Рабби Буним из Пшисхи, да будет благословенна его память,
рассказывал, что в его жизни было два случая, когда Небеса почти сразу прямо
ответили на его просьбу о помощи.
Еще до того как
стать раввином, он работал торговым агентом у богача рабби Бирка и продавал его
лес, который сплавляли по реке Висле в Данциг. Однажды, прибыв на место с
товаром, рабби Буним обнаружил, что цена на лес очень упала и, к тому же, не
было ни одного покупателя. Его хозяин мог потерять на этом большие деньги.
Другие торговцы лесом продали свой товар по невыгодной цене и были почти
полностью разорены. Рабби Буним из Пшисхи оставался в Данциге несколько недель
и не хотел продавать свой лес дешевле. Как-то сидя в гостинице, он начал
просить Б-га о помощи, говоря: «Г-сподь, Ты благословил египтян за заслуги
Йосефа-праведника. Благослови же моего хозяина рабби Бирка за меня. И хотя я не
Йосеф, но и мой хозяин не египтянин!..» Как только он закончил говорить, дверь
открылась, и вошел посредник, который привел нового покупателя и принес добрую
весть о том, что лес снова подорожал. Рабби Буним заключил очень выгодную
сделку и получил от нее хорошую прибыль.
Второй случай
произошел в другом городе. Приехал туда в то время рабби Авраѓам-Йеѓошуа
Ѓешель, святой автор книги «Оѓев Исроэль», который был раввином в Апте (позже —
в Меджибоже). В пятницу вечером рабби Буним пошел в гостиницу, где остановился
уважаемый гость. Там было много людей, которые пришли, чтобы побыть вместе с
рабби Авраѓамом-Йеѓошуа. Пришло время субботней трапезы. На стол подали мясо
ягненка, и гость сказал: «Я не люблю баранину». Тогда рабби Буним тихо заметил
со своего места в дальнем углу: «Но ведь наши праотцы были пастухами!» Рабби
Авраѓам-Йеѓошуа тут же спросил во весь голос: «Кто это там поминает наших
праотцев?!» Рабби Буним шепотом попросил: «Владыка Вселенной! Пусть уважаемый
раввин онемеет на пять минут, чтобы он не смог наказать меня». Так и получилось
— рабби Авраѓам-Йеѓошуа замолчал на пять минут. «И хорошо, а не то он, с его
характером, еще сделал бы из меня груду костей!» — говорил впоследствии рабби
Буним…
Евреи всегда
говорят: «Слава Б-гу» или: «С Б-жьей помощью». В начале каждого письма также
принято писать эти слова. Есть еще одно выражение, которое немного меньше знают:
«Если Всевышний захочет». Например, говорят: «Я приду завтра, если Всевышний
захочет», и так далее.
О Баал-Шем-Тове
рассказывают, что прежде чем он прославился и все начали узнавать его, он любил
бродить по городам и селам в Польше и Украине и расспрашивать евреев — мужчин и
женщин, взрослых и детей: «Как поживаешь? Как дела? Как здоровье?» И радовался,
когда слышал в ответ: «Слава Б-гу, все хорошо» или другие выражения
благодарности и хвалы Творцу. Баал-Шем-Тов говорил, что Б-г наслаждается, слыша
из уст евреев эти слова.
Откуда это
пошло? Кто первый начал говорить «Слава Б-гу»?
На этой неделе
мы читаем известную историю о том, как праведник Йосеф был продан в рабство и
оказался в Египте. Казалось бы, для Йосефа это не самое хорошее время, но Тора
говорит нам об этом совсем по-другому: «И был Г-сподь с Йосефом, и был он
успешен в делах». Ему удавалось все, и это заметил даже египтянин Потифар: «И
увидел его господин, что Г-сподь с ним, а всему, что он делает, Г-сподь дает
преуспеть в его руке».
Любавичский Ребе
спрашивает: «Как мог Потифар знать, что секрет успеха Йосефа заключался в том,
что «Г-сподь с ним»? Потифар был одним из сановников фараона, и, конечно, он
был идолопоклонником, как большинство жителей тех мест. Почему же Потифар
связывает успех Йосефа с его верой в единого Б-га, а не с идолопоклонством,
которым он сам занимается? Ведь даже после того, как евреи прожили в Египте
несколько веков, когда Моше пришел к фараону и сказал: «Так говорит Г-сподь,
Б-г Израиля: отпусти народ Мой!», фараон ответил: «Я не знаю Б-га!» (Шмойс, 5:
2) — не знаю я такого Б-га, которого нельзя почувствовать и к которому
невозможно прикоснуться!
Откуда же
Потифар знал о Б-ге в то время, когда Египет погряз в идолопоклонстве, а
единственному еврею, жившему там, Йосефу, было всего лишь семнадцать лет? Раши
объясняет: «Имя Всевышнего неизменно пребывало на устах Йосефа».
Почему наши
мудрецы утверждают, что Йосеф постоянно говорил: «Слава Б-гу»?
Если вы будете
внимательно читать нашу недельную главу, то обнаружите, что в каждом разговоре,
который Йосеф вел в Египте, он вспоминал Всевышнего. В первый раз мы слышим
голос Йосефа в Египте, когда он отказывает жене Потифара в ее просьбе. Что он
говорит ей? «И как же содею такое великое зло, и согрешу я пред Б-гом?!»
Второй раз он
говорит с египетскими министрами — виночерпием и хлебопеком. Йосеф, предлагая
растолковать их сны, говорит: «Ведь от Б-га истолкования!» — это снова
упоминание Всевышнего.
А что говорит
Йосеф в решающий момент своей жизни? В начале главы «Микейц», когда решается
его судьба — рабство или свобода из рук правителя Египта, он произносит такие
слова: «Не от меня толкование снов! Б-г даст ответ на благо фараону».
Мы видим, что во
всех разговорах праведника Йосефа Имя Всевышнего «пребывало на его устах».
Поэтому неудивительно, что Потифар знал, что «Г-сподь с ним». Йосеф заботился о
том, чтобы сообщить каждому: «Все исходит от Б-га!» Так что каждый день он
произносил: «Слава Б-гу!», «С Б-жьей помощью!» и другие подобные выражения.
Это объясняет и
другое удивительное событие, которое произошло с Йосефом. В недельной главе
«Вайигаш», когда он, наконец, открывается братьям и говорит: «Я Йосеф», он не
только не пытается отомстить им, но, наоборот, прощает их, платя добром за зло.
Где взял Йосеф душевные силы простить своих братьев за то, что они продали его
в рабство? Йосеф сам дает нам ответ: «Ибо для поддержания жизни вашей послал
меня Б-г пред вами». Так мог сказать только верующий еврей, который считает,
что Б-г проникает в каждое мгновение нашей жизни, что все происходит «С Б-жьей
помощью», беѓашгохо протис — под личным и непосредственным управлением
Всевышнего.
Где Йосеф
научился этому? У своего отца Яакова. Вспомните, как в недельной главе
«Тойлдойс» Яаков пришел к Ицхоку получить благословение. Что вызвало у Ицхока
подозрения, что перед ним не Эйсав, а кто-то другой? Слова, которые сказал ему
Яаков: «Ибо привел Г-сподь, Б-г твой, дичь эту в мои руки». Ицхок с сомнением
говорит ему: «Подступи же, и ощупаю тебя, сын мой. Ты ли это, сын мой Эйсав,
или нет?!» Раши объясняет: «Ицхок подумал: «Не в привычках Эйсава произносить
Имя Всевышнего!» Это убеждает нас в том, что именно Яаков имел обыкновение
говорить, что все происходит с помощью Б-га, чего мы не видели у наших праотцев
до него.
…Довольно часто
преуспевающим в жизни людям, особенно бизнесменам, задают вопрос: в чем секрет
их успеха? Некоторые говорят: «Тяжелая напряженная работа». Другие отвечают:
«Полученное образование». Все приводят разные причины, лучше или хуже
объясняющие, почему им это удалось.
Йосеф был первым
добившимся успеха евреем, о котором мы читаем в Торе: «И был Г-сподь с Йосефом,
и был он мужем, в делах успешным». И даже потом в тюрьме Б-г «дал ему Свое
благоволение…»
Возникает
вопрос, в чем секрет успеха Йосефа? Ответ прост: «Имя Всевышнего неизменно
пребывало на его устах». Когда еврей знает, что все его достижения благодаря
Б-гу, что все происходит «с Б-жьей помощью», то за все, что у него есть, он
говорит: «Слава Б-гу». Если он что-то планирует сделать, то знает, что это
произойдет только «если Всевышний захочет». Такому человеку Б-г посылает свое
благословение, чтобы удача сопутствовала ему во всех его делах. В этом и
кроется главный секрет успеха еврея.
Рав Авроом Вольф, главный раввин Одессы и Юга Украины