Четверг, 26.06.2025, 18:25
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории каталога
Глава Торы [240]
Наш опрос
На каком языке вы бы хотели видеть сайт?
Всего ответов: 227
Главная » Статьи » Глава Торы

Евреи — голуби или львы?

   «Библейский зоопарк» раскинулся на территории около 250 дунамов (25 гектаров) в живописной долине на юго-западной окраине Иерусалима. Здесь есть система прудов, большое озеро и связанные между собой водопады. Парк построен на двух уровнях, вокруг водных источников раскинулись просторные травяные лужайки с множеством очаровательных тенистых уголков. Зоопарк известен своей коллекцией диких животных, которые упоминаются в Танахе (с чем и связано его ивритское название — «Ган хайот ѓаТанахи»). Здесь можно познакомиться более чем с 200 видами различных животных, обитающих на Земле Израиля, в том числе и с теми, которые стоят перед угрозой полного исчезновения, так как в естественных условиях они уже не встречаются (например, медведи, нильские крокодилы, львы, аравийские ориксы).

   Недавно этот зоопарк посетили мои дети. Они с удовольствием провели там много часов, понаблюдав чуть ли не за каждым животным, упоминающимся в Танахе. Их исследовательскую работу облегчал знающий экскурсовод, который постоянно цитировал стихи Торы, мидраши и другие священные книги, где говорится о том или ином животном.

   Когда дети пришли домой и рассказали мне о своих впечатлениях от посещения зоопарка, между ними возник спор. Один из сыновей утверждал, что, показывая детям овец, экскурсовод процитировал текст недельной главы «Носой»: «Один молодой бык, один овен, один агнец годовалый во всесожжение» (Бамидбор, 7: 15). Другой утверждал, что экскурсовод объяснил им, что овцы находятся в зоопарке потому, что народ Израиля в священных книгах часто сравнивается с этими животными, а не потому, что они упоминаются в Танахе.

   Я объяснил сыновьям, что оба они правы. Овцы упоминаются в Танахе, и поэтому их поместили в зоопарк вместе с другими животными, но независимо от этого, в священных книгах евреи также часто сравниваются с овцами. А потом я спросил детей: «Кто знает, с какими еще животными и птицами сравнивают народ Израиля?» Дети сразу же ответили: «Мы знаем, с какими птицами — с голубями!» Но они не смогли вспомнить, с какими животными сравнивают евреев.

   Попробуем ответить на этот вопрос, сформулировав его немного белее конкретно. С какими животными сравнивают еврейский народ пророки Израиля, и какие сравнения для евреев находят пророки других народов мира?

   Например, Талмуд (трактат «Брохойс», 53б) говорит: «Община Израиля — как голубица, крылья которой покрыты серебром, а перья — из чистого золота. Как голубь спасается только с помощью своих крыльев (улетает или сражается), так и Израиль спасается только через заповеди». Голубка для всех народов является символом мира, и это понятно, потому что нет птицы более мирной и спокойной. Евреев сравнивают с ней, благодаря их скромности и незлобивости.

   «Мидраш Танхума» добавляет: «Как голубка прекрасна, так прекрасен Израиль, украшенный заповедями… Как голубка скромна, так и Израиль скромен. Как голубка подставляет шею ножу, так и Израиль, как сказано: «За Тебя убивали нас изо дня в день»… Как голубка вытягивает лапки задолго до возвращения на голубятню, так и Израиль». Мидраш указывает на еще одну интересную особенность голубя: он любит свой дом и стремится вернуться к нему, несмотря на все опасности и тяготы пути. Эта особенность характерна и для евреев. Пророк Ишаяѓу, описывая спасение, которое вернет всех евреев на Святую землю, говорит: «Кто это летит, как облако, и как голуби — в окна голубятен своих?..» (Ишаяѓу, 60: 8).

   Что это значит для нас в нашем поколении? Еврей обязательно вернется в свой духовный дом, к Торе и ее заповедям, что бы ни происходило и какие бы препятствия ни встречались на его пути. Рано или поздно, каждый еврей независимо от того, где он родился и насколько далеко он находится от источника, может найти дорогу домой. Это часть его природы!

   Сборник «Мидраш рабо» сравнивает еврейский народ с овцой: «Израиль — отбившаяся овца» (Ирмияѓу, 50: 17). Что означает это сравнение? Овца — животное тихое, чувствительное и беспомощное. Если ее ударят, то она будет чувствовать боль во всем теле. Так и евреи, если один, не дай Б-г, получает удар, то больно всему народу Израиля; если один еврей грешит, все ощущают последствия этого. И еще: так же, как овцы чувствуют себя в безопасности, когда они собрались вместе в стадо, так и еврей уверен только в своих соплеменниках…

   Еще один случай сравнения еврейского народа с овцами мы находим в одной истории из «Мидраш Танхума». Римский император Адриан, высмеивая евреев, сказал с наигранным сочувствием: «Как трудно одной овце среди 70 волков!» Рабби Йеѓошуа бен Хананья ответил: «Как могуч Страж, хранящий овцу от них всех!» Стадо овец не сможет защитить себя от одного волка, а тем более одна овца не способна противостоять 70 волкам. Еврейский народ — одна овца, которую защищает от 70 волков лучше любой охраны верный Пастырь. Волки — это те представители разных народов мира, которые пытаются преследовать нас со всех сторон и разорвать нас на части. И все же овца цела и невредима, что можно назвать одним из самых больших чудес в мире, не имеющим себе подобного в истории. Этому явлению нет другого объяснения, кроме того, что только Сам Всевышний день и ночь заботится о народе Израиля и оберегает его! Так говорят о своем народе еврейские пророки, сравнивая Израиль с голубем или овцой.

   Однако в нашей сегодняшней недельной главе мы читаем о пророке из среды народов мира — Биламе. Он хотел проклясть народ Израиля, но против своей воли благословил его. Билам сравнивает евреев с совершенно другими животными: «Вот народ, подобно львице встает и как лев поднимается, не ляжет прежде, чем есть будет добычу и кровь убитых пить». Билам видит все в другом свете: он не считает народ Израиля слабым, как голубь или ягненок, а так как он смотрит со стороны, то можно назвать его даже более объективным. Он видит в лице народа Израиля сильного льва, который ни перед чем не остановится. Раши объясняет, что речь здесь идет о духовной силе евреев: «Поднимаясь утром ото сна, они обнаруживают львиную силу в порыве исполнить заповеди: облачиться в талес, возложить тфилин и прочитать молитву Шма. Не ляжет ночью на ложе свое, пока не растерзает и не уничтожит всякого губителя, желающего напасть на него. Каким образом? Он произносит Шма перед сном и вверяет свой дух Вездесущему. И если приблизится стан или войско, чтобы причинить им вред, Святой, благословен Он, обороняет их и ведет их битву и повергает врагов».

   Наша недельная глава обладает особенной силой. Талмуд (трактат «Брохойс, 12б) рассказывает: «Сказал рабби Абаѓу: «Просили постановить читать недельную главу «Болок» вместе с молитвой Шма (т. е. каждый день два раза — утром и вечером). Почему же не приняли это решение? Чтобы не удлинять молитву, поскольку это тяжело для молящихся…» И далее: «А почему вообще хотели, чтобы главу «Болок» читали вместе с молитвой Шма? Потому что в ней говорится: «Смотри, народ встанет, подобно львице, и поднимется, как лев». Этот стих перекликается со словами Шма: «…ложась и вставая…», которые означают, что Всевышний заботится о нас круглосуточно — и когда мы мирно спим, и когда спокойно встаем.

   А еще еврейские мудрецы утверждают, что «как льва никто не может поднять, он встает сам, так и человеку надо самому быстро встать утром для чтения Шма». Также еврея сравнивают со львом, потому что он знает и умеет преодолеть все препятствия.

   Но есть еще одно более глубокое сходство между евреем и львом. Любавичский Ребе объясняет, что в Ѓалохе существует спор о том можно ли приручить льва, превратив его в домашнее животное. Большинство животных можно приручить и сделать так, чтобы они не причиняли людям вреда, так что их поведение становится вполне предсказуемым. Но есть некоторые животные — и львы первые из них, — которых человек никогда не сможет подчинить своей власти. Львы сильны по природе своей, и никто не может установить полный контроль над ними. То есть изначально никто не может заставить его вести себя противоестественно.

   Так и народ Израиля — это такое «странное» создание, которое никто и никогда не сможет приручить. Большинство наций и народов после трех или четырех поколений жизни в чужой стране полностью ассимилируются. Они становятся частью того народа, в среде которого они живут, и теряют свою уникальность. Но только не Израиль! Как бы его ни приручали и как бы ни преследовали, он не смешивается с другими народами, не становится, как все. Израиль всегда просыпается, как лев, что признал даже Билам: «Народ этот отдельно живет…» (Бамидбор, 23: 9). Давайте не будем забывать об этом!


Рав Авроом Вольф, главный раввин Одессы и Юга Украины

Категория: Глава Торы | Добавил: tina50 (28.06.2010)
Просмотров: 910 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Поиск
Друзья сайта
Статистика

НУВК ХАБАД © 2025 |