто от
чистого сердца, с любовью и без особых просьб совершает милосердие и жертвует
на благотворительность для других евреев. Как сказано: «Люби ближнего своего,
как самого себя» (Ваикро, 19: 18).
…По будням
довольно часто я слышу еврейские мелодии, которые доносятся из кармана то
одного, то другого из прихожан нашей синагоги. И тогда я понимаю, что этот
еврей гордится своим еврейством, а не стыдится или пытается скрыть свое
происхождение. Ведь каждый раз, когда его телефон звонит, все узнают, что он —
еврей.
Некоторые
психологи утверждают, что мелодию, которую человек выбирает для своего
мобильного телефона, можно, в определенном смысле, считать его визитной
карточкой. Веселая бодрая мелодия обычно говорит о том, что ее выбрал
счастливый оптимист. Грустный или заунывный рингтон свидетельствует, что
обладатель мобильного телефона немного подавлен или впадает в депрессию, а
следовательно — нуждается в теплых словах и дружеском участии. Если телефон
звонит слишком громко, то это верный признак того, что его хозяин — человек с
большим апломбом, готовый поделиться деталями своей личной беседы со всеми
вокруг. И наоборот, если телефон звонит тихо, то, скорее всего, он принадлежит
человеку стеснительному, щепетильному, либо тому, кто хочет, чтобы все в его
жизни было «строго конфиденциально», даже мелодия мобильного телефона. Слишком
частая смена рингтонов может свидетельствовать о психической нестабильности
хозяина мобильника, который каждую неделю занят другим проектом. С другой
стороны человек, который никогда не меняет рингтон, представляется довольно
скучным и сухим консерватором. И, несомненно, только очень преданный семьянин и
любящий отец может выбрать для телефона вместо мелодии голос своей маленькой
дочери, которая зовет его: «Папа! Папа!»…
Читая в течение
последних нескольких недель о том, как строили Скинию и каковы были элементы ее
убранства и атрибуты Храмового служения, мы узнаем об одном из еврейских
«рингтонов».
В нашей
сегодняшней недельной главе «Ваякѓейль» Моше «собрал — ваякѓейль — всю общину
Израиля», передал основные принципы строительства Мишкана, объявил, что надо
принести пожертвования на Храм, и сказал, что каждый сведущий в деле человек
должен участвовать в этой святой работе. Читая обо всех подробностях
строительства Скинии, мы, естественно, задаем себе вопрос: какое отношение все
это имеет к нашей сегодняшней жизни, когда у нас нет Храма и возможности
совершать жертвоприношения?
Хасидизм
объясняет, что даже сегодня, не имея возможности совершать храмовую службу, мы
можем выполнить повеление Всевышнего: «И пусть они сделают Мне Святилище, и Я буду
пребывать среди них» (Шмойс, 25: 8). Слова «среди них» комментаторы объясняют
как «в каждом из сынов и дочерей Израиля». То есть, каждый еврей должен
превратить свой дом в Храм.
В убранстве
Иерусалимского Храма было много священных предметов. Была Менора, на которой
каждую ночь горели свечи. Мидраш рассказывает: «Эти свечи никогда не гасли»,
так что даже после разрушения Храма, когда еврейская женщина зажигает дома
субботние свечи, она выполняет ту же функцию, что и Менора в Храме, — нести
свет в этот мир.
Другой предмет
Храмовой утвари — стол, на котором постоянно находились «хлеба предложения»
(лехем ѓапоним). Сегодня о нем нам напоминает субботний стол. Когда в Субботу
еврей сидит со всей семьей за столом, и к тому же приглашает гостей, чтобы
разделить с ними трапезу, он продолжает осуществлять ту же идею, которой служил
стол в Храме.
Самый главный
элемент храма — арон, ковчег Завета, в который были помещены скрижали с Десятью
заповедями. Сегодня каждый еврей, имеющий в своем книжном шкафу Пятикнижие,
Сидур и другие еврейские книги, вправе считать, что в его доме есть нечто вроде
ковчега. Ведь Десять заповедей, которые были написаны на скрижалях, также
написаны в Пятикнижии, стоящем на полке его домашней библиотеки.
В Храме каждый
день, утром и вечером, приносили в жертву «годовалых ягнят без порока двух на
день, в постоянное всесожжение» (Бамидбор, 28: 3). Коѓены совершали
жертвоприношение от имени всего народа Израиля, но после разрушения Храма эту
обязанность каждый еврей должен исполнять сам. Сегодня у нас нет
жертвоприношений, и мудрецы говорят: «Молитвы вместо жертв». Поэтому каждый
еврей совершает утреннюю молитву Шахарис вместо утреннего постоянного
всесожжения, а молитву Минха — вместо постоянного хлебного дара, приносимого
перед наступлением сумерек. И как в Храме в Шабос и йом-тов совершали
дополнительное жертвоприношение (корбан мусаф), так и мы молимся молитву Мусаф
каждую Субботу и в праздничные дни.
Прежде чем войти
в Храм для совершения жертвоприношения, коѓен делал некоторые приготовления к
службе. Сначала он должен освятить свои руки и ноги, омывая их каждый раз при
входе в Святилище перед началом служения. Тора говорит об этом так: «И пусть
Аѓарон и его сыновья омывают… руки и ноги при входе в Шатер собрания… Пусть они
омываются водой, чтобы им не умереть» (Шмойс, 30: 19–20). Поэтому еврейский
закон и сегодня говорит, что перед молитвой «мы должны быть освящены, совершить
омовение рук, чтобы исполнять священную работу, служить Ему так же, как коѓен,
омывающий свои руки каждый день перед началом служения» («Шулхан орух», «Законы
омовения рук»).
Кроме того,
коѓен, прежде чем войти в Храм, должен был облачиться в особые одежды — бигдей
кеѓуна. Только в них им было разрешено служить в Храме. У простого коѓена было
четыре одеяния, а у первосвященника — восемь: «И сделай священные одежды
Аѓарону, своему брату, для почета и великолепия… И приблизь его сыновей, и
облеки их в хитоны, и перепояшь их поясами — Аѓарона и его сыновей, и навяжи на
них головные уборы…» (Шмойс, 28: 2, 29: 8–9). И если коѓен несет службу без
какой-либо из этих одежд или в лишней одежде, такое служение становится
непригодным. И кроме того, коѓен, у которого во время служения не достает хотя
бы одной из одежд, подлежит смерти от руки Небес (Талмуд, трактат «Санѓедрин»,
83а).
Сегодня, когда
молитва заменяет жертвоприношение, Ѓалоха говорит, что у еврея должна быть
особая одежда для молитвы, как бигдей кеѓуна у коѓенов («Шулхан орух», «Законы
молитвы», 98: 4). Поэтому у хасидов принято носить специальную одежду. Шляпа,
сюртук, гартл (пояс) — все это для того, чтобы походить на коѓена, совершавшего
жертвоприношение в Храме.
Однако вернемся
к нашему разговору о еврейских рингтонах. Как вы думаете, для чего по краю
мантии первосвященника висели колокольчики и гранаты? В главе «Тецаве» Тора
говорит нам, что это было для того, чтобы был «слышен его голос при его входе в
Святилище пред Г-сподом и при его выходе» (Шмойс, 28: 35). Колокольчики звенели
во время ходьбы — у первосвященника был как бы свой «рингтон». Зачем? Рамбан
объясняет: «Так же, как человек стучит в дверь и просит разрешения, прежде чем
войти к царю, так и первосвященник звоном колокольчиков испрашивает у
Всевышнего позволения войти в Святая святых».
А если это так,
то остается открытым вопрос, как сегодня мы можем выполнить эту часть Храмового
служения? Как мы можем сделать так, чтобы был «слышен его голос при его входе в
Святилище»? Какой «рингтон» надо использовать для служения Б-гу?
Любавичский
Ребе, объясняя стих: «Он одел меня в одежды спасения, одеянием справедливости
облек меня» (Ишаяѓу, 61: 10), говорит, что колокольчики и гранаты на краю
мантии первосвященника символизируют заповедь о цдоке. Ѓалоха говорит, что
перед молитвой еврей должен дать цдоку, «ибо это лучший способ устранить все
препятствия, мешающие тому, чтобы молитва была благосклонно принята» («Шулхан
орух», «Законы молитвы», 92: 10).
Прежде чем еврей
предстает перед Всевышним, прежде чем приходит на эту важную встречу, он должен
дать цдоку. Как сказал царь Давид: «Сотворив справедливость, увижу я лик Твой»
(Теѓилим, 17: 15). Потому что каждая молитва — это «просьба о своих нуждах», а
так как каждый знает, что ему, на самом деле, ничего не положено, то он стоит,
как нищий с протянутой рукой и просит у Б-га дать ему цдоку (на иврите это
дословно и означает «справедливость») и беспричинное милосердие. Поэтому лучший
способ получить благотворительность от Б-га — это когда мы сами, упреждая Его,
даем цдоку другому человеку. После этого мы приходим и просим Творца, чтобы Он
воздал нам — мера за меру.
Надо сказать,
что когда еврей бросает в цдочницу несколько монет, прежде чем помолиться, эти
монеты звенят, как колокольчики, висевшие на краях мантии первосвященника. Это
и есть наш «рингтон», это наш стук в дверь и наше испрашивание разрешения,
прежде чем мы приходим на встречу к Святому, благословен Он…
Рав Авроом Вольф, главный раввин Одессы и Юга Украины |