Суббота, 18.05.2024, 14:38
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории каталога
Глава Торы [240]
Наш опрос
Какой предмет является для тебя любимым?
Всего ответов: 372
Главная » Статьи » Глава Торы

За что была наказана Мирьям?

Включите радио, полистайте газеты и журналы, попереключайте телеканалы, и вы непременно столкнетесь с грязными историями, в которых замешаны те или иные публичные люди: политики, бизнесмены, актеры, певцы и так далее. Все это преподносится читателям и зрителям под лозунгом: «Общество имеет право знать!» Средства массовой информации выставляют напоказ пикантные подробности жизни известных людей, нарушая таким образом их право на частную жизнь. Любая информационная утка вылезает в заголовки первых полос газет и становится достоянием общественности…

Если вы, уважаемый читатель, считаете не совсем удобным проявлять повышенный интерес к перетряхиванию чужого грязного белья, то я согласен с вами и полагаю, что правда на нашей стороне. Кстати, именно подобное вмешательство в жизнь другого человека было осуждено и отвергнуто Всевышним, о чем рассказывается в сегодняшней недельной главе Торы «Беѓаалойсхо». Пророчица Мирьям согрешила — она обсуждала со своим братом Аѓароном-первосвященником тот факт, что Моше-рабейну расстался со своей женой Ципорой для того, чтобы беседовать с Всевышним. За это Мирьям была наказана и целую неделю болела проказой!

Но ведь Мирьям на самом деле говорила чистую правду, и более того — она не собиралась позорить своего брата Моше. Почему же она была столь строго наказана?

Все знают о запрете распространять слухи и о грехе злословия — лошон ѓоро. О нем все время пишут и говорят, и я сам неоднократно писал об этом. Человеку строго-настрого запрещено говорить плохо о другом человеке. Тем не менее, в сегодняшней недельной главе мы узнаем о еще одной важной подробности исполнения этой запрещающей заповеди.

Вполне логично думать, что порочность злословия заключается не в самой речи. Не слова являются главной проблемой, а причина, побуждающая людей говорить плохо о других, или результаты, к которым приводит злословие.

Как правило, причиной того, что кто-либо плохо говорит о другом человеке, являются отрицательные черты характера говорящего. Он ненавидит того, о ком говорит, завидует ему — поэтому пытается его очернить. Подобные речи наиболее опасны, поскольку они, в свою очередь, разжигают ненависть и зависть. Такого человека надо избегать, ибо его злословие — проявление дурных наклонностей и йецер ѓоро (злого начала).

Порой сказанное негативно отражается на том, о ком говорят. Таким путем предаются огласке ошибки и проступки другого человека, неприятные истории, в которых он был замешан, и тому подобное. Понятно, что и эти речи опасны и могут привести к тяжелым последствиям, нанести серьезный ущерб.

Тем не менее, есть ситуации, где — на первый взгляд — нет злого умысла или какого-либо вреда. Говорящий не имеет намерения кому-либо навредить, он не испытывает ненависти или зависти к кому бы то ни было, он также не собирается раскрывать тайны своего друга и тем самым причинить ему ущерб. Человек просто рассказывает о чем-либо и, между прочим, вставляет в свой рассказ факты, позорящие его друга. Кстати, действительно без каких-либо плохих намерений и надежды на негативные последствия.

Именно с подобным примером мы сталкиваемся в конце сегодняшней недельной главы. Тора рассказывает: «И оговаривала Мирьям… Моше… ибо жену-кушитку он взял себе». Как объясняют еврейские мудрецы, Мирьям начала говорить о горе Ципоры, жены Моше. После дарования Торы Моше, поднявшись на высочайшую духовную ступень, стал величайшим пророком и решил покинуть свою жену. Мирьям рассказывает об этом Аѓарону: «Разве только с Моше говорил Г-сподь, ведь и с нами Он также говорил?» Ведь Мирьям и Аѓарон сами были пророки, осененные духом Всевышнего, — но они-то не уходили из семьи! Почему Моше из-за своего положения пророка должен причинять скорбь жене и отказываться от совместной жизни с ней?

Мирьям не сказала ни слова неправды и не стремилась опорочить брата. Она просто показала, что недостаточно понимает особое величие Моше (она и сама была пророчицей, но все же не сумела понять, что ее родной брат поднялся настолько высоко, что даже ей трудно постичь тайну его поведения). И Мирьям была наказана за свои слова и переболела проказой. Рамбам пишет: «Тора предупреждает и говорит: «Опасайся язвы проказы! Помни, что совершил Г-сподь, Б-г наш, с Мирьям!» А ведь она была старше его [Моше] на много лет, он вырос на ее руках, она подвергла себя опасности, чтобы спасти его из Нила… Она не говорила о нем плохо, но только ошиблась, сравнив его с другими пророками. И ему самому это было все равно — ибо сказано: «И человек Моше очень скромный». И, тем не менее, Мирьям сразу же была наказана проказой. Тем паче злые и глупые люди, которые говорят много «замечательного»… Так что желательно, чтобы тот, кто хочет управлять своим поведением, отдалился от них и не разговаривал с ними».

К еще более печальным последствиям злословие «с благими намерениями» привело в истории с разведчиками, которую мы будем читать на следующей неделе в главе «Шлах». 12 человек были направлены для выполнения важной общенародной задачи — изучить положение дел в Эрец-Исроэль для подготовки к ее завоеванию. Полученные результаты вызвали большие опасения. Разведчики увидели там могущественные народы и людей-великанов, и было понятно, что противостоять им будет очень сложно, почти невозможно. Неудивительно, что когда разведчики вернулись, они поделились с народом своими сведениями. Очевидно, что они исполнили данное им поручение. Что же было неправильным в их действиях?

В обоих случаях мы сталкиваемся с похожими проблемами. И Мирьям, и разведчики говорили правильно, но обратились по неверному адресу. Если у Мирьям были какие-либо критические замечания к Моше, она должна была первым делом пойти к брату и выяснить этот вопрос с ним в личной беседе. И разведчики безответственно делились своими выводами со всеми подряд. Они должны были сообщить о результатах ограниченному кругу людей — Моше и Аѓарону, старейшинам. Вместо этого они предпочли обратиться к «средствам массовой информации», допустили широкое разглашение добытых ими сведений, и тем самым создали панику среди всего народа.

Мирьям и разведчики преподали нам актуальный и важный урок: даже верные слова не всегда необходимо говорить, и нужно знать, к кому обращаться с критическими замечаниями. Мы обязаны быть осторожными в своих высказываниях, особенно, когда выносим что-либо на суд широкой общественности.

Мы выяснили, что главная проблема лошон ѓоро заключается все же в самой речи. Даже если злословие не вызвано злым умыслом, не приносит вреда и не влечет за собой негативные последствия, даже если никто ни на кого не сердится и никому это не мешает — все равно суть злых речей поражает душу. Хотя речь — это чисто внешнее явление, она говорится устами и извергается наружу без каких-либо внутренних причин, она также приносит ущерб. И это подтверждается характером наказания за грех злословия. Проказа проявляется только внешне, в ней нет внутренней боли, которая мучила бы человека. Она ставит знак на поверхности человеческой кожи, предупредительный сигнал о том, что, хотя внутри него все в порядке, он ни к кому не испытывает ненависти и у него нет злых склонностей, но его внешние проявления — слова — порочны.

Причина этого в том, что сила слова является очень важным фактором, влияющим на суть человеческой души, и мы не должны игнорировать его. Речь не только выводит наружу то, что человек хранит в душе, но и приводит к изменениям в душе говорящего. Даже если за лошон ѓоро на самом деле не скрыты никакие злые намерения, суть этих речей так влияет на человека, что потихоньку он скатывается все ниже и ниже, и в конце концов зло, не дай Б-г, овладевает всем его существом.

В то же время мы узнаем и о позитивном влиянии речи на человека. Даже когда человек, не дай Б-г, порочен в душе и у него нет сил и возможности совершить полную тшуву (раскаяться) внутренне, особое значение приобретает внешнее раскаяние. Если человек заявляет, что он хочет покаяться, то это, в конечном счете, будет способствовать его внутреннему покаянию.

 

Сила воздействия речи на человека настолько велика, что еврейские мудрецы называли человека медабер — «говорящий». Речь определяет превосходство человека над животными и другими творениями. Человек является единственным, кому дана способность говорить. Несмотря на то, что слова имеют внешнюю силу воздействия, они оказывают на души людей большое влияние. Поэтому следует избегать отрицательных высказываний в речи, даже там, где нет злого умысла. С другой стороны, надо всегда добавлять в свою речь позитивные моменты, даже если на то нет достаточных оснований. Бо´льшая часть усилий, конечно, должна быть направлена на внутреннее совершенствование своего характера — только говорить недостаточно, но есть польза и от самого говорения.

Что мы можем вынести из сказанного? Нужно всегда сохранять доброжелательную атмосферу и быть сдержанными. И еще — у нас есть право не знать того, что нас не касается (например — пикантных подробностей чужой жизни). А если уж знать — то только что-то хорошее!

 

Рав Авроом Вольф, главный раввин Одессы и Юга Украины

 

Категория: Глава Торы | Добавил: tina50 (25.06.2009)
Просмотров: 628 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Поиск
Друзья сайта
Статистика

НУВК ХАБАД © 2024 |