Возможно, кому-то из читателей будет непонятно, почему
сегодня, когда мы читаем недельную главу «Вайишлах», я решил рассказать
историю, более подходящую к Йом-Кипуру. Но не сомневайтесь — эта удивительно
трогательная история также имеет прямую связь с нашей недельной главой.
…Как-то раз
накануне Йом-Кипура один из хасидов рабби Элимелеха из Лизенска попросил у
своего учителя разрешения посмотреть на то, как он, рабби Элимелех, совершает
обряд капорес.
— Как я делаю капорес?
— переспросил рабби Элимелех. — А как ты делаешь капорес?
— Я — обычный
еврей, и делаю то же, что и другие. В одной руке я держу петуха, в другой —
молитвенник, и читаю текст молитвы: «Вот моя замена. Это вместо меня. Вот мой
выкуп…»
— Я делаю то же
самое, — сказал рабби Элимелех. — В одну руку я беру петуха, в другую —
молитвенник, и повторяю те же слова. Хотя наверняка есть одно отличие — ты
берешь белого петуха, а для меня его цвет не имеет значения: белый, черный,
рыжий — петух и есть петух…
Но хасид
настаивал на том, что капорес рабби Элимелеха должно быть гораздо более
значительным событием. В течение 20 лет он каждый год приезжал в Лизенск на
Йом-Кипур, чтобы помолиться со своим ребе, и на протяжении этих лет всегда
хотел посмотреть на него в этот торжественный момент.
— Хочешь увидеть
необычный капорес? — спросил рабби Элимелех в очередной раз. — Иди к Моше,
владельцу корчмы, и взгляни на его капорес. Как раз у него ты увидишь нечто
гораздо более впечатляющее, чем у меня.
Хасид нашел
корчму Моше, стоявшую неподалеку от Лизенска, и попросился на ночлег.
— Мне очень жаль,
— ответил Моше. — Но, как видишь, корчма у меня небольшая, и мест для ночлега
нет. Но неподалеку есть постоялый двор — хорошо бы спросить там.
— Пожалуйста, —
взмолился хасид, — я весь день был в пути и хочу немного передохнуть. Мне не
нужна комната — я просто полежу в углу несколько часов и уйду.
— Ну, хорошо, —
согласился Моше. — Мы скоро закрываемся, тогда и приходи — сможешь поспать.
Криками, уговорами
и угрозами Моше удалось выпроводить посетителей. Столы и лавки сдвинули в угол,
и комната, которая служила хозяину корчмы спальней, была готова к ночлегу.
Наступила глубокая ночь, приближалось время обряда капорес. Завернувшись под
столом в одеяло, хасид притворился спящим, внимательно прислушиваясь к каждому
звуку в темной комнате, твердо решив, что должен увидеть все.
Перед рассветом
Моше поднялся, омыл руки и прочел утренние благословения.
— Пора делать
капорес, — сказал он жене, стараясь не разбудить гостя. — Подай мне записную
книжку — она лежит на полке у буфета.
Моше уселся на
табурет, зажег свечу и начал просматривать записи, не подозревая, что его
«спящий» гость бодрствует, прислушиваясь к каждому слову. В записную книжку
были внесены все проступки и прегрешения, которые Моше совершил в течение года,
с указанием точного времени, места и обстоятельств. Его «грехи» были довольно
безобидными: слушал чужие сплетни, проспал время молитвы, забыл опустить монету
в ящик для цдоки. Тем не менее, во время чтения Моше заливался слезами. Больше
часа он читал свои записи и рыдал.
Закончив чтение,
он попросил жену принести вторую записную книжку, в которую он записывал все
неприятности и беды, случившиеся с ним в течение года. Однажды Моше избили крестьяне,
в другой день заболел сын; в разгар зимы домочадцы несколько дней замерзали
из-за нехватки дров; пала корова, и молока не было до тех пор, пока не скопили
денег на покупку новой…
Закончив читать
вторую книжку, Моше поднял глаза к потолку и произнес: «Вот видишь, Отец
небесный, я грешил против Тебя. В прошлом году я каялся и пообещал исполнять
все Твои заповеди, но и в этом году поддался своей дурной натуре… Но в прошлом
году я также молился о том, чтобы будущий год был счастливым и богатым, и верил,
что Ты сделаешь все для того, чтобы так и было!.. Дорогой Отец, сегодня канун
Йом-Кипура, когда каждый прощает и получает прощение. Давай оставим все в
прошлом. Я забуду обо всех своих бедах во имя искупления грехов, а Ты, по
великому милосердию Своему, поступишь так же».
Моше взял обе
записные книжки, поднял их в воздух, три раза покрутил над головой и произнес:
«Вот моя замена. Это вместо меня. Вот мой выкуп». Затем он бросил книжки в
камин. Залитые слезами страницы тут же превратились в пепел.
Хасид,
внимательно наблюдавший за каждым его действием, был очень удивлен таким
исполнением обряда капорес. Он покинул корчму, вернулся в Лизенск и пошел прямо
к рабби Элимелеху. Тот попросил его рассказать все, что он видел. Хасид поведал
о том, что произошло в корчме. Цадик произнес в ответ такие слова:
— Об этом
сказано: «Ибо грехи мои превысили голову мою, тяжким бременем тяготеют они на
мне… Я изнемог и сокрушен чрезмерно, кричу я криком сердца моего. Г-сподь! Все
желание мое пред Тобою, мой вздох от Тебя не сокрыт…» (Теѓилим, 38: 5, 9, 10).
Существует
древний еврейский обычай: на свадьбе жених разбивает ногой стакан, и после
этого все кричат: «Мазл-тов!» Такая практика была принята еще во времена
Талмуда. В трактате «Брохойс» (30б) говорится, что рав Аши разбивал стакан на
свадьбе своего сына. Однако почему надо разбивать стакан? Что скрывается за
этим?
Одна из причин
общеизвестна: стакан разбивают в память о разрушении Храма и в знак траура по
Иерусалиму. Перед тем, как исполнить обычай, жених говорит об этом словами из
Псалмов: «Если забуду тебя, о Иерусалим, — да онемеет десница моя! Да прилипнет
язык мой к нёбу, если не буду помнить тебя, если не вознесу Иерусалим во главу
веселья моего!» (Теѓилим, 137: 5, 6). Но есть и другая, более глубокая причина.
В нашей
сегодняшней недельной главе «Вайишлах» мы читаем о том, как наш праотец Яаков
возвращается в Землю Израиля. Он отправляет посланцев к брату, чтобы выяснить,
изменилось ли отношение Эйсава к нему, или он все также ненавидит брата. Посланцы
вернулись, принеся совсем не радостное известие: «Мы пришли к твоему брату, к
Эйсаву. И также идет он навстречу тебе, и четыреста мужей с ним» (Брейшис, 32:
7). Несмотря на прошедшие годы, Эйсав не забыл вражду, и братские чувства не
возобладали в нем, он остался тем же Эйсавом, чья беспощадность хорошо известна
всем.
«И устрашился
Яаков очень, и тяжко стало ему…» — с ним жены и дети, а Эйсав идет на него с
целой армией! Обратившись к Всевышнему с просьбой о защите, Яаков в то же время
приготовился к обороне, сделав разумный и стратегически верный ход: «И разделил
он народ, который с ним, и мелкий и крупный скот и верблюдов на два стана».
Если один лагерь будет разбит, «то будет оставшийся стан спасен» (Брейшис, 32:
8).
Не совсем ясно,
почему для сохранения части людей, как Яаков говорит, ему понадобилось
разделить их на два, а не три или четыре лагеря, почему только два? Даже
начинающий консультант по инвестициям скажет вам не вкладывать все деньги в
одно место, так же как каждая бабушка не применит сказать: «Не кладите все яйца
в одну корзину». Инвестиции нужно помещать в разные предприятия и формы
собственности.
То же самое
говорит и Талмуд (трактат «Бава меция», 107а): «Благословен ты в поле, когда
твои владения разделены на три части: одна треть под зерновыми, вторая под
оливами, а третья под виноградными лозами». Почему? Раши поясняет: «Бывает
неурожайный год для винограда и олив, но урожайный для зерна, или наоборот, и
будет у него спасение». То есть — в любом случае что-то вырастет.
Если это верно
для денег, то тем более подобным образом надо поступать, когда речь идет о
человеческих жизнях. Яакову следовало бы разделить свою семью и имущество на
много лагерей, что повысило бы вероятность того, что, по крайней мере,
некоторые из них спасутся.
Приглядевшись к
тому, как именно Яаков разделил все, что у него было, на два лагеря, мы заметим
некоторую странность. В одном лагере — овцы, крупный рогатый скот и верблюды
вместе с пастухами и всем, что относится к собственности. Во втором лагере он
оставил своих 12 детей и четырех жен. Какая-то непонятная логика! Допустим,
если Эйсав нападет на лагерь собственности, то лагерь семьи будет спасен. Но
что случится, не дай Б-г, если Эйсав нападет на лагерь семьи? Все будут убиты,
не останется в живых никого из рода Яакова! Чем же он руководствовался, собирая
всю семью в одном лагере?
О чем думает
Яаков, мы узнаем из его молитвы: «Ибо с одним посохом перешел я Иордан, а ныне
стал я двумя станами». Мы понимаем, что Яаков вспоминает то время, когда он
пошел в Харан, когда не было у него ни серебра, ни золота, ни скота, но только
посох. Сегодня у него два лагеря: в одном имущество, а во втором семья.
Поэтому, попав в затруднительное положение, Яаков разделяет семью и имущество,
полагая, что если, не дай Б-г, что-то может быть захвачено Эйсавом, то пусть
это будет собственность, а не жены и дети. Пусть деньги будут «искуплением» за
семью!
Искупление
(капора) — известное понятие в иудаизме. Оно лежит в основе древней еврейской
традиции — в канун Йом-Кипур у евреев принято «просить леках». Каждый приходит
к своему отцу или деду (или к раввину в синагоге) и просит кусочек пирога,
который, конечно же, получает вместе с пожеланиями сладкого и хорошего нового
года. Любавичский Ребе в канун Йом-Кипура раздавал пришедшим к нему евреям
кусочки пирога часами! Смысл этого обычая заключается в том, что если, не дай
Б-г, этому человеку предстоят суровые испытания, и ему понадобиться помощь
Создателя, то пусть это выразится только в данной просьбе, и еще раз в течение
года ему делать это не придется.
В этом же
заключается и внутренний смысл обычая разбивать стакан на свадьбе. Пишет святой
автор книги «Шней лухойс ѓабрис»: «Установили разбивать стакан во время хупы,
чтобы создать возможность для частичного искупления». То есть, мы отдаем себе
отчет в том, что не может быть в мире совершенной и полной радости, поэтому
пусть лучше разбитый стакан станет единственной неприятностью на свадьбе. Так
мы оберегаем себя, и ничего другого нехорошего на свадьбе не должно произойти…
Это должно стать
правилом для нас на всю жизнь. Если, не дай Б-г, должно случиться что-то
плохое, то пусть ущерб будет причинен только имуществу, а не нашему здоровью
или здоровью близких. И когда такая неприятность приключилась, то не стоит
нервничать и сердиться. Нужно спокойно принять «приговор» и сказать себе:
«Капора! Так должно было произойти, и слава Б-гу, что это материальный ущерб, а
не что-то более серьезное…»
Рав Авроом Вольф, главный раввин Одессы и Юга Украины