«Библейский
зоопарк» раскинулся на территории около 250 дунамов (25 гектаров) в
живописной долине на юго-западной окраине Иерусалима. Здесь есть система
прудов, большое озеро и связанные между собой водопады. Парк построен на двух
уровнях, вокруг водных источников раскинулись просторные травяные лужайки с
множеством очаровательных тенистых уголков. Зоопарк известен своей коллекцией
диких животных, которые упоминаются в Танахе (с чем и связано его ивритское
название — «Ган хайот ѓаТанахи»). Здесь можно познакомиться более чем с
200 видами различных животных, обитающих на Земле Израиля, в том числе и с
теми, которые стоят перед угрозой полного исчезновения, так как в естественных
условиях они уже не встречаются (например, медведи, нильские крокодилы, львы,
аравийские ориксы).
Недавно этот
зоопарк посетили мои дети. Они с удовольствием провели там много часов,
понаблюдав чуть ли не за каждым животным, упоминающимся в Танахе. Их
исследовательскую работу облегчал знающий экскурсовод, который постоянно
цитировал стихи Торы, мидраши и другие священные книги, где говорится о том или
ином животном.
Когда дети
пришли домой и рассказали мне о своих впечатлениях от посещения зоопарка, между
ними возник спор. Один из сыновей утверждал, что, показывая детям овец,
экскурсовод процитировал текст недельной главы «Носой»: «Один молодой бык, один
овен, один агнец годовалый во всесожжение» (Бамидбор, 7: 15). Другой
утверждал, что экскурсовод объяснил им, что овцы находятся в зоопарке потому,
что народ Израиля в священных книгах часто сравнивается с этими животными, а не
потому, что они упоминаются в Танахе.
Я объяснил
сыновьям, что оба они правы. Овцы упоминаются в Танахе, и поэтому их поместили
в зоопарк вместе с другими животными, но независимо от этого, в священных
книгах евреи также часто сравниваются с овцами. А потом я спросил детей: «Кто
знает, с какими еще животными и птицами сравнивают народ Израиля?» Дети сразу
же ответили: «Мы знаем, с какими птицами — с голубями!» Но они не смогли
вспомнить, с какими животными сравнивают евреев.
Попробуем
ответить на этот вопрос, сформулировав его немного белее конкретно. С какими
животными сравнивают еврейский народ пророки Израиля, и какие сравнения для
евреев находят пророки других народов мира?
Например, Талмуд
(трактат «Брохойс», 53б) говорит: «Община Израиля — как голубица, крылья
которой покрыты серебром, а перья — из чистого золота. Как голубь
спасается только с помощью своих крыльев (улетает или сражается), так и Израиль
спасается только через заповеди». Голубка для всех народов является символом
мира, и это понятно, потому что нет птицы более мирной и спокойной. Евреев
сравнивают с ней, благодаря их скромности и незлобивости.
«Мидраш Танхума»
добавляет: «Как голубка прекрасна, так прекрасен Израиль, украшенный
заповедями… Как голубка скромна, так и Израиль скромен. Как голубка подставляет
шею ножу, так и Израиль, как сказано: «За Тебя убивали нас изо дня в день»… Как
голубка вытягивает лапки задолго до возвращения на голубятню, так и Израиль».
Мидраш указывает на еще одну интересную особенность голубя: он любит свой дом и
стремится вернуться к нему, несмотря на все опасности и тяготы пути. Эта
особенность характерна и для евреев. Пророк Ишаяѓу, описывая спасение, которое
вернет всех евреев на Святую землю, говорит: «Кто это летит, как облако, и как
голуби — в окна голубятен своих?..» (Ишаяѓу, 60: 8).
Что это значит
для нас в нашем поколении? Еврей обязательно вернется в свой духовный дом, к
Торе и ее заповедям, что бы ни происходило и какие бы препятствия ни
встречались на его пути. Рано или поздно, каждый еврей независимо от того, где
он родился и насколько далеко он находится от источника, может найти дорогу
домой. Это часть его природы!
Сборник «Мидраш
рабо» сравнивает еврейский народ с овцой: «Израиль — отбившаяся овца»
(Ирмияѓу, 50: 17). Что означает это сравнение? Овца — животное тихое,
чувствительное и беспомощное. Если ее ударят, то она будет чувствовать боль во
всем теле. Так и евреи, если один, не дай Б-г, получает удар, то больно всему
народу Израиля; если один еврей грешит, все ощущают последствия этого. И еще:
так же, как овцы чувствуют себя в безопасности, когда они собрались вместе в
стадо, так и еврей уверен только в своих соплеменниках…
Еще один случай
сравнения еврейского народа с овцами мы находим в одной истории из «Мидраш
Танхума». Римский император Адриан, высмеивая евреев, сказал с наигранным
сочувствием: «Как трудно одной овце среди 70 волков!» Рабби Йеѓошуа бен
Хананья ответил: «Как могуч Страж, хранящий овцу от них всех!» Стадо овец не
сможет защитить себя от одного волка, а тем более одна овца не способна
противостоять 70 волкам. Еврейский народ — одна овца, которую
защищает от 70 волков лучше любой охраны верный Пастырь. Волки — это
те представители разных народов мира, которые пытаются преследовать нас со всех
сторон и разорвать нас на части. И все же овца цела и невредима, что можно
назвать одним из самых больших чудес в мире, не имеющим себе подобного в
истории. Этому явлению нет другого объяснения, кроме того, что только Сам
Всевышний день и ночь заботится о народе Израиля и оберегает его! Так говорят о
своем народе еврейские пророки, сравнивая Израиль с голубем или овцой.
Однако в нашей
сегодняшней недельной главе мы читаем о пророке из среды народов мира —
Биламе. Он хотел проклясть народ Израиля, но против своей воли благословил его.
Билам сравнивает евреев с совершенно другими животными: «Вот народ, подобно
львице встает и как лев поднимается, не ляжет прежде, чем есть будет добычу и
кровь убитых пить». Билам видит все в другом свете: он не считает народ Израиля
слабым, как голубь или ягненок, а так как он смотрит со стороны, то можно
назвать его даже более объективным. Он видит в лице народа Израиля сильного
льва, который ни перед чем не остановится. Раши объясняет, что речь здесь идет
о духовной силе евреев: «Поднимаясь утром ото сна, они обнаруживают львиную
силу в порыве исполнить заповеди: облачиться в талес, возложить тфилин и
прочитать молитву Шма. Не ляжет ночью на ложе свое, пока не растерзает и не
уничтожит всякого губителя, желающего напасть на него. Каким образом? Он
произносит Шма перед сном и вверяет свой дух Вездесущему. И если приблизится
стан или войско, чтобы причинить им вред, Святой, благословен Он, обороняет их
и ведет их битву и повергает врагов».
Наша недельная
глава обладает особенной силой. Талмуд (трактат «Брохойс, 12б) рассказывает:
«Сказал рабби Абаѓу: «Просили постановить читать недельную главу «Болок» вместе
с молитвой Шма (т. е. каждый день два раза — утром и вечером). Почему
же не приняли это решение? Чтобы не удлинять молитву, поскольку это тяжело для
молящихся…» И далее: «А почему вообще хотели, чтобы главу «Болок» читали вместе
с молитвой Шма? Потому что в ней говорится: «Смотри, народ встанет, подобно львице,
и поднимется, как лев». Этот стих перекликается со словами Шма: «…ложась и
вставая…», которые означают, что Всевышний заботится о нас круглосуточно —
и когда мы мирно спим, и когда спокойно встаем.
А еще еврейские
мудрецы утверждают, что «как льва никто не может поднять, он встает сам, так и
человеку надо самому быстро встать утром для чтения Шма». Также еврея
сравнивают со львом, потому что он знает и умеет преодолеть все препятствия.
Но есть еще одно
более глубокое сходство между евреем и львом. Любавичский Ребе объясняет, что в
Ѓалохе существует спор о том можно ли приручить льва, превратив его в домашнее
животное. Большинство животных можно приручить и сделать так, чтобы они не
причиняли людям вреда, так что их поведение становится вполне предсказуемым. Но
есть некоторые животные — и львы первые из них, — которых человек
никогда не сможет подчинить своей власти. Львы сильны по природе своей, и никто
не может установить полный контроль над ними. То есть изначально никто не может
заставить его вести себя противоестественно.
Так и народ
Израиля — это такое «странное» создание, которое никто и никогда не сможет
приручить. Большинство наций и народов после трех или четырех поколений жизни в
чужой стране полностью ассимилируются. Они становятся частью того народа, в
среде которого они живут, и теряют свою уникальность. Но только не Израиль! Как
бы его ни приручали и как бы ни преследовали, он не смешивается с другими
народами, не становится, как все. Израиль всегда просыпается, как лев, что признал
даже Билам: «Народ этот отдельно живет…» (Бамидбор, 23: 9). Давайте не
будем забывать об этом!
Рав Авроом Вольф, главный раввин Одессы и Юга Украины