Праздник в память о чудесном спасении евреев в Персидском
царстве более 2400 лет назад, в период правления царя Ахашвероша (Артаксеркса),
получивший название от слова «пур», что означает «жребий».
С помощью жребия советник царя Аман определил день - 13
адара, когда следовало истребить евреев Персии. Почему именно евреев? А потому,
что перед этим заносчивым сановником все, по его указу, должны были становиться
на колени, а возле дворца ему на глаза все время попадался Мордехай,
родственник жены царя, и не преклонял колен. Мол, на колени евреи становятся
только перед Б-гом. Пошел тогда Аман к царю и доложил - в царстве твоем есть
народ гордый, непочтительный, вышестоящим не кланяющийся. Разреши, мол, чтобы в
назначенный день любой мог убить еврея, а его имущество взять себе. А я,
дескать, за это еще и пожертвую в казну 10000 серебренников.
Указ о геноциде Ахашверош подписал с легким сердцем,
поскольку слово «евреи» ничего ему не говорило и не знал он, что его
жена-красавица Эстер (Эсфирь) - еврейка. А Мордехай потому и проводил дни и
ночи у дворца, что обещал это своей воспитаннице-сироте. Ей, молодой царице,
было одиноко и страшновато вдали от родного дома. Случилось так, что в одну из
ночей Мордехай услышал разговор двух стражников, замышлявших убить царя.
Немедленно донес на них, преступников схватили, а его поступок записали в
дворцовые книги.
В одну из следующих ночей царю не спалось и ему читали эти
книги. Узнав, что его спаситель еще никак не награжден, он позвал Амана и
спросил, как следует поступить с человеком, которому царь многим обязан. Аман
почему-то решил, что царь хочет наградить его и сказал, что такого человека
нужно одарить дорогой одеждой, посадить на хорошего коня, а коня провести по
улицам столицы, громко объявляя: «Так поступает царь с теми, кто оказывает ему
услугу». Царь согласился и приказал Аману наградить Мордехая именно так. Аман
разозлился еще больше, ведь он даже уже выбрал дерево, на котором собирался
Мордехая повесить 13 адара.
Мордехай рассказал Эстер о планах Амана и попросил сделать
все для спасения евреев. Эстер пригласила царя (и Амана) на пир, который так
понравился ему, что он обещал исполнить любое ее желание. Бросившись царю в
ноги, Эстер стала молить его отменить указ об истреблении евреев. Ахашверош
страшно разгневался на Амана, вышел в сад обдумать ситуацию и, вернувшись,
застал Амана у ложа Эстер! Тот молил ее о заступничестве, но, объявив, что Аман
покушался на честь царицы, Ахашверош приказал повесить его на том самом дереве,
на котором советник собирался повесить Мордехая. Но царский указ не мог быть
отменен, и пришлось царю издать еще один: евреям разрешалось защищать свою
жизнь и свое имущество и забирать, в случае победы, имущество того, кто на них
нападал. Так коварный замысел Амана обернулся против него самого и всех, кто
выступил против евреев.
С тех пор два дня после этой даты стали днями празднования и
пира, в еврейских общинах проводятся театрализованные представления,
карнавальные шествия, принято посылать знакомым праздничное угощение. Пекут маленькие
треугольные пирожки с джемом, они называются гоменташи (уши Амана). Хотя к вину
в еврейской традиции отношение сдержанное, именно про этот день в Талмуде
сказано: В Пурим обязательно напиться так, чтобы не отличать «проклятий Амана»
от «благословений Мордехая». В канун праздника в синагогах читают «Свиток
Эстер» и при каждом упоминании имени Амана стучат трещотками (на картинке -
именно они и сам «Мегилат Эстер»).
В городах, которые во время событий, описанных в «Свитке
Эстер», были окружены крепостной стеной, как тогдашняя столица Персии город
Шушан, Пурим празднуется на следующий день, 14 адара, и называется Шошан-Пурим.
В високосный год по еврейскому календарю (например, 2005,
2024) два месяца адар, и Пурим, который празднуется в первый из них, называется
Пурим-катан (малый Пурим).