Сегодня празднование Бар-мицвы обычно состоит из следующих элементов: 1. Синагогальная служба а) Алия ла Тора — восхождение к Торе б) Барух шептарани — родительское благословение в) Мишеберах — молитва о благоденствии и долголетии 2. Сеудат мицва — праздничная трапеза 3. Драша — небольшая речь. Из этих компонентов только алия ла Тора во время службы в синагоге не включается в празднование Бат-мицвы, так как женщин к Торе не вызывают. Однако часто вместо этого вызывают к Торе отца Бат-мицвы таким же образом, как его могли бы вызвать к Торе в честь ее рождения или бракосочетания. В таких случаях также можно читать молитву Мишеберах. А вот как проходил этот праздник у нас в школе: За долго до праздника мальчики и девочки 7-х классов начали готовиться к Бар Мицве и Бат Мицве. Готовили детей ко Дню совершеннолетия преподаватели иврита и традиций еврейского народа Нехама и Шнеор Виглер. Были разосланы приглашения родителям, учителям. И вот настал этот долгожданный день - 14 апреля. Вся старшая школа после уроков собралась в синагоге. А вот и виновники торжества: Кирьязи Андрей, Орлов Илья, Ермаков Валентин, Бунин Анатолий, Пальти Даниил, Ланец Георгий, Тищенко Константин, Шевцов Юрий.
Один из религиозных обрядов, который начинают выполнять по достижении возраста мицвот – это накладывание каждое утро тфилин. Наши мальчики начали накладывать тфилин приблизительно месяц назад, чтобы к празднику совершеннолетия хорошо этому научиться. Однако без помощи старших товарищей не обошлось. Старшие ребята из 10-Б класса помогли семиклассникам наложить тфилин в этот торжественный для них день.
А вот и началась синагогальная служба Алия ла Тора — восхождение (вызов) к Торе Термин алия буквально означает «восхождение». Быть вызванным к Торе, чтобы произнести благословения при ее публичном чтении в общине,— большая честь. Ее оказывают тем, кто совершает переход в новое качество и принимает на себя новые религиозные обязательства. При восхождении к Торе мальчик, достигший возраста Бар-мицвы, подтверждает свой союз с Б-гом и публично заявляет, что принимает Законы, данные на Синае, которые теперь управляют им. Все это выражается в благословениях, произносимых до и после чтения отрывка из Торы. Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, избравший нас из среды народов и даровавший нам Свою Тору. Благословен Ты, Г-сподь, дающий Тору. (Благословение, произносимое до чтения отрывка из Торы) Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, давший нам истинную Тору и даровавший нам вечную жизнь. Благословен Ты, Г-сподь, дающий Тору. (Благословение, произносимое после чтения отрывка из Торы)
Чтение Торы — это публичный акт отождествления с народом Израиля и подтверждение приверженности Закону. Благословения во время чтения Торы воздают ей благодарность, признавая, что она — закон правды и руководство к праведной жизни. Интересно, что, хотя Б-г избрал нас и дал нам Тору в прошлом, заключение каждого благословения произносится в настоящем времени: «Благословен Ты, Г-сподь, дающий Тору». Это означает, что каждый раз при чтении Торы мы подтверждаем свою приверженность ей и вновь признаем свои обязательства по Синайскому соглашению между Б-гом и народом Израиля.
Барух шептарани — родительское благословение
Обычно отец стоит рядом с сыном, когда тот первый раз восходит к Торе. После того как сын заканчивает благословение, отец произносит Барух шептарани: «Благословен освободивший меня от ответственности за него (этого ребенка)».
Мишеберах на Бар/Бат-мицву
Сразу после произнесения Барух шептарани читают молитву в честь нового члена общины: «Тот, кто благословил наших отцов — Авраама, Ицхака и Яакова, благословит и такого-то такого-то, сына такого-то и такого-то — Бар-мицву, за то, что он взошел к Торе. И в награду за это, Святой, благословен Он, охранит его и спасет от всякой беды, и несчастья, и любого недуга, и дарует ему благословение и удачу во всех делах рук его вместе со всем народом Израиля, братьями его. И скажем: Амен!» В случае произнесения Мишеберах для девочки, достигшей возраста Бат-мицвы, имена праотцов заменяются на имена праматерей — Сара, Ривка, Рахель и Лея, и исключается упоминание о восхождении к Торе.
Одно из средств объединения евреев общины – это их имена, которые используются во всех религиозных обрядах и документах. Еврейские имена обычно даются детям вскоре после рождения. Мальчику дают имя на 8-й день его жизни во время церемонии Брит-мила, а девочке, когда ее отца вызывают к Торе в синагоге чаще всего в первый Шабат после ее рождения. Мальчикам и девочкам имена дают публично в присутствии миньяна кворума, который представляет общину. Так поддерживается тот факт, что, получая имя, ребенок занимает свое место в народе Израиля. А дальше пошли поздравления. Первым мальчиков 7-Б и 7-В классов и девочек 7-А и 7-В классов с днем совершеннолетия поздравил директор НУВО «Хабад» Яков Шостак.
Яков Ефимович от имени всей общины вручил детям подарки - Сидуры. Присоединились к поздравлениям заместитель директора по учебно-воспитательной работе Сеплярский Владимир Исаакович, классные руководители Яновская Лариса Владимировна и Куприй Лина Михайловна.
И посыпались поздравления от учеников старшей школы: 5-А,Б, 6-А класса, 8-А,Б, 9-А,Б, 10-А,Б, 11-А классов.
С Днем совершеннолетия, дорогие мальчики и девочки!!!