рабби Цви-Ѓирш из
Риминова был коѓеном, поэтому каждому еврею, обратившемуся к нему за
благословением, возлагал обе руки на голову и с большой любовью и преданностью
произносил биркас коѓаним — «тройное» священническое
благословение. Он поступал так всегда, за исключением лишь двух случаев. В
первом он вообще не дал благословение на то, о чем его просили, а во втором
вместо одного дал… целых семь! Первый случай
произошел, когда рабби Цви-Ѓирш находился в городе Броды. К нему пришла молодая
пара, одетая, как было принято у хасидов: муж в шелковой капоте, а голову жены
до самых глаз покрывал платок. Мужчина передал рабби пожертвование и пан (сокращение
от пидьон нефеш, буквально — «искупление души»; у хасидов так
называется письмо к ребе с просьбой о молитве) и пожаловался, что они женаты
уже десять лет, но до сих пор не удостоились иметь детей. Он хотел развестись с
женой по закону, но она отказывается принять гет. Тогда он решил
обратиться за помощью к цадику и попросить его благословения на
рождение первенца, чтобы вернуть мир и благополучие в свой дом… Вдруг рабби
Цви-Ѓирш перебил его: «Ей я благословения не дам, зато живот скоро вырастет у
тебя!» — после чего пара поспешно покинула дом цадика. Вскоре
выяснилось, что местные маскилим («просвещенцы», приверженцы движения Ѓаскала,
выступавшие против культурно-религиозной обособленности еврейства и видевшие в
«просвещении» залог улучшения положения еврейского народа) подослали этих
людей, которые даже не были женаты, чтобы посмеяться над праведником.
Возмущенные хасиды решили по-своему вразумить насмешника и избили мнимого мужа
так, что его живот неимоверно распух… Вторая история
случилась в самом Риминове в один из холодных зимних вечеров. Единственное окно
комнаты, в которой рабби Цви-Ѓирш принимал посетителей, желающих получить его
совет и благословение, выходило на крышу миквы, из трубы которой валил
белый дым. Золотой луч заходящего солнца проник внутрь комнаты и осветил стену
напротив окна. Все в доме говорило о том, что в нем не было хозяйки. Прошло
более года с тех пор, как праведник овдовел, и дом управлялся, как лодка без
весел. Рабби Цви-Ѓирш
сидел в кресле, его глаза скользили по строкам открытой книги. Габай время
от времени впускал людей, которые пришли увидеть праведника и получить его
благословения. Когда стало темнеть, габай зажег свечи в медном
светильнике, свисающем с потолка. В это время в комнату вошла одна из
посетительниц. Она положила записку и несколько монет на стол и в почтительном
волнении отступила назад. Праведник, перечитав записку несколько раз, в
задумчивости откинулся на спинку кресла. Вдруг женщина расплакалась и стала
рассказывать, что уже более года прошло с тех пор, как ее муж умер. У них не
было детей, и она, оставшись в одиночестве в своем доме, пришла к ребе за
благословением на достойную партию. Ребе задал
несколько вопросов, касающихся ее родителей и мужа, спросил, где они жили, и,
наконец, сказал: «У меня есть для вас хороший шидух». Женщина застыла в
ожидании подробностей, но рабби Цви-Ѓирш молчал. Габай подошел к
столу, с удивлением взирая на происходящее, ведь ребе никогда не занимался
сватовством! «Рабби, —
женщина первой нарушила напряженную тишину, установившуюся в комнате, — я
хотела бы иметь в мужьях человека добропорядочного, честного и ученого. У меня
есть немного денег и маленький домик. Кого же вы предлагаете мне в мужья?» В
ответ рабби тихим голосом и не без смущения произнес: «Выходите замуж за меня».
В комнате установилась напряженная тишина, габай остался стоять, как
вкопанный. Женщина, опустив глаза, промолвила: «Если ребе думает, что я достойна,
то я, конечно, согласна». Рабби Цви-Ѓирш
кивнул и тут же приказал габаю позвать в комнату хасидов из тех, кто
постоянно сидел за книгами в бейс-мидраше, и принести вино и угощение.
Ребе предложил своей невесте присесть. Вошли хасиды и после того, как все
произнесли лехаим и выпили по такому случаю, ребе начал рассказывать,
как ему в голову пришла эта счастливая идея. — Как вы
знаете, — начал он, — я остался сиротой в раннем возрасте, и мой дядя
отдал меня в подручные к одному портному в Домброве. Кроме всего прочего в мои
обязанности входило каждую пятницу разносить клиентам готовые заказы. Недалеко
от синагоги жила большая многодетная семья, и я часто носил туда детскую
одежду. Другие заказчики оплачивали материал и работу портного несколькими платежами,
но в этой семье всегда платили сразу и еще добавляли несколько копеек для меня
за доставку. Когда я приходил
в пятницу днем, там все было уже готово к Субботе. Дом блестел, белоснежная
скатерть покрывала стол, на котором стояло вино, бокал для Кидуша и
лежали свежеиспеченные халы. Глава семьи, облаченный в субботние одежды, сидел
за столом и вслух читал недельную главу. Там я всей душой ощутил подлинную
атмосферу святой Субботы. И тогда я вознес к Небесам тихую молитву: «Дай Б‑г
мне удостоиться, когда вырасту, стать женихом в таком доме!»… — ребе
сделал небольшую паузу и продолжал: — И вот, кажется, моя молитва была
услышана и принята на Небесах. Эта женщина является одной из дочерей того
благословенного семейства. Я женюсь на ней. Узнав, кто ее родители и где она
жила, я понял, что само Б‑жественное провидение привело ее ко мне. Давайте
выпьем! Лехаим! Симан тов умазл тов! Дай Б‑г, чтобы этот союз был
прочным, и мы удостоились произвести потомство — «род честных,
благословенный!» (Теѓилим, 112: 2). Прошло совсем
немного времени с того дня, и праведник рабби Цви-Ѓирш из Риминова стоял под хупой с
той самой вдовой, женившись на ней по закону Моше и Израиля. Так и получилось,
что пришедшая за одним благословением получила от праведника сразу семь (имеются
в виду благословения, читающиеся при совершении обряда бракосочетания). …В нашей
недельной главе «Вайехи» на примере детей Йосефа впервые рассказывается об
отношениях между дедом и внуками. Из жизнеописания наших праотцев мы знаем, что
Авраѓам после появления на свет его внуков Яакова и Эйсава прожил еще
пятнадцать лет. Однако в Торе мы не найдем стихи, которые рассказывали бы об
отношениях между Авраѓамом и Яаковом, ничего не сказано о данных им
благословениях и о тех чувствах, которые он испытывал к своим внукам. Так что
наша глава содержит первое (и, кстати, единственное в Торе и одно из немногих
во всем Танахе) упоминание о взаимосвязи деда с внуками. Когда Йосеф
получил известие о том, что его отец, Яаков, болен, сразу «взял он двух сынов
своих с собою, Менаше и Эфраима» (Брейшис, 48: 1), и отправились они
навестить дедушку Яакова в землю Гошен. Яаков сообщает
Йосефу важную новость: «Два твоих сына, рожденных тебе в земле Египетской до
моего прихода к тебе в Египет, мои они: Эфраим и Менаше как Реувен и Шимон
будут моими» (Брейшис, 48: 5). Раши, комментируя этот стих, говорит: «Они
входят в число других моих сыновей, чтобы получить удел в Земле Израиля, каждый
для себя». Йосеф и не мечтал о том, что от него произойдут целых два колена
Израилевых — Эфраима и Менаше! Но совершенно
неожиданно звучат — всего несколькими стихами позже — слова Яакова
после того, как он открывает глаза: «И увидел… сынов Йосефа, и сказал: «Кто
эти?» (там же, стих 8). Только что Яаков сказал Йосефу, что считает
Эфраима и Менаше равными Рувену и Шимону, и вдруг он спрашивает, кто это?! Интересно, что
этот вопрос не впервые задается в Торе, он уже звучал в рассказе о событиях,
произошедших несколько лет назад. Когда Яаков возвращался из Харана домой после
22 лет отсутствия, состоялась его судьбоносная встреча с Эйсавом, которой
он так опасался. После того, как Эйсав поцеловал и обнял его, Тора говорит: «И
поднял он глаза свои и увидел жен и детей, и сказал: «Кто эти тебе?» Яаков
отвечает: «Дети, которыми одарил Б‑г раба твоего» (Брейшис, 33: 5). И
Йосеф дает Яакову тот же ответ: «Мои сыновья они, которых дал мне Б‑г здесь»
(там же, 48: 9). Но все же не
совсем понятно, о чем на самом деле спросил Яаков. Эйсав действительно ничего
не знал о женах и детях Яакова и видел их в первый раз. Однако Яаков встречался
с Эфраимом и Менаше, и не один раз! Раши, который,
вероятно, тоже искал ответ на этот вопрос, считает: «Хотел благословить их, но Шхина устранилась
от него» (комментарий на Брейшис, 48: 8). Увидел Яаков, что они не похожи
на другие колена: одеты иначе, говорят и ведут себя по-египетски… Своим
вопросом он хотел узнать, продолжают ли его внуки традицию дедушки Яакова. Он
опасался, что Шхина (Б‑жественное присутствие) покинула его потому,
что они не заслуживают благословения. И на это Йосеф ответил, что хотя внешне
они отличаются от сынов Израиля, внутри они являются самым подлинным
продолжением Яакова. Ведь они выросли в Египте, но не занимаются повсеместно
распространенным там идолопоклонством, а читают молитву Шма. Именно в них
воплотилась сила и духовная мощь нашего праотца Яакова. Ибо даже дети, которые
выросли в чужой среде, без учебы в иешиве, вне русла еврейской традиции,
все же продолжают путь Яакова. Поэтому в
еврейских семьях с наступлением Йом-Кипура (а во многих общинах — и в
канун каждой Субботы) принято благословлять детей, повторяя для сыновей слова
Яакова: «Да сделает тебя Б‑г как Эфраима и как Менаше!» (Брейшис, 48: 20).
Даже оказавшись в чужой стране, без благоприятного еврейского окружения, не дай
Б‑г, тем не менее, надо вести себя как Эфраим и Менаше. И тогда придет ко всем
нам и «тройное» священническое благословение (которое также произносят,
благословляя детей): «Да благословит тебя Г‑сподь и охранит тебя! Да озарит Г‑сподь
тебя лицом Своим и помилует тебя! «Да обратит Г‑сподь лицо Свое к тебе и пошлет
тебе мир!» (Бамидбор, 6: 24–26). Рав Авроом Вольф, главный раввин Одессы и Юга Украины
|