Суббота, 18.05.2024, 12:43
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории каталога
Глава Торы [240]
Наш опрос
В каком классе ты учишься?
Всего ответов: 497
Главная » Статьи » Глава Торы

Тазрия-Мцойро

Без сомнения, вам приходилось слышать фразу: «У меня сейчас черная полоса в жизни». К сожалению, и мне много раз приходилось выслушивать от разных людей рассказы о трудностях их жизни, к которым тут же прибавлялись проблемы кого-нибудь из членов семьи той или другой степени родства. При этом рассказчик, независимо от того, были ли эти проблемы похожи, или у него была, например, проблема со здоровьем, а у родственника — проблема с деньгами, всегда делал один и тот же вывод: «Не знаю, что происходит, но в последнее время наша семья вступила в черную полосу жизни!»

На эти жалобы я всегда отвечаю: «Друг мой! Жизнь — настолько огромное полотно, что возможности человеческого зрения не позволяют нам увидеть его целиком. Мешающая нам жить проблема через некоторое время часто превращается в то, что спасает нам жизнь, помогает сохранить наш бизнес, укрепить семью и даже добавляет нам здоровья. Как бы парадоксально это ни звучало! Всегда стоит отойти от картины на определенное расстояние (посмотреть на вещи в более широкой перспективе), и тогда мы вдруг обнаружим, что черная полоса — это начало стебля цветка, на вершине которого распускается прекрасный розовый бутон! Надо просто позволить времени расставить все на свои места, и мы увидим, что все, что происходит, — к лучшему. Не стоит «зацикливаться» на трудностях! Необходимо понять, что их преодоление приведет нас к гораздо более хорошей и чудесной жизни… Умный человек понимает это тогда, когда проблема еще существует. Менее умный поймет это потом. Я же предлагаю всем понять это сейчас!»

Я всегда пересказываю пример, который приводит Любавичский Ребе от имени своего тестя, предыдущего Ребе, отвечая на просьбу объяснить причину, повлекшую за собой ужасы Катастрофы европейского еврейства. Он предлагает им попробовать представить себе человека, приехавшего из диких джунглей и ничего не знающего о медицине, который попадает в операционную больницы одной из цивилизованных стран. Он видит спящего человека, руки и ноги которого привязаны, а вокруг него — людей с ножами и другими металлическими орудиями, назначение которых ему не известно. Эти люди склоняются над спящим и начинают его резать. Естественно, что дикарь выскочит и начнет кричать: «Спасите! Помогите! Там убивают человека!» Понятно, что все начнут успокаивать его и объяснять, что люди в белых халатах, наоборот, спасают в эти минуты жизнь спящего… Так и мы: люди, не постигшие суть путей Творца, не понимают, почему в этом мире есть «беды», но Великий Всезнающий ведает, что таким образом Он спасает нас и помогает нам.

В недельных главах «Тазрия» и «Мцойро» мы сталкиваемся с описанием различного рода заболеваний, в русских переводах традиционно называемых проказой. Существует три вида проказы: пятна на теле человека, пятна на одежде и пятна на домах. Они поражают человека, совершающего грех злоязычия. Рамбам добавляет, что эти пятна не имели ничего общего с природой: «Чудо предупреждает народ Израиля от злого языка!» Поражение проказой происходило постепенно, поэтапно. В начале «изменялись стены дома… если грешник продолжал грешить — разрушали дом, потом пятна появлялись на кожаных изделиях». Затем пятна появлялись на одежде, в конце, когда все эти предупреждения не возымели должного воздействия, язвы появлялись на коже самого человека. «И будет он выделен и ославлен до тех пор, пока не перестанет злословить…» — завершает Рамбам.

Еврейские мудрецы спрашивают: почему именно эти три направления выбрал Всевышний, чтобы наказать человека за злоязычие? И почему Он совершает эти наказания именно таким способом, чудодейственным путем, а не как в случаях с наказаниями за другие грехи?

Наказание приходит к человеку по этим трем направлениям потому, что его поведение в каждом из них может изменяться от хорошего к плохому и наоборот.

Тело свое человек может использовать для достойных действий, чистоты помыслов и хороших намерений. Человек может ходить только в духовно чистые места, содержать свое тело в святости и чистоте, беречь свои глаза от нечестивых картин, останавливать свой язык, чтобы не сказать плохого слова ни о ком, использовать свое общее и религиозное образование для преподавания и поведения в духе Ѓалохи.

Одежда, как и другие предметы, непосредственно связанные с жизнедеятельностью человека (машина, домашние электроприборы, деньги, имущество), могут быть использованы для пожертвований, иных благотворительных целей, оказания помощи общине. И не дай Б-г человеку хранить свое имущество только для себя!

Дом человека должен быть местом, открытым для гостей, местом, где изучают Тору и воспитывают в соответствии с ее принципами. Еврейский дом должен источать благо и милосердие. Его содержимое, поведение человека в его доме должно соответствовать принципам иудаизма и законам Торы.

Человек познается по этим трем составляющим его жизни. В Талмуде можно увидеть интересную вещь — когда еврейские мудрецы хотят определить положительные явления, способствующие развитию человеческого сознания, они отмечают: хорошая жена, хорошие предметы и хороший дом. Когда эти три основные сферы человеческой жизни существуют в святости, доброте и чистоте, они наполнены особым содержанием и силой. Вложение больших материальных и духовных средств в человека, предметы, которые его окружают, и человеческое жилище дает значительные и просто поразительные результаты.

Так объясняется, почему проказа как наказание за злоязычие поражает не только рот человека (мера за меру), а также распространяется на все тело, на одежду и даже на человеческое жилище.

Еврейские мудрецы считают речь выражением духовного мира человека. Речь не является результатом чисто механических действий губ, языка и всего артикуляционного аппарата. Речевой поток зарождается в мозгу и представляет собой результат мыслительной деятельности человека. Обладая способностью контролировать свое мышление, человек свободно может выбирать между положительным содержанием своих высказываний и злоязычием. Выбрав положительное направление, человек создает для себя, своего тела, орудий труда, жилища перспективу развития и совершенствования. Греша злоязычием, человек подвергает все это опасности заражения проказой. Все связано только с силой воздействия речений на человеческую жизнь! Все зависит только от человека, от его выбора, его деяний! Недаром же сказал царь Шломо: «Смерть и жизнь во власти языка» (Мишлей, 18: 21).

Этому испытанию подвергается каждый человек. И он должен выбрать, использовать ли свою силу, как предлагает царь Давид в Теѓилим: «Кто тот человек, что жизни желает, что любит долгоденствие, чтобы видеть благо? Береги язык свой от зла, уста свои от обмана. Уклоняйся от зла и делай добро, желай мира и стремись к нему!» (Теѓилим, 34: 13–15). А может пойти, не дай Б-г, по другому пути: распустить свой язык, погрязнуть в злоязычии и быть за это наказанным!

На нас лежит ответственность по созданию в нашей семье атмосферы, в которой нет места злословию. А там — влияние семьи может, с Б‑жьей помощью, распространиться на общину, город, а затем и на все общество. Гораздо приятнее жить в обществе, которое очистилось от злоязычия. Такое общество лучше защищено от всех бед и язв, распространяющихся в современном мире. Взятие на себя обязательства строго воздерживаться от злоязычия и в той же мере избегать слушать чужое злословие (в данном случае, как всегда, спрос рождает предложение) можно рассматривать как еще одно ваше пожертвование в пользу общества, которое нам так дорого.

Однако мы не ответили на вопрос, почему проказа поражала человека чудодейственным, а не естественным путем. Любавичский Ребе объясняет, что путь, которым появлялись язвы проказы, должен был привести человека к осознанию того, что это не результаты естественных природных процессов. Человек должен был со всей очевидностью понять, что этот знак с Небес, результат прямого Б‑жественного вмешательства, послан специально для того, чтобы предупредить грехопадение.

Тот, кто не хотел верить, мог утверждать, что это от природы, и искать естественное объяснение этому явлению. Не было здесь, в конце концов, явного чуда, которое меняло законы природы, вызывало потрясение от удивления (воды моря не разверзлись). Это явление было похоже на болезнь, что дало человеку возможность упрямо утверждать: возбудитель этой болезни не имеет сверхъестественную природу.

Сынов же Израиля называют «верующие, сыны верующих». Талмуд в трактате «Шабос» говорит, что еврей, столкнувшись, не дай Б-г, с проблемой проказы, не сомневается, что она послана рукой Всевышнего. В отличие от евреев, люди с иным мировосприятием, даже те, кто верит в существование Б-га, ищут естественное логическое объяснение любому явлению. Даже когда они сталкиваются с чудом и верят, что это чудо, все равно они, как могут, пытаются облечь его в природные одежды, понятные человеческому разуму.

Верующий еврей ведет себя по-другому. Он знает, что так же, как посылая человеку наказание проказой, Всевышний имеет определенное намерение (отдалить человека от злословия), так и на все, что происходит в этом мире, есть особая Б‑жественная причина. Более того, верующий еврей понимает, что хорошее сокрыто даже в том, что с первого взгляда кажется плохим. Ведь если все исходит от Б-га, то не может быть, чтобы от Него исходило зло. Ведь суть Всевышнего — сотворение добра!

 Именно так надо рассматривать язвы проказы. «Мидраш рабо» рассказывает, что одной из причин появления пятен проказы на домах было то, что эмореи спрятали в их стенах свои драгоценности перед тем, как евреи изгнали их из Земли обетованной. То, что сначала воспринимается как зло и вынуждает человека разрушить его жилище, затем оборачивается чудесным добром — огромными сокровищами…

Благодаря этой истинной вере евреи спаслись из Египта. Благодаря этой же вере мы все идем к полному спасению, которое приносит наш праведный Мошиах!


Рав Авроом Вольф, главный раввин Одессы и Юга Украины
Категория: Глава Торы | Добавил: tina50 (29.04.2009)
Просмотров: 476 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Поиск
Друзья сайта
Статистика

НУВК ХАБАД © 2024 |