Однажды
цадик рабби Мендел из Вижниц рассказал такую историю. Пришел как-то к
рабби Леви-Ицхоку из Бердичева один хасид и стал жаловаться, что он разорился,
но об этом еще никто не знает. Праведник ответил ему: «Купи лотерейный билет, и
Всевышний пошлет тебе спасение — большой выигрыш». Хасид замялся: «Рабби,
я нисколько не сомневаюсь в том, что ваше обещание исполнится, но когда это
произойдет? Пока состоится розыгрыш, а потом пока я получу деньги, а тем
временем кредиторы пронюхают, что я разорен, и станут требовать свои кредиты
обратно, и тогда мне — конец. А к тому же у меня есть взрослая дочь,
которую надо выдать замуж…» Но рабби Леви-Ицхок заверил, что Б‑г даст хасиду
деньги еще до того, как состоится розыгрыш, и подбодрил его, сказав: «Не бойся,
Всевышний пока пошлет тебе малое спасение».
Послушался
хасид совета, купил лотерейный билет, поехал домой и по дороге остановился
переночевать в гостинице. А в той же гостинице ночевал один важный сановник.
Той ночью ему приснился сон, что в одной с ним гостинице ночует еврей, у
которого есть выигрышный лотерейный билет, а тот билет, который у него, —
пустой. Проснулся сановник, посмеялся над чудным сном, уснул снова и… увидел
опять тот же сон! Так повторилось три раза. Тогда он позвал слугу и велел
разыскать в гостинице еврея, у которого есть лотерейный билет. Вскоре привели к
нему нашего хасида.
Сановник
предложил: «Давай поменяемся лотерейными билетами, а в придачу я оплачу тебе
его стоимость». Хасид не согласился. Сановник набавил сумму. Хасид по-прежнему
не согласен. Так дошли до тысячи золотых, и когда хасид отказался взять и эту
сумму, сановник рассвирепел и велел слуге отобрать билет силой. Слуга бросился
к хасиду, забрал у него билет и передал своему хозяину. При этом сановник сказал:
«В любом случае, я не хотел тебя ограбить, поэтому я даю тебе тысячу золотых,
которую предлагал, а в придачу мой лотерейный билет…»
Хасиду
ничего не оставалось, как взять деньги и билет сановника и сказать: «И это тоже
к лучшему». Он приехал домой с тысячей золотых и справил свадьбу дочери, как
полагается богатому купцу. А еще какое-то время спустя лотерейный билет,
который ему силой всучил сановник, выиграл большую сумму денег!
Хасид
поехал в Бердичев к рабби Леви-Ицхоку и рассказал все, что с ним произошло. Цадик
сказал: «Я видел, что удача совсем отвернулась от тебя, и вынужден был
отправить ангела снов, чтобы уговорить сановника поменяться с тобой билетами,
потому что увидел, что выиграет его билет, а не твой. Ну а тысячу золотых он
дал тебе, так как ты сказал, что деньги нужны тебе прямо сейчас для свадьбы
дочери. Так ты и получил сначала малое спасение, а потом к тебе пришло большое
спасение».
Хасид
вернулся домой и стал жить еще богаче, чем прежде.
Закончив
свой рассказ, рабби из Вижниц сказал: «Это и имел в виду Всевышний, когда
говорил нашему праотцу Яакову: «Я не оставлю тебя, пока не содею того, что Я
говорил о тебе» (Брейшис, 28: 15). Что означает «пока не содею»? Разве
после того, как Б‑г исполнит свое обещание, Он оставит Яакова? Но ведь ни одно
мгновение нашего существования не может быть без Б‑жественного провидения!
Поэтому объяснить смысл этих слов можно так: «Даже когда придет великое
спасение, Я тоже не оставлю тебя, а пока будет у тебя малое спасение».
На
этой неделе мы читаем главу «Вайейцей», из которой узнаем, что Яаков ушел из
Беер-Шевы и направился в Харан. Он убежал из родительского дома из-за брата
Эйсава, который хотел убить его. К тому же, он должен был жениться, и мать
решила, что невесту надо искать в ее семье, которая жила в Харане.
Яаков
совершал свой путь в одиночестве. Солнце зашло, и он был вынужден остановиться
на ночлег чуть ли не посреди дороги (как мы знаем, это место оказалось не
простым, а самым святым в мире — это была гора Мория, на которой
впоследствии были построены Иерусалимские Храмы). Яаков положил камни вокруг
своей головы и уснул. А затем он увидел свой знаменитый сон — лестницу, по
которой поднимались и спускались ангелы (Брейшис, 28: 12).
Это
знают все, но не все обращают внимание на интересную деталь сна Яакова.
Сказано, что ангелы поднимались и спускались, то есть шли сначала наверх, а
затем вниз. Совершенно очевидно, что место ангелов на Небесах. Поэтому, по
логике вещей, они должны были сначала нисходить и потом уже восходить! Место
человека на земле, поэтому он сначала поднимается по лестнице, а затем
спускается, но ангелы находятся на Небесах, они должны были спуститься вниз и
только потом подниматься вверх.
Раши
комментирует эту странность так: «Вначале поднимаются, а затем спускаются?
Ангелы, сопровождавшие его на Земле Израиля, не выходят за ее пределы, и
поэтому они взошли на небо. А вместо них спустились другие ангелы, чтобы
сопровождать его за пределами Земли Израиля (Раши на Брейшис, 28: 12, по
мидрашу «Брейшис рабо», 68). Это похоже на то, как в каждом городе есть своя милиция,
и когда вы выезжаете за границу этого города, его милиция больше уже не
отвечает за вашу безопасность. Тогда, в случае необходимости, вы обращаетесь в
милицию того города, в который приехали. Так же и с ангелами Яакова. У ангелов
Эрец-Исроэль не было «визы» для пересечения границы. Они были вынуждены
остаться, а на их место заступили «заграничные» ангелы.
По
правде говоря, ангелы-хранители были не только у Яакова. У каждого человека
есть ангелы, которые охраняют его. Об этом говорит царь Давид в своих псалмах:
«Ибо ангелам Своим заповедал Он о тебе — охранять тебя на всех путях
твоих. На руках они будут нести тебя, чтобы не споткнулась о камень нога твоя»
(Теѓилим, 91: 11, 12). Б‑г посылает ангелов, чтобы охранять человека.
Талмуд
(трактат «Брохойс», 60б) приводит обсуждение того, как должен вести себя еврей
при посещении туалета, в частности — какие благословения он должен
произносить. По одному мнению, он должен обратиться к ангелам, которые
сопровождают его, и сказать: «Оставьте меня, пока я войду». Другой мудрец,
Абайе, утверждает, что человек не должен так говорить. Почему? Вполне возможно,
что, если он скажет ангелам оставить его, то они уйдут и не вернутся. Поэтому
Абайе предлагает, чтобы человек сказал: «Подождите меня, пока я войду и выйду»
(в эпоху Талмуда перед посещением туалета действительно говорили такую фразу,
но в более позднее время эта практика прекратилась).
Откуда
берутся ангелы, которые сопровождают нас? Любавичский Ребе в одной из своих
бесед объясняет, что есть два типа ангелов. Одни ангелы вечны, как ангел
Михоэль, который является покровителем и опекуном народа Израиля. Это очень
«старый» ангел, ведь он был создан во время шести дней Творения. У нас также
есть Габриэль — ангел справедливости и строгости, и ангел Рефоэль, пришедший
исцелить Авраѓама (Всевышний посылает его к больным для излечения и облегчения
их страданий). Но есть еще один тип ангелов, которые создаются на короткое
время. Можно сказать, что это ангелы, которые охраняют каждого человека, и этих
ангелов «создаем» мы сами. «Мидраш рабо» пишет: «Исполнит человек одну
заповедь — Б‑г даст ему одного ангела, исполнит две заповеди — Б‑г
даст ему двух ангелов».
Мишна
в трактате «Пиркей овойс» (4: 11) уточняет: «Тот, кто исполняет одну
заповедь, создает себе одного защитника». То есть, исполнение заповеди приводит
к созданию в высших мирах не просто ангела, но доброго ангела,
покровительствующего этому человеку. Это означает, что каждый раз, исполняя
заповедь, человек создает ангела, который затем подталкивает его к исполнению
другой заповеди. Возможно, в этом также заключается смысл высказывания мицва
горерес мицва (одна заповедь влечет за собой другую). Ангел, который был
создан первой заповедью, не хочет быть одиноким отшельником. Он призывает
человека исполнить другую заповедь. Именно в этом и заключается внутренняя
причина того, почему еврей исполняет заповеди, даже когда нет никаких разумных
объяснений его поведению. Просто ангел, созданный во время исполнения
предыдущей мицвы, толкает его сделать еще одну мицву.
Какой урок
мы можем извлечь из этого для себя? Наш праотец Яаков видел своих
ангелов-хранителей, мы же не удостоились их увидеть. Однако мы должны помнить,
что никто в этом мире не одинок. Вокруг человека есть целое сообщество ангелов,
которые охраняют его, куда бы он ни пошел. Только, пожалуйста, давайте
постараемся не разогнать их!..
Рав Авроом Вольф, главный раввин Одессы и Юга Украины |