Среди множества хасидских историй
есть одна, непосредственно связанная с нашей недельной главой «Вайейцей»:
однажды на фарбренгене Алтер Ребе (рабби Шнеур-Залман из Ляд) сказал:
— Лехаим! Да поможет
нам Всевышний в материальном и духовном!
— Почему вы упомянули
материальное раньше духовного? — спросили его.
— Так сказано у нашего
праотца Яакова, — отвечал Ребе. — Сначала он просил о материальном
(«И даст мне хлеб… и платье…») и лишь затем — о духовном («И будет Г‑сподь
мне Б‑гом»).
— Но можно ли сравнивать
«материальное» Яакова с нашим?!
— А можно ли сравнить с
нашим его «духовное»? — ответил Алтер Ребе вопросом на вопрос,
добавив: — Я согласен с вами, что «материальное» Яакова отличается от
нашего, и совершенно очевидно, что у нашего праотца «духовное» преобладало над
«материальным», но все-таки он решил поставить «материальное» впереди
«духовного»!
В этой истории речь идет о стихах
в начале нашей недельной главы. Яаков просыпается на горе Мория после своего
чудесного сна, в котором фигурировала «лестница, поставленная на землю, а
вершина ее достигает небес; и вот ангелы Б‑жьи восходят и нисходят по ней». В
этом пророческом сновидении наш праотец получил благословения Всевышнего и
подтверждение, что Б‑г выполнит то, что обещал Авраѓаму и Ицхоку. Проснувшись,
Яаков в благоговейном трепете дает обет: «Если будет Б‑г со мною и хранить меня
будет на этом пути, которым я иду, и даст мне хлеб, чтобы есть, и платье, чтобы
облачиться, и я возвращусь с миром в дом отца моего, и будет Г‑сподь мне Б‑гом,
то камень этот, который я положил постаментом, будет Домом Б‑жьим» (Брейшис,
28: 20–21).
Одно из условий исполнения этого
обета — просьба Яакова к Всевышнему, чтобы Он помог ему благополучно
возвратиться в отцовский дом: «И я возвращусь с миром в дом отца моего». Яаков
хочет не просто вернуться из Харана на родину, он хочет вернуться «с
миром» — бешолом. Алтер Ребе в своей книге «Тора ор» объясняет, что
бешолом можно трактовать и как бейс шолом — «два мира»
(буква бейс имеет числовое значение 2): два пути к миру, два способа
достижения мира.
И действительно, существует два
способа привести противные стороны к взаимному согласию, единодушию, мирному
сосуществованию. Первый способ — «насильственный мир». Он используется в
ситуации, когда одна из сторон превосходит другую в силе и могуществе, и у
слабой стороны нет другого выбора, кроме как принимать условия или мнение
сильной. Второй способ — «добровольный мир». Достижение этого более
справедливого и возвышенного мира возможно при полном взаимном согласии, на
основе выработки общих принципов без принуждения извне. Это мир как результат
полного взаимопонимания и стремления к консенсусу с обеих сторон.
Когда Яаков, прежде чем идти в
Харан, в дом Лавана-арамейца, говорит, что он хочет «вернуться с миром в дом
отца своего», имеется в виду достижение мира обоими этими способами: чтобы
Лаван отпустил его с миром не только по принуждению внешней силы, но и по
собственному желанию, стремясь установить мирные отношения со своим зятем.
…В еврейской истории есть замечательный
пример достижения согласия посредством этих двух способов. Речь идет о работе
верховного еврейского суда мудрецов — Санѓедрина. В нем заседал
71 судья, и каждый из них имел свой подход, свое понимание вопроса
(показательно, что Ѓалоха постановляет в случае, когда членами суда были пары
отец-сын или учитель-ученик, их мнение засчитывать, как мнение одного человека,
ибо их образ мышления совпадает). При выработке ѓалохического постановления,
чтобы приходить к единым решениям, члены Санѓедрина, имевшие в процессе
обсуждения другие точки зрения, после голосования присоединялись к мнению
большинства в соответствии с заповедью Торы «следовать за большинством».
Как достигался такой консенсус?
Одни судьи, оказавшись в меньшинстве, понимали, что у них нет выбора, кроме как
подчиниться закону Торы и перейти на сторону большинства. Это был вынужденный
мир, навязанный им, достигнутый под давлением сильной стороны. Другие, осознав,
что решение принято в соответствии с мнением большинства, пытались по иному
взглянуть на свою позицию, обдумывали свое решение еще раз и приходили к
выводу, что это мнение действительно правильно. Так что мир, достигнутый в
результате этого пересмотра, можно считать гораздо более совершенным, ибо он
является следствием согласия бывших противников.
Приведем еще один пример
применения обоих способов достижения мира и согласия. Когда два еврея
встречаются, один говорит: «Шолом алейхем!», а другой отвечает: «Алейхем
шолом!» В этой традиционной форме приветствия и ответе на нее есть
несколько деталей, вызывающих недоумение. Почему один человек обращается к
другому, используя форму множественного числа, дословно — «мир вам»?
Хотелось бы также прояснить, почему отвечающий использует обратную форму,
переставляя слова приветствия местами.
Может показаться, что ответ на
второй вопрос очень прост: мол, это известная черта еврейского характера,
заставляющая нас, даже вопреки логике, противоречить ближнему, сделать что-то
наоборот, но на самом деле у этой перестановки слов в ответе есть более
глубокое объяснение — как и у использования формы множественного числа.
Когда встречаются вместе два
еврея, то мы имеем дело с двумя мнениями, а два — это уже много. Поэтому о
них говорят во множественном числе — алейхем, и их надо привести к
единому мнению, к миру — шолом. «Шолом алейхем!» —
приветствие первого еврея, который, понимая, что столкнулся с другим мнением,
заявляет со своей стороны о готовности к миру и согласию. Но это предложение
мира исходит от одного человека, того, кто поздоровался первым. Если бы другой
еврей ответил на приветствие теми же словами, то не было бы с его стороны
никаких доказательств того, что он сам готов заключить мир. Эта формула ответа не
обязательно может означать, что он выражает свое собственное мнение и личное
стремление к заключению мира и достижению консенсуса. Может быть, что он только
соглашается с первым и подтверждает его мнение, но это не доказывает, что он
сам хочет мира… Отвечая же на приветствие «Алейхем шолом!», он выражает
и свое собственное полное согласие на достижение мира, который будет более
совершенным и возвышенным.
Просьба Яакова о благополучном
возвращении в дом своего отца подразумевала именно стремление нашего праотца к
такому совершенному миру, и она была исполнена Всевышним в полном объеме. В
конце главы мы читаем о том, что Лаван преследует Яакова, чтобы навредить ему,
но, в конце концов, примиряется с ним — сначала по принуждению, а затем по
добровольному согласию. Сначала «явился Б‑г Лавану во сне ночном, и сказал ему:
«Берегись, не говори с Яаковом ни доброго, ни худого» (Брейшис, 31: 24).
При встрече с зятем Лаван прикидывается обиженным любящим отцом и тестем. Он
сам признается, что вынужден примириться с зятем: «Есть у меня силы сделать
тебе зло, но Б‑г отцов ваших сказал мне вчера: «Берегись!..» Это было
вынужденное примирение для Лавана, мир, навязанный ему превосходящей силой
Всевышнего. Однако позже мирный процесс переходит на более возвышенную стадию,
ведущую к совершенному миру. Лаван, в свою очередь, проявляет стремление к миру
и предлагает Яакову: «И ныне пойдем, заключим союз, я и ты…» (Брейшис,
31: 44).
Желание каждого еврея заключается в том, чтобы Всевышний помог нам
установить мир в среде еврейского народа. Тот самый совершенный и возвышенный
мир, которого хочет Б‑г и в котором мы сами хотим жить между собой, каждый
еврей с каждым евреем. И тогда, несомненно, наступит мир между нами и всем
миром, о котором мы упоминаем каждый день в молитве: «Устанавливающий мир в
высотах Своих, Он пошлет мир нам и всему Израилю. И скажем омейн!»
Рав Авроом Вольф, главный раввин Одессы и Юга Украины |