Пару недель
назад в моем доме принимали гостей: молодую супружескую пару с маленьким
ребенком, приехавшую на Украину с Аляски. Они прибыли в Одессу в пятницу, и мы
были рады пригласить их провести с нами Субботу. Во время трапезы они
рассказывали нам о том, как живет еврейская община на далекой и холодной
Аляске. Они сказали, что значительно приблизились к иудаизму в последние годы,
хотя раньше с трудом осознавали свое еврейство. Сегодня они живут по законам
Торы, соблюдают Субботу, едят только кошерную пищу и исполняют другие
повседневные заповеди. Они говорили, что синагога в их городе всегда полна
молящимися — и в обычные дни, и по Субботам и праздникам. «Все это начало
развиваться в последнее время, — говорили они с вдохновением. — До того дня,
как к нам приехал посланник Любавичского Ребе, еврейство у нас пребывало в
«замороженном» состоянии. Сегодня не только евреи отогрелись, но даже льдины
начали таять», — пошутили они под конец.
Они были
приятно удивлены, когда я сказал, что моя жена, посланница Ребе в Одессе,
которая в этот момент была занята на кухне, приходится их раввину… родной
сестрой! Да-да, раввин Йосеф-Ицхок Гринберг с Аляски — родной брат Хаи Вольф из
Одессы! А еще, между прочим, посланники и посланницы из семьи моей жены есть во
многих уголках земли: в американских штатах Огайо, Нью-Йорк, Калифорния, Техас,
Вашингтон и Мичиган, в Шанхае и Пудуне в Китае, в немецком Ганновере, в
пригороде Парижа Нейи-сюр-Сен и даже в нескольких городах в Израиле…
А между тем,
когда Йосеф-Ицхок Гринберг лет двадцать тому назад решил поехать в качестве
посланника Любавичского Ребе на Аляску, многие считали, что он сошел с ума.
В те годы Ребе
никому не указывал, куда следует ехать посланником. За много лет до этого на
одном из фарбренгенов он так выразил свое мнение по этому поводу: «Возьмите
карту, посмотрите, где необходим посланник, и езжайте туда. Не ждите удобного
случая!» Только некоторым избранным праведникам Ребе лично указал, куда надо
ехать, остальные просто выбирали свое место сами, а потом просили согласия у
Ребе. Вопрос решался окончательно, когда Ребе давал свое согласие и
благословение.
Когда мой
шурин заявил, что собирается ехать на Аляску, многие смеялись над ним. На
собрании посланников в Нью-Йорке ему говорили: «В Бруклине на одной улице есть
больше евреев, чем на всей Аляске!», «Ты что — собираешься открыть Бейс-Хабад
для эскимосов?!» (Бейс-Хабад или «дом Хабада» — место, куда может прийти каждый
еврей, чтобы получить помощь в исполнении заповедей), «Тебе нечего будет там
делать, через несколько лет ты вернешься в Нью-Йорк», и так далее, и тому
подобное. Тем не менее, однажды, когда он проходил мимо Ребе во время приема,
на котором Ребе стоял и давал благословения и традиционные доллары на цдоку, секретарь сказал Ребе, что
Йосеф-Ицхок едет на Аляску. Ребе широко улыбнулся и благословил его и его
семью, добавив: «Согрейте это место!» И с тех пор Аляска начала нагреваться все
больше и больше — духовное тепло изменяет материальную действительность!
И все же
встает естественный вопрос: зачем нужно ехать на Аляску и заботиться там о
небольшом количестве евреев, в то время как в Нью-Йорке, например, можно помочь
гораздо большему числу евреев? Почему Ребе не направляет всех своих посланников
только в города с большим еврейским населением?
Эта проблема
встает не только перед раввинами, но и перед людьми всех профессий, которые
призваны помогать людям. Взять хотя бы врача — он тоже стоит перед выбором:
жить и работать в маленьком городке, таком, как, скажем, Белгород-Днестровский,
Измаил, Балта, Килия, или в Одессе, большом городе с более чем миллионным
населением. Кажется, правильным было бы выбрать Одессу, чтобы оказывать
медицинскую помощь как можно большему числу людей?..
В нашей
недельной главе «Шойфтим» мы читаем о заповеди еврейскому народу поставить над
собой царя. Интересно разобраться, какие надежды возлагает Тора на царя, каким
критериям он должен соответствовать. В нашей главе сказано только одно: царь
должен быть евреем по рождению. Не упоминается, что у него должен быть опыт
руководящей работы, высшее образование или организаторские способности… Давайте
посмотрим, кто был первым царем еврейского народа и как он был избран.
В книге «Шмуэль
I» мы читаем, как старейшины Израиля пришли к пророку Шмуэлю и сказали ему:
«Вот, ты состарился… поставь над нами теперь царя, чтобы судить нас, как это у
всех народов». Иными словами, они предложили пророку выйти на пенсию. Они
считали, что ему пора на заслуженный отдых, а вместо него руководителем народа
должен стать кто-то новый и молодой. Они хотели царя. Пророк обиделся: «И не
понравилось слово это Шмуэлю, и молился он Г-споду». Всевышний ответил ему: они
хотят царя — поставь над ними царя, но предостереги их и расскажи о законах
царской власти. Скажи, что придет день, и они еще крепко пожалеют о своем
решении. Пересказал Шмуэль эти слова народу, но евреи все равно хотели царя.
Тогда он согласился выполнить их просьбу.
Далее
рассказывается, что жил в то время один доблестный еврей из колена Биньямина по
имени Киш, а у него был сын, которого звали Шауль, «молодой и красивый; и не
было никого лучше его; высокорослый, на голову был он выше всего народа».
Однажды пропали ослицы у Киша, и сказал он Шаулю, сыну своему: «Возьми с собою одного
из слуг, пойди и поищи ослиц». Три дня искали они повсюду, но ничего не нашли.
Тогда Шауль сказал слуге: «Давай возвратимся, а то отец мой станет беспокоиться
не об ослицах, а о нас». Слуга ответил ему: «Есть человек Б-жий в этом городе,
и человек этот помогает всем. Пойдем к нему, может быть, он поможет и нам».
Пошли они в город, встретили девушек, которые шли за водой к колодцу. Спросили
они их: где живет прозорливец? Девушки отвечали, что он сегодня пришел в город,
так как у народа сегодня жертвоприношение, и они должны поспешить, чтобы
застать его.
За день до
этого Всевышний известил Шмуэля: «Завтра к этому времени Я пришлю к тебе
человека из земли Биньяминовой; и помажешь ты его в правители народу Моему,
Израилю, ибо Я выбрал его». Так что когда Шауль подошел к дому Шмуэля, тот
вышел ему навстречу. Напомним, что эти двое не были знакомы и никогда до этого
не встречались. Г-сподь просто объявил Шмуэлю: «Вот тот человек, о котором Я
говорил тебе», а Шмуэль сообщил об этом Шаулю. На следующее утро «Шмуэль взял
сосуд с елеем, и полил на голову Шауля, а потом поцеловал его, и сказал: «Вот,
помазал тебя Г-сподь в правители удела Своего».
Вот и вся
история, красивая, но немного странная. Зачем нужно было Всевышнему, чтобы
ослицы у отца Шауля пропали, и он пошел их искать и таким образом встретился со
Шмуэлем? Можно было все сделать гораздо проще, как, например, в случае, когда
Всевышний приказал Шмуэлю выбрать второго царя для народа Израиля. Немного
дальше в той же книге «Шмуэль I» мы читаем, что Г-сподь сказал Шмуэлю: «Наполни
рог твой елеем и ступай — пошлю Я тебя к Ишаю в Бейт-Лехем, ибо среди сыновей
его усмотрел Я Себе царя». Тут Всевышний ясно и четко указал пророку адрес, где
тот найдет Давида — нового еврейского царя. Почему же Он не сделал этого в
случае с Шаулем? Почему бы не сказать Шмуэлю: «Живет там-то и там-то еврей по
имени Киш, иди к нему и возведи его сына Шауля в цари»? Зачем нужны были все
эти трудности?!
Наши мудрецы
говорят, что этот рассказ передает нам чудесное сообщение о том, кого желательно
ставить царем над еврейским народом. Тора говорит, что правителем может стать
только тот, кто ищет «пропавшие» души. Шауль беспокоился о пропавших ослицах,
он искал их целых три дня, а следовательно, на него можно положиться: он не
бросит в беде даже «потерянных в земле Ашур»!
Похожий случай
произошел и с Моше-рабейну. Мидраш «Шмойс рабо» рассказывает о том, что
побудило Всевышнего избрать именно Моше руководителем еврейского народа. Моше
был пастухом у своего тестя Исро. Однажды от стада отбился маленький ягненок.
Моше последовал за ним и увидел, что ягненок убежал, чтобы попить воды. Моше
настолько пожалел слабенького уставшего ягненка, что после того, как тот
напился, он поднял ягненка себе на плечи и принес его назад в стадо. Всевышний
сказал: «Если он так жалеет ягненка, то он подходит на роль пастыря народа
Израиля!»
Любавичский
Ребе в одной из своих бесед задает вопрос: «Что особенного в том, что Моше
пожалел ягненка? Многие люди сделали бы то же самое: из жалости понесли бы
ягненка на своих плечах. Что же такого необыкновенного сделал Моше, что получил
от Всевышнего право быть руководителем еврейского народа?»
Но можно
задать и более серьезный вопрос. Моше-рабейну был единственным пастухом, у него
не было помощников. Только на нем лежала ответственность за сохранение стада.
Как же он мог оставить все стадо и бежать за маленьким ягненочком?! Ведь за
время его отсутствия могло убежать еще десять овец, и как бы тогда отреагировал
Исро, его хозяин? Наверняка, он сказал бы Моше, что так поступать безответственно,
что лучше было не спасать ягненка. Пусть с ним случится, что случится, но
нельзя оставлять все стадо без присмотра…
На самом деле,
Моше знал, что овцы в стаде держатся все вместе, и на короткий срок их можно
оставить одних. В то же время маленький одинокий ягненок может потеряться и
вообще никогда не вернуться, поэтому правильно было бежать и спасать ягненка,
что Моше и сделал.
Это и является
для Ребе основанием направлять посланников Хабада именно в маленькие города,
далекие и трудные места, где очень мало евреев. Ведь эти люди стоят перед
опасностью духовного вырождения, они могут очень легко, не дай Б-г,
ассимилироваться, поэтому с ними надо больше работать и посылать им
руководителей, посланников, которые помогут им быть евреями.
В Нью-Йорке
еврей останется евреем всегда. Может быть, он не будет исполнять всех
заповедей. Возможно, не дай Б-г, он будет делать то, что не соответствует
законам Торы. Однако все это он будет делать вместе со своими знакомыми
евреями, следовательно, ассимиляция ему не грозит, а это уже само по себе
хорошо, ибо позволит ему в дальнейшем совершить тшуву (раскаяние). А евреи из Белгорода-Днестровского, Измаила,
Балты — или, скажем, с Аляски — могут совсем забыть, что они родились евреями,
если в эти города не приедет посланник Хабада…
Потому-то Ребе
и выказывал особую любовь к тем посланникам, которые уезжали далеко, говоря о
таких людях: «Вос вайтер, из мэр нэйнтер
— Чем дальше он, тем ближе ко мне».
Рав Авроом Вольф, главный раввин Одессы и Юга Украины