Включите
радио, полистайте газеты и журналы, попереключайте телеканалы, и вы непременно
столкнетесь с грязными историями, в которых замешаны те или иные публичные
люди: политики, бизнесмены, актеры, певцы и так далее. Все это преподносится
читателям и зрителям под лозунгом: «Общество имеет право знать!» Средства
массовой информации выставляют напоказ пикантные подробности жизни известных
людей, нарушая таким образом их право на частную жизнь. Любая информационная
утка вылезает в заголовки первых полос газет и становится достоянием
общественности…
Если вы,
уважаемый читатель, считаете не совсем удобным проявлять повышенный интерес к
перетряхиванию чужого грязного белья, то я согласен с вами и полагаю, что
правда на нашей стороне. Кстати, именно подобное вмешательство в жизнь другого
человека было осуждено и отвергнуто Всевышним, о чем рассказывается в
сегодняшней недельной главе Торы «Беѓаалойсхо». Пророчица Мирьям согрешила —
она обсуждала со своим братом Аѓароном-первосвященником тот факт, что
Моше-рабейну расстался со своей женой Ципорой для того, чтобы беседовать с
Всевышним. За это Мирьям была наказана и целую неделю болела проказой!
Но ведь Мирьям
на самом деле говорила чистую правду, и более того — она не собиралась позорить
своего брата Моше. Почему же она была столь строго наказана?
Все знают о
запрете распространять слухи и о грехе злословия — лошон ѓоро. О нем все время пишут и говорят, и я сам неоднократно
писал об этом. Человеку строго-настрого запрещено говорить плохо о другом
человеке. Тем не менее, в сегодняшней недельной главе мы узнаем о еще одной
важной подробности исполнения этой запрещающей заповеди.
Вполне логично
думать, что порочность злословия заключается не в самой речи. Не слова являются
главной проблемой, а причина, побуждающая людей говорить плохо о других, или
результаты, к которым приводит злословие.
Как правило,
причиной того, что кто-либо плохо говорит о другом человеке, являются
отрицательные черты характера говорящего. Он ненавидит того, о ком говорит,
завидует ему — поэтому пытается его очернить. Подобные речи наиболее опасны,
поскольку они, в свою очередь, разжигают ненависть и зависть. Такого человека
надо избегать, ибо его злословие — проявление дурных наклонностей и йецер ѓоро (злого начала).
Порой
сказанное негативно отражается на том, о ком говорят. Таким путем предаются
огласке ошибки и проступки другого человека, неприятные истории, в которых он
был замешан, и тому подобное. Понятно, что и эти речи опасны и могут привести к
тяжелым последствиям, нанести серьезный ущерб.
Тем не менее,
есть ситуации, где — на первый взгляд — нет злого умысла или какого-либо вреда.
Говорящий не имеет намерения кому-либо навредить, он не испытывает ненависти
или зависти к кому бы то ни было, он также не собирается раскрывать тайны
своего друга и тем самым причинить ему ущерб. Человек просто рассказывает о
чем-либо и, между прочим, вставляет в свой рассказ факты, позорящие его друга.
Кстати, действительно без каких-либо плохих намерений и надежды на негативные
последствия.
Именно с
подобным примером мы сталкиваемся в конце сегодняшней недельной главы. Тора
рассказывает: «И оговаривала Мирьям… Моше… ибо жену-кушитку он взял себе». Как
объясняют еврейские мудрецы, Мирьям начала говорить о горе Ципоры, жены Моше.
После дарования Торы Моше, поднявшись на высочайшую духовную ступень, стал
величайшим пророком и решил покинуть свою жену. Мирьям рассказывает об этом
Аѓарону: «Разве только с Моше говорил Г-сподь, ведь и с нами Он также говорил?»
Ведь Мирьям и Аѓарон сами были пророки, осененные духом Всевышнего, — но они-то
не уходили из семьи! Почему Моше из-за своего положения пророка должен
причинять скорбь жене и отказываться от совместной жизни с ней?
Мирьям не
сказала ни слова неправды и не стремилась опорочить брата. Она просто показала,
что недостаточно понимает особое величие Моше (она и сама была пророчицей, но
все же не сумела понять, что ее родной брат поднялся настолько высоко, что даже
ей трудно постичь тайну его поведения). И Мирьям была наказана за свои слова и
переболела проказой. Рамбам пишет: «Тора предупреждает и говорит: «Опасайся
язвы проказы! Помни, что совершил Г-сподь, Б-г наш, с Мирьям!» А ведь она была
старше его [Моше] на много лет, он вырос на ее руках, она подвергла себя
опасности, чтобы спасти его из Нила… Она не говорила о нем плохо, но только
ошиблась, сравнив его с другими пророками. И ему самому это было все равно —
ибо сказано: «И человек Моше очень скромный». И, тем не менее, Мирьям сразу же
была наказана проказой. Тем паче злые и глупые люди, которые говорят много
«замечательного»… Так что желательно, чтобы тот, кто хочет управлять своим
поведением, отдалился от них и не разговаривал с ними».
К еще более
печальным последствиям злословие «с благими намерениями» привело в истории с
разведчиками, которую мы будем читать на следующей неделе в главе «Шлах». 12
человек были направлены для выполнения важной общенародной задачи — изучить
положение дел в Эрец-Исроэль для подготовки к ее завоеванию. Полученные
результаты вызвали большие опасения. Разведчики увидели там могущественные
народы и людей-великанов, и было понятно, что противостоять им будет очень
сложно, почти невозможно. Неудивительно, что когда разведчики вернулись, они
поделились с народом своими сведениями. Очевидно, что они исполнили данное им
поручение. Что же было неправильным в их действиях?
В обоих
случаях мы сталкиваемся с похожими проблемами. И Мирьям, и разведчики говорили
правильно, но обратились по неверному адресу. Если у Мирьям были какие-либо
критические замечания к Моше, она должна была первым делом пойти к брату и выяснить
этот вопрос с ним в личной беседе. И разведчики безответственно делились своими
выводами со всеми подряд. Они должны были сообщить о результатах ограниченному
кругу людей — Моше и Аѓарону, старейшинам. Вместо этого они предпочли
обратиться к «средствам массовой информации», допустили широкое разглашение
добытых ими сведений, и тем самым создали панику среди всего народа.
Мирьям и
разведчики преподали нам актуальный и важный урок: даже верные слова не всегда
необходимо говорить, и нужно знать, к кому обращаться с критическими
замечаниями. Мы обязаны быть осторожными в своих высказываниях, особенно, когда
выносим что-либо на суд широкой общественности.
Мы выяснили,
что главная проблема лошон ѓоро
заключается все же в самой речи. Даже если злословие не вызвано злым умыслом,
не приносит вреда и не влечет за собой негативные последствия, даже если никто
ни на кого не сердится и никому это не мешает — все равно суть злых речей
поражает душу. Хотя речь — это чисто внешнее явление, она говорится устами и извергается
наружу без каких-либо внутренних причин, она также приносит ущерб. И это
подтверждается характером наказания за грех злословия. Проказа проявляется
только внешне, в ней нет внутренней боли, которая мучила бы человека. Она
ставит знак на поверхности человеческой кожи, предупредительный сигнал о том,
что, хотя внутри него все в порядке, он ни к кому не испытывает ненависти и у
него нет злых склонностей, но его внешние проявления — слова — порочны.
Причина этого
в том, что сила слова является очень важным фактором, влияющим на суть
человеческой души, и мы не должны игнорировать его. Речь не только выводит
наружу то, что человек хранит в душе, но и приводит к изменениям в душе
говорящего. Даже если за лошон ѓоро
на самом деле не скрыты никакие злые намерения, суть этих речей так влияет на
человека, что потихоньку он скатывается все ниже и ниже, и в конце концов зло,
не дай Б-г, овладевает всем его существом.
В то же время
мы узнаем и о позитивном влиянии речи на человека. Даже когда человек, не дай
Б-г, порочен в душе и у него нет сил и возможности совершить полную тшуву (раскаяться) внутренне, особое
значение приобретает внешнее раскаяние. Если человек заявляет, что он хочет
покаяться, то это, в конечном счете, будет способствовать его внутреннему
покаянию.
Сила
воздействия речи на человека настолько велика, что еврейские мудрецы называли
человека медабер — «говорящий». Речь
определяет превосходство человека над животными и другими творениями. Человек
является единственным, кому дана способность говорить. Несмотря на то, что
слова имеют внешнюю силу воздействия, они оказывают на души людей большое
влияние. Поэтому следует избегать отрицательных высказываний в речи, даже там,
где нет злого умысла. С другой стороны, надо всегда добавлять в свою речь
позитивные моменты, даже если на то нет достаточных оснований. Бо´льшая часть
усилий, конечно, должна быть направлена на внутреннее совершенствование своего
характера — только говорить недостаточно, но есть польза и от самого говорения.
Что мы можем
вынести из сказанного? Нужно всегда сохранять доброжелательную атмосферу и быть
сдержанными. И еще — у нас есть право не знать того, что нас не касается
(например — пикантных подробностей чужой жизни). А если уж знать — то только
что-то хорошее!
Рав Авроом Вольф, главный
раввин Одессы и Юга Украины