Рабби
Исроэль, известный как «Магид (Проповедник) из Кожниц», рассказывал, что,
будучи мальчиком лет семи, он учился в иешиве рабби Йехезкеля,
председателя раввинского суда из Островца. По ночам он часто оставался учиться
один в бейс-мидраше, так как жажда познания была в нем настолько сильна,
что ему не хватало дня для занятий Торой.
Однажды
в ночь Хануки отец не позволил ему пойти учиться в бейс-мидраш,
опасаясь, что он будет играть в карты с другими мальчиками. Исроэль решил было
остаться учиться дома, но его отец был бедным человеком (он работал
переплетчиком), и в доме не нашлось ни свечей, ни книг. Тогда мальчик пообещал
отцу, что зажжет в доме учения маленькую свечку стоимостью в три гроша и будет
учиться столько, сколько свеча будет гореть. А когда свеча погаснет, он
вернется домой.
Отец
согласился, и мальчик пошел учиться в бейс-мидраш. Но ангелы на Небесах
получали такое удовольствие от его учения, что произошло чудо, подобное
ханукальному: свеча, которая могла гореть всего пару часов, продолжала светить
всю ночь!
Увидев,
что обещанное время возвращения прошло, отец Исроэля подумал, что сын, должно
быть, нарушил свое слово и все-таки пошел играть. Поэтому, когда утром мальчик
вернулся домой и лег, как обычно, отдохнуть на свою кровать, отец подошел,
закрыл ему голову подушкой и побил его палкой…
Позже
святой Магид из Кожниц объяснял, что если бы он тогда сказал о том, что всю
ночь изучал Тору, отец поверил бы ему — ведь он знал, что его сын ни за
что на свете не будет лгать. Однако мальчик посчитал грехом спасать себя,
ссылаясь на уважение к Торе и наслаждение от нее. Поэтому он молча переносил
отцовские побои. На недоуменные вопросы своих слушателей рабби Исроэль отвечал:
«Не каждому дано пострадать за Тору!»
…Любой
еврейский ребенок, слава Б‑гу, знает, по какому поводу празднуется Ханука. И мы
все помним историю о чуде с кувшинчиком масла. Когда Маккавеи вошли в
оскверненный греками Храм, то нашелся только один кувшинчик с маслом,
запечатанный печатью первосвященника, и было в нем масла только на один день
горения. Но произошло чудо, и зажигали от него восемь дней. В память об этом
чуде еврейские мудрецы и установили праздник Хануки, повелев зажигать свечи и
читать восхваления и благодарения.
Почему
наши мудрецы посчитали именно это чудо из ряда вон выходящим и установили
именно в его честь восьмидневный праздник с чтением Ѓалель —
хвалебных гимнов? Ведь еврейская история богата чудесами, но не все они
удостоились того, чтобы в память о них был установлен праздник. Например, многие
знают историю завоевания Иерихона. В Книге Йеѓошуа мы читаем: когда сыны
Израиля осадили Иерихон, Б‑г сказал Йеѓошуа, что еврейские воины с семью
коѓенами, идущими перед Ковчегом Завета и трубящими в семь шойфаров,
должны шесть дней обходить город. Так они и сделали, а на седьмой день обошли
вокруг города шесть раз, а в седьмой раз «затрубили в рога. И было, как услышал
народ звук рога, закричал народ громким голосом; и распалась стена на месте
своем, и вступил народ в город, каждый со своей стороны, и захватили город»
(Йеѓошуа, 6: 20). Это было величайшее чудо, сотворенное в интересах всего
народа Израиля! Но разве кто-нибудь знает, какого числа и в каком месяце это
чудо произошло? Йеѓошуа не установил какой-либо праздник в память об этом.
Еще
одно, может, менее известное чудо произошло тоже с участием Йеѓошуа. В десятой
главе его книги мы читаем о войне пяти царей эморейских против народа Израиля.
Бой шел в пятницу вечером, и Йеѓошуа, заботясь о том, чтобы евреи не осквернили
Субботу, поднял руки вверх и обратился к Б‑гу: «И сказал пред глазами Израиля:
«Солнце, у Гивона стой, и луна — у долины Аялон!» И остановилось солнце, и
луна стояла, доколе мстил народ врагам своим… И остановилось солнце среди неба,
и не спешило к заходу почти целый день» (Йеѓошуа, 10: 12, 13). «И не было
такого дня ни прежде, ни после него, чтобы слушал Г‑сподь голос человека, ибо Г‑сподь
сражался за Израиль…» — заключает пророк (там же, стих 14).
Кто-нибудь слышал о каком-то празднике, установленном в память о столь
необыкновенном чуде? Ничего подобного! Правда, известно, когда это чудо
произошло — третьего числа месяца тамуз, в день, когда душа Любавичского
Ребе покинула этот мир…
А
чудо из чудес, которое происходило в течение сорока лет в пустыне! Каждый день
Б‑г посылал евреям ман — «хлеб с неба», и продолжалось это чудо
дольше всех. Все остальные чудеса длились от нескольких мгновений до одной ночи
(рассечение Красного моря), ман же падал в течение всех сорока лет, пока
сыны Израиля блуждали по пустыне. Тем не менее, нет никаких упоминаний о
праздновании этого чуда.
И
вообще — если бы евреи решили отмечать все чудеса, которые с ними
происходили, то наша жизнь превратилась бы в один сплошной праздник! А когда
дело обстоит таким образом, то логично было бы спросить: почему наши мудрецы
считали, что чудо Хануки надо праздновать больше, чем любое другое?
В
еврейской истории было еще одно довольно известное чудо, похожее на чудо
кувшинчика с маслом. В нем тоже участвовал огонь, который ярко горел, но
все-таки не мог уничтожить сжигаемую им материю. Это было, когда Б‑г открылся
Моше в первый раз: «И увидел он: и вот, терновник горит огнем, но огнем не
пожирается» (Шмойс, 3: 2). Именно вид легковоспламеняющегося тернового
куста, который горел, но не сгорал, заставил Моше приблизиться, и тогда Г‑сподь
впервые открылся ему.
Но
почему Б‑г, желая говорить с Моше, должен был для этого совершить такое
странное чудо? Почему Он просто не раскрылся Моше в пророчестве, как Он говорил
с Авраѓамом, Ицхоком и Яаковом, а до этого — с Нояхом и Адамом? Всевышний
мог прийти в пророческом видении или во сне к Моше и сказать ему то же самое:
«А теперь — иди, и Я пошлю тебя к фараону, и выведи Мой народ, сынов
Израиля, из Египта» (Шмойс, 3: 10). Зачем нужно было такое необыкновенное
чудо? Ведь мы знаем, что Б‑г не творит чудеса просто так!
Мидраши
объясняют: «Б‑г показал это Моше, потому что тот подумал про себя, что Египет
погубит Израиль. Всевышний тем самым хотел сказать, что как этот куст горит, но
не сгорает, так и египтяне не смогут уничтожить сынов Израиля». То есть,
Всевышний сообщил Моше и всем поколениям народа Израиля о Своем покровительстве
и поддержке. Много раз казалось, что огонь, не дай Б‑г, истребит еврейский
народ, и все боялись думать о том, что будет с нами. Но мы вспоминали
«несгораемый терновник» и то, что нет в мире огня, который может уничтожить
Израиль.
Несколько
раз в истории нашего народа происходило это необыкновенное явление. Вспомним
первого еврея — нашего праотца Авраѓама, которого вавилонский царь Нимрод
бросил в огонь за то, что он отказался поклониться идолам. Произошло чудо:
Авраѓам остался жив, тем самым доказав, что огонь не властен над ним.
Есть
еще одно чудо, о котором знают все евреи: во всех синагогах, над арон койдеш
постоянно горит нер томид («вечная свеча»). Откуда пришел к нам этот
обычай? В Иерусалимском Храме каждую ночь зажигали Менору из семи светильников,
которые наполняли маслом так, чтобы его хватило только на ночь. Однако утром,
когда все свечи гасли, одна из них — нер маарови («западная
свеча») — продолжала чудесным образом гореть весь день. Так продолжалось в
течение всего времени существования Первого Храма и в первые годы периода
Второго Храма (Талмуд, трактат «Шабос», 22б).
Кроме
того, нужно вспомнить и чудо с огнем, который горел на жертвеннике Мишкана. Раши,
комментируя стих «И освободят от пепла жертвенник, и развернут на нем облачение
пурпурное» (Бамидбор, 4: 13), говорит: «А огонь, нисшедший с небес, во
время переходов лежал под облачением, как лев, и не палил его, ибо огонь
прикрывали медной чашей». Это означает, что огонь на жертвеннике горел всегда,
даже во время переходов. И снова речь идет о чуде: огонь горит, но не
уничтожает то, что по законам природы должно было бы сгореть.
В ханукальном чуде мы видим ту же идею: огонь горит, но не может поглотить
само сжигаемое вещество. Светильник горел целых восемь дней, но огонь не смог
истребить все масло (которое, кстати, символизирует душу). Это и было причиной,
по которой наши мудрецы решили установить праздник в честь чуда Хануки. Ведь
оно не было одноразовым. Это чудо, которое продолжается и по сей день. Сколько
бы народов и правительств не пытались сжечь, не дай Б‑г, дом Израиля, мы воочию
убеждаемся, что «терновник… огнем не пожирается». Народ Израиля живет и будет
продолжать свое существование. Благодаря особой связи со Всевышним, еврейский
народ становится все сильнее и сильнее к приходу Мошиаха, да произойдет это
вскоре, в наши дни! Веселого вам праздника!
Рав Авроом Вольф, главный раввин Одессы и Юга Украины |