Понедельник, 30.06.2025, 08:11
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории каталога
Глава Торы [240]
Наш опрос
На каком языке вы бы хотели видеть сайт?
Всего ответов: 227
Главная » Статьи » Глава Торы

ГОРЯЩИЕ, НО НЕ СГОРАЮЩИЕ

Рабби Исроэль, известный как «Магид (Проповедник) из Кожниц», рассказывал, что, будучи мальчиком лет семи, он учился в иешиве рабби Йехезкеля, председателя раввинского суда из Островца. По ночам он часто оставался учиться один в бейс-мидраше, так как жажда познания была в нем настолько сильна, что ему не хватало дня для занятий Торой.

Однажды в ночь Хануки отец не позволил ему пойти учиться в бейс-мидраш, опасаясь, что он будет играть в карты с другими мальчиками. Исроэль решил было остаться учиться дома, но его отец был бедным человеком (он работал переплетчиком), и в доме не нашлось ни свечей, ни книг. Тогда мальчик пообещал отцу, что зажжет в доме учения маленькую свечку стоимостью в три гроша и будет учиться столько, сколько свеча будет гореть. А когда свеча погаснет, он вернется домой.

Отец согласился, и мальчик пошел учиться в бейс-мидраш. Но ангелы на Небесах получали такое удовольствие от его учения, что произошло чудо, подобное ханукальному: свеча, которая могла гореть всего пару часов, продолжала светить всю ночь!

Увидев, что обещанное время возвращения прошло, отец Исроэля подумал, что сын, должно быть, нарушил свое слово и все-таки пошел играть. Поэтому, когда утром мальчик вернулся домой и лег, как обычно, отдохнуть на свою кровать, отец подошел, закрыл ему голову подушкой и побил его палкой…

Позже святой Магид из Кожниц объяснял, что если бы он тогда сказал о том, что всю ночь изучал Тору, отец поверил бы ему — ведь он знал, что его сын ни за что на свете не будет лгать. Однако мальчик посчитал грехом спасать себя, ссылаясь на уважение к Торе и наслаждение от нее. Поэтому он молча переносил отцовские побои. На недоуменные вопросы своих слушателей рабби Исроэль отвечал: «Не каждому дано пострадать за Тору!»

…Любой еврейский ребенок, слава Б‑гу, знает, по какому поводу празднуется Ханука. И мы все помним историю о чуде с кувшинчиком масла. Когда Маккавеи вошли в оскверненный греками Храм, то нашелся только один кувшинчик с маслом, запечатанный печатью первосвященника, и было в нем масла только на один день горения. Но произошло чудо, и зажигали от него восемь дней. В память об этом чуде еврейские мудрецы и установили праздник Хануки, повелев зажигать свечи и читать восхваления и благодарения.

Почему наши мудрецы посчитали именно это чудо из ряда вон выходящим и установили именно в его честь восьмидневный праздник с чтением Ѓалель — хвалебных гимнов? Ведь еврейская история богата чудесами, но не все они удостоились того, чтобы в память о них был установлен праздник. Например, многие знают историю завоевания Иерихона. В Книге Йеѓошуа мы читаем: когда сыны Израиля осадили Иерихон, Б‑г сказал Йеѓошуа, что еврейские воины с семью коѓенами, идущими перед Ковчегом Завета и трубящими в семь шойфаров, должны шесть дней обходить город. Так они и сделали, а на седьмой день обошли вокруг города шесть раз, а в седьмой раз «затрубили в рога. И было, как услышал народ звук рога, закричал народ громким голосом; и распалась стена на месте своем, и вступил народ в город, каждый со своей стороны, и захватили город» (Йеѓошуа, 6: 20). Это было величайшее чудо, сотворенное в интересах всего народа Израиля! Но разве кто-нибудь знает, какого числа и в каком месяце это чудо произошло? Йеѓошуа не установил какой-либо праздник в память об этом.

Еще одно, может, менее известное чудо произошло тоже с участием Йеѓошуа. В десятой главе его книги мы читаем о войне пяти царей эморейских против народа Израиля. Бой шел в пятницу вечером, и Йеѓошуа, заботясь о том, чтобы евреи не осквернили Субботу, поднял руки вверх и обратился к Б‑гу: «И сказал пред глазами Израиля: «Солнце, у Гивона стой, и луна — у долины Аялон!» И остановилось солнце, и луна стояла, доколе мстил народ врагам своим… И остановилось солнце среди неба, и не спешило к заходу почти целый день» (Йеѓошуа, 10: 12, 13). «И не было такого дня ни прежде, ни после него, чтобы слушал Г‑сподь голос человека, ибо Г‑сподь сражался за Израиль…» — заключает пророк (там же, стих 14). Кто-нибудь слышал о каком-то празднике, установленном в память о столь необыкновенном чуде? Ничего подобного! Правда, известно, когда это чудо произошло — третьего числа месяца тамуз, в день, когда душа Любавичского Ребе покинула этот мир…

А чудо из чудес, которое происходило в течение сорока лет в пустыне! Каждый день Б‑г посылал евреям ман — «хлеб с неба», и продолжалось это чудо дольше всех. Все остальные чудеса длились от нескольких мгновений до одной ночи (рассечение Красного моря), ман же падал в течение всех сорока лет, пока сыны Израиля блуждали по пустыне. Тем не менее, нет никаких упоминаний о праздновании этого чуда.

И вообще — если бы евреи решили отмечать все чудеса, которые с ними происходили, то наша жизнь превратилась бы в один сплошной праздник! А когда дело обстоит таким образом, то логично было бы спросить: почему наши мудрецы считали, что чудо Хануки надо праздновать больше, чем любое другое?

В еврейской истории было еще одно довольно известное чудо, похожее на чудо кувшинчика с маслом. В нем тоже участвовал огонь, который ярко горел, но все-таки не мог уничтожить сжигаемую им материю. Это было, когда Б‑г открылся Моше в первый раз: «И увидел он: и вот, терновник горит огнем, но огнем не пожирается» (Шмойс, 3: 2). Именно вид легковоспламеняющегося тернового куста, который горел, но не сгорал, заставил Моше приблизиться, и тогда Г‑сподь впервые открылся ему.

Но почему Б‑г, желая говорить с Моше, должен был для этого совершить такое странное чудо? Почему Он просто не раскрылся Моше в пророчестве, как Он говорил с Авраѓамом, Ицхоком и Яаковом, а до этого — с Нояхом и Адамом? Всевышний мог прийти в пророческом видении или во сне к Моше и сказать ему то же самое: «А теперь — иди, и Я пошлю тебя к фараону, и выведи Мой народ, сынов Израиля, из Египта» (Шмойс, 3: 10). Зачем нужно было такое необыкновенное чудо? Ведь мы знаем, что Б‑г не творит чудеса просто так!

Мидраши объясняют: «Б‑г показал это Моше, потому что тот подумал про себя, что Египет погубит Израиль. Всевышний тем самым хотел сказать, что как этот куст горит, но не сгорает, так и египтяне не смогут уничтожить сынов Израиля». То есть, Всевышний сообщил Моше и всем поколениям народа Израиля о Своем покровительстве и поддержке. Много раз казалось, что огонь, не дай Б‑г, истребит еврейский народ, и все боялись думать о том, что будет с нами. Но мы вспоминали «несгораемый терновник» и то, что нет в мире огня, который может уничтожить Израиль.

Несколько раз в истории нашего народа происходило это необыкновенное явление. Вспомним первого еврея — нашего праотца Авраѓама, которого вавилонский царь Нимрод бросил в огонь за то, что он отказался поклониться идолам. Произошло чудо: Авраѓам остался жив, тем самым доказав, что огонь не властен над ним.

Есть еще одно чудо, о котором знают все евреи: во всех синагогах, над арон койдеш постоянно горит нер томид («вечная свеча»). Откуда пришел к нам этот обычай? В Иерусалимском Храме каждую ночь зажигали Менору из семи светильников, которые наполняли маслом так, чтобы его хватило только на ночь. Однако утром, когда все свечи гасли, одна из них — нер маарови («западная свеча») — продолжала чудесным образом гореть весь день. Так продолжалось в течение всего времени существования Первого Храма и в первые годы периода Второго Храма (Талмуд, трактат «Шабос», 22б).

Кроме того, нужно вспомнить и чудо с огнем, который горел на жертвеннике Мишкана. Раши, комментируя стих «И освободят от пепла жертвенник, и развернут на нем облачение пурпурное» (Бамидбор, 4: 13), говорит: «А огонь, нисшедший с небес, во время переходов лежал под облачением, как лев, и не палил его, ибо огонь прикрывали медной чашей». Это означает, что огонь на жертвеннике горел всегда, даже во время переходов. И снова речь идет о чуде: огонь горит, но не уничтожает то, что по законам природы должно было бы сгореть.

В ханукальном чуде мы видим ту же идею: огонь горит, но не может поглотить само сжигаемое вещество. Светильник горел целых восемь дней, но огонь не смог истребить все масло (которое, кстати, символизирует душу). Это и было причиной, по которой наши мудрецы решили установить праздник в честь чуда Хануки. Ведь оно не было одноразовым. Это чудо, которое продолжается и по сей день. Сколько бы народов и правительств не пытались сжечь, не дай Б‑г, дом Израиля, мы воочию убеждаемся, что «терновник… огнем не пожирается». Народ Израиля живет и будет продолжать свое существование. Благодаря особой связи со Всевышним, еврейский народ становится все сильнее и сильнее к приходу Мошиаха, да произойдет это вскоре, в наши дни! Веселого вам праздника!

Рав Авроом Вольф, главный раввин Одессы и Юга Украины
Категория: Глава Торы | Добавил: tina50 (24.12.2011)
Просмотров: 496 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Поиск
Друзья сайта
Статистика

НУВК ХАБАД © 2025 |